Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Идея власти закона, одинакового для всех граждан, звучала еще в VI в. до н.э. в устах афинского политического деятеля Солона. Проблема соотношения естественных прав человека и законов государства была поставлена Аристотелем и Цицероном. Концепция же правового государства и основных проявлений сформировалась в XVII-XIX вв. в трудах Локка, Монтескье, Канта, Мэдисона, К.Т. Велькера, Р. Фон Моля (в работах двух последних окончательно утвердился термин правового государства).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и признаки правового государства……………………………….4
2. Основные принципы правового государства………………………………8
2.1 Принцип приоритета
2.2Принцип правовой защищенности человека и гражданина
2.3 Принцип единства права и закона.
2.4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по политологии.docx

— 30.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие и признаки правового государства……………………………….4

2. Основные принципы правового государства………………………………8

          2.1 Принцип приоритета

          2.2Принцип правовой защищенности человека и гражданина

          2.3 Принцип единства права и закона.

           2.4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Демократическое формирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов  и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве  и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищенность гражданина. Здесь каждый человек вправе рассчитывать на предсказуемость, последовательность и надежность принимаемых решений, знает свои права и обязанности, четко определенные законом. В своей законченной форме такая постановка вопроса нашла воплощение в политической демократии и ее важнейших институтах, построенных на принципах политического и идеологического плюрализма, парламентаризма, выборности должностных лиц и т.д.

Эти принципы находят отражение  в праве, которое призвано закрепить  основы гражданского общества. Нормы  права должны, прежде всего фиксировать возможность разрешения взаимных претензий и обязанностей, вытекающих из конфликтных, спонтанно формирующихся отношений. Естественно, что государство правомочно регулировать, контролировать и при необходимости корректировать эти отношения лишь в известных пределах.

Идея власти закона, одинакового  для всех граждан, звучала еще в VI в. до н.э. в устах афинского политического деятеля Солона. Проблема соотношения естественных прав человека и законов государства была поставлена Аристотелем и Цицероном. Концепция же правового государства и основных проявлений сформировалась в XVII-XIX вв. в трудах Локка, Монтескье, Канта, Мэдисона, К.Т. Велькера, Р. Фон Моля (в работах двух последних окончательно утвердился термин правового государства).

 

1. Понятие и признаки правового государства.

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства  с правом. Правовое государство - это  продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового  государства. Хотя, как полагают некоторые  юристы, идея правового государства  уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций  правового государства лежат  идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа  Монтескье (1689-1755гг. ) и других европейских  просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи  абсолютизма (которое Кант называл  государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной  власти в условиях правового государства  принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового  государства характерно ограничение  государственной власти, связанность  ее правом и законом.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом  виде концепция правового государства  является социальной ценностью всего  человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское  общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных  и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в  ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.

Правовое  государство - это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом  соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу  и безопасность, ибо духовным фундаментом  его является признание прав человека.

Правовое  государство - это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех перед законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и  судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно  или через представителей).

         К основным признакам правового государства относят:

1) государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство;

2) равенство всех перед законом;

3) ответственность государства  перед каждым гражданином, и  наоборот. Человеку полностью гарантируются  права и свободы, защита от  любого произвола власти;

4) государство располагает стабильной  Конституцией и системой законодательства. Стабильность законодательства - важное  условие осуществления права,  уважения к закону со стороны  граждан. Если законодательство  подвергается постоянным и непрогнозируемым  изменениям, то к нему падает  уважение, как самих властных структур, так и граждан;

5) обязательное верховенство Конституции  и законов над всеми другими  правовыми актами;

6) наличие отлаженного механизма,  способного обеспечить выполнение  и защиту прав, в том числе  наличие эффективной системы  правоохранительных органов (суд,  прокуратура, арбитраж и др.), подчиняющихся  только закону;

7) наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание  граждан, их уважение к закону, признания его верховенства со  стороны общества.

Выполнение в полной мере столь  высоких требований не может сегодня  обеспечить ни одно государство мира. Поэтому о правовом государстве  можно говорить лишь как о неком  идеале, к достижению которого следует  стремиться.

Вместе  с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую  организацию общества, основанную  на соответствующем социально-экономическом  базисе общества.

3. Располагает специальным государственным  механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной  организацией на своей территории.

5. Существует благодаря налогам  и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные принципы  правового государства

Принципы - это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей  совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло  бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными  факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект  данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения  справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного  механизма реализации правовых начал  в деятельности государственных  органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной  свободы, осознанной и в необходимых  пределах им самим ограниченной. С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиции современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:

2.1 Принцип приоритета

В литературе при характеристике правового  государства очень часто употребляется  термин «господство права», происхождение  которого, очевидно, связано с английским «rull of low» -- «правление права» или «господство  права». На наш взгляд, русский перевод  данного термина не адекватен  вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с  одной стороны, трактовки права  как средства подавления и насилия, а с другой - фетишизации права  как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права может  быть раскрыт при усвоении следующих  моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона  его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального  образа жизни. Во-вторых, государство  не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-«одиночки» догадывались о происхождении права и его  роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право  в качестве приоритета в своем  развитии. Отсюда необходимость ограничения  государственной власти, связанности  правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства  на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете, приоритет права  означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиции права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей  права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным  делением общества и легитимной публичной  властной силой; в) необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов; г) наличие  в государстве необходимых для  выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2.2 Принцип правовой защищенности человека и гражданина

Данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения.

Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит  в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественным образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по вопросу  самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как  разумная сторона бытия, мера свободы  человека.

Абсолютность (тотальность) этого  принципа состоит в том, что все  взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы  действия права, со стороны государства  это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки: 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Информация о работе Правовое государство