Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Идея власти закона, одинакового для всех граждан, звучала еще в VI в. до н.э. в устах афинского политического деятеля Солона. Проблема соотношения естественных прав человека и законов государства была поставлена Аристотелем и Цицероном. Концепция же правового государства и основных проявлений сформировалась в XVII-XIX вв. в трудах Локка, Монтескье, Канта, Мэдисона, К.Т. Велькера, Р. Фон Моля (в работах двух последних окончательно утвердился термин правового государства).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и признаки правового государства……………………………….4
2. Основные принципы правового государства………………………………8
2.1 Принцип приоритета
2.2Принцип правовой защищенности человека и гражданина
2.3 Принцип единства права и закона.
2.4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по политологии.docx

— 30.75 Кб (Скачать файл)

1) Нормальные правовые отношения  предполагают равенство и взаимную  ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения  с множеством различных общественных  образований и со всеми гражданами, поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушения прав, невыполнение обязанностей.

2) Правое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено  в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать  только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) Устойчивый, стабильный правовой  статус гражданина (система его  прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический  механизм его обеспечения позволяют  человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права  могут быть в любой момент  нарушены.

2.3 Принцип единства права и закона.

В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и  наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что  он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной  власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

2.4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Власть в государстве может  олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может  принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В  данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового  государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным  государствам должна пониматься не как  дележ власти, а как создание системы  сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению  всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет  государства. Исполнительная власть, назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости. Правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государство занимает в политической системе центральное место, обусловливаемое  его природой и назначением как  особого инструмента, с помощью  которого осуществляется политическая власть экономически господствующего  класса. Сохранение и упрочнение политической власти возможно лишь тогда, когда государство  интегрирует интересы всех слоев  населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует  с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность  к развитию. В основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А, кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия. Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носит общечеловеческий характер. Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех  сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание  условий для ее свободного  развития.

3. Взаимную ответственность государства  и личности.

4. Прочный режим законности и  стабильности правового порядка.

 

Список литературы

7. Политология: учебник для студентов  вузов / В.Ю. Бельский; под ред.  В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

8. Общая и прикладная политология.  Учебное пособие. Под общей  редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., МГСУ: Изд-во «Союз», 1997.

10. Хропанюк В.Н. Теория государства  и права. - М., 2008.

Политология: учебник  для вузов / И.А. Василенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009 .

 


Информация о работе Правовое государство