Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:14, реферат
В данном реферате мы рассмотрим такие актуальные вопросы как :
-понятие правового государства
-основные черты правового государства
- признаки правового государства
Введение………………………………………………………………2
2.Понятие правового государства…………………………………..4
3.Основные черты правового государства……………………..…8
4.Признаки правового государства…………………………………27
5.Заключение……………………………………………………………30
6.Список используемой литературы……………………………….31
В советской
политико-правовой теории и практике,
вместе с тем, последовательно отстаивался
тезис о необходимости
В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров.10 Однако в практической политико-правовой жизни, касающейся правового государства и принципа разделения властей, за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений. Наличие их, без сомнения, свидетельствовало бы о движении государства и общества по пути не декларированной, а реальной для всех граждан Российской Федерации демократии.
В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.
Известно уже по опыту веков, писал по этому поводу Ш. Монтескье, что "всякий человек", обладающий властью, "склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела. А в пределе - кто бы это мог подумать! - нуждается и сама добродетель". Чтобы не было злоупотребления властью, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга".
Наряду с этим в правовом государстве (как один из главных признаков его существования) должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
Помимо названных есть и другие признаки и черты, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны. В своей совокупности они дают общее представление о том, чту есть правовое государство и что не является таковым, каковы его сущность, содержание, основные цели его создания и назначение. Наконец, каковы условия его формирования и функционирования.
Последнее является принципиально важным, особенно для современной России и для других стран, ставящих перед собой задачу формирования на базе существующих государственных структур правового государства. Ибо если в стране нет реальных - объективных и субъективных условий для создания, а затем - нормального функционирования правового государства, то не может быть и речи об успешном решении данной проблемы.
Что же собой представляют эти условия или предпосылки? С чем они связаны? Прежде всего они ассоциируются с необходимостью достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры.
Актуальными еще и поныне являются слова В.И. Ленина, сказанные вскоре после Великой Октябрьской революции, о том, что для участия масс в решении государственных и общественных дел "кроме закона, есть еще культурный уровень, который никакому закону не подчинишь".
Принципиально важными предпосылками создания правового государства в нашей стране являются также: выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.
Важными условиями
и предпосылками формирования правового
государства в Российской Федерации
является также создание внутренне
единого, непротиворечивого
Эта борьба разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законам автоматически порождает такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей.
Современная
жизнь дает тому множество печальных
примеров. В том числе примеров,
связанных с разрушением
Не подлежащим никакому сомнению является тот факт, что законы, пока они действуют в интересах всех слоев и классов общества, необходимо соблюдать, а не нарушать. Добиваться, в случае их устарелости, явного или кажущегося консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи между различными институтами и людьми.12
Эта простая
и всем доступная истина была известна
еще в Древней Греции более
двух тысячелетий назад. "Повинуйся
законам", - таков был призыв известного
философа и правоведа Хилона, автора
знаменитого афоризма "Познай самого
себя". Слушайся законов больше, чем
ораторов - таково было кредо этого
мыслителя, понимающего, что беззаконие
ведет к общественному распаду
и упадку. Строгое соблюдение законов
считалось высокой добродетелью
согласно учению древнегреческого мыслителя,
политического деятеля и
Наихудшим для
всех злом пифагорийцы считали
"Цари
и правители не те, - говорил
по этому поводу известный
древнегреческий философ
Среди существующих
условий и предпосылок
Иными словами, гражданское общество выступает в качестве своего рода антитезы, противовеса государству.13 Соотносясь подобным образом с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и слоев, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства, с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности. Но одновременно оно призвано принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.
Гражданское общество, таким образом, рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.
Общественным сознанием
В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
2) ограничение правом
В философском смысле свобода может
быть определена как способность
человека действовать в соответствии
со своими интересами, опираясь на познание
объективной необходимости. В правовом
государстве в отношении
Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом.14 Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.
Наиболее крупные и значимые
блоки права-стимула в
Права человека как главное звено
правового режима стимулирования для
индивида есть источник постоянного
воспроизводства его
Права человека и правовое государство,
несомненно, характеризуются общими
закономерностями возникновения и
функционирования, ибо существовать
и эффективно действовать они
могут только в одной "связке".
Оба феномена имеют в своей
основе право, хотя роль последнего для
них практически прямо
Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.
Правовые ограничения
В условиях демократии право как
бы "меняется местами" с государством
- утверждается верховенство первого
и право возвышается над
3.Признаки правового государства
Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:
1) наличие публичной власти, выделенной
из общества и не совпадающей
с населением страны (государство
обязательно обладает