Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является - рассмотрение правового государства, его основных черт, характеристик и особенностей.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие правового государства;
- рассмотреть основополагающие моменты правового государства;
- а также раскрыть некоторые характерные черты, то есть признаки правового государства.

Содержание

Введение
1. Основные понятия о правовом государстве
1.1 Понятие правового государства
1.2 Основы правового государства
2. Принципы правового государства
1. Верховенство закона
3. Система «сдержек и противовесов»
4. Взаимная ответственность государства и личности
5. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития
6. Соблюдение и защита прав человека
7. Ограничение государственной власти правом
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Равиль.rtf

— 218.41 Кб (Скачать файл)

     Государство осуществляет свою деятельность в правовых формах, оно связано с народом, всеми участниками общественных и правовых отношений не только правами, но и социальными и юридическими обязательствами. При формировании государственного аппарата на него возлагается ряд отражающихся в Основном Законе обязанностей перед народом, различными социальными структурами, личностью.

     Таким образом, обязанности государства имеют глубокие корни в конституционном строе. Социально-политической основой обязанностей государства является народный cyверенитет, получивший правовое выражение в Конституции. По действующему Основному Закону России народу принадлежит учредительная власть, а государственная власть - законодательная, исполнительная, судебная -- учрежденная власть.

     Отсюда следует, что Конституция обладает двуединой природой: она является законом, установленным народом для государства как особого учреждения, которым оно должно руководствоваться во всей своей деятельности, своеобразным каталогом юридических обязанностей государства, и одновременно законом государства, который закрепляет правовое положение иных субъектов права и регламентирует социально значимые аспекты их поведения.

     Юридическую основу рассматриваемого явления составляют нормы Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе, федеральные конституционные и иные законы, закрепляющие свободу и права личности, а также обязанности государства, государственных органов и должностных лиц по реализации целей и задач государства, выражению воли и защите интересов народа, обеспечению и охране прав человека и гражданина.

     Конституция устанавливает меру взаимной свободы и ответственности государства и личности, определяет пределы государственного вторжения в сферу жизнедеятельности индивида, которые не могут быть преодолены без риска утраты государством легитимности, а также границы индивидуальной автономии личности и некоторые важнейшие формы и способы ее проявления.

     При демократии закон обязателен не только для подвластных, но и самого государства в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. Односторонние обязательства, возлагавшиеся в прошлом государством на подвластных, в условиях правового государства и разделения властей трансформируются в нормы, содержащие не только взаимные обязательства, но и права.

     Индивид выступает не только обязанной стороной, но и обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, его органов и должностных лиц. Закрепляя права человека и гражданина, Конституция тем самым определяет обязанности по обеспечению этих прав, возлагаемых на государство. 

     
    1. Ограничение государственной власти правом
 

     Принцип ограничения правом государственной власти необходимо рассматривать в контексте предыдущего принципа - соблюдение прав и свобод человека, ибо они выражают две стороны сущности правового государства.

     Если анализировать первую (социальную) сторону без второй (формально-юридической), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, как создать для личности режим правового стимулирования.

     Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение - не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только потеряет.

     Нужно также отдавать себе отчет и в том, что в условиях правового государства право (как формальная система) может выступать в ряде случаев и как тормозящий фактор социально ценным действиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенных позитивных целей даже весьма благовидными средствами. Например, разделяя власть и создавая многочисленные ограничения для нее, мы тем самым объективно связываем ее активность, инициативу, маневренность, «замешанные» в том числе и на благих намерениях, на общественных интересах10.

     Другими словами, в сеть правовых ограничений попадают не только «плохие поступки» государства, но и «хорошие». Это неизбежное зло, которым общество вынуждено расплачиваться за подобное жизнеустройство. При сравнении его со злом, которое причиняет обществу и личности государство, не ограниченное правом, отдадим предпочтение все же первому, следуя древней мудрости: «из двух зол выбирать меньшее».

     Вместе с тем нельзя думать, что чисто механическое заимствование сугубо западных идей дает России согласие, порядок, демократию. С одной стороны, этого, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые нами теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций и навыков, чиновничье-аппаратным засильем.

     Если и можно для Poссии признать концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

     С другой стороны, не абсолютизируя роли права, следует реальнее относиться и к самой идее правового государства, ибо «в действительности политическая власть всегда стремиться вырваться из правовых рамок и Правовое государство - это скорее идеальный тип»11.

     Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентируется внимание на характерных чертах правового государства России.

     Итак, обобщив использованный материал можно сказать следующее:

     Правовое государство - это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров.

     По своей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.

     Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государственные учреждения в процессе развития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и социальных черт, формирующего свободное гражданское общество.

     Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем развитии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.

     Развитие рассматриваемой, как и любой другой обще гуманистической идеи, - процесс сложный и противоречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. В историческом плане он непрерывен, бесконечен и в определенной степени необратим.

     Возникновение и эволюция идеи правового государства -- процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.

     Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство -- антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.

 

      Список использованной литературы: 

  1. Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - №237 от 25.12.1993.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 752 с.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1994. - 312 с.
  4. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России. - М.: Издательство НОРМА, 1998. - 449 с.
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1996. - 495 с.
  6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: Норма-Инфра-М, 1999. - 689 с.
  7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.
  8. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. - 672 с.
  9. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 207 с.
  10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Изд-во «Интерстиль», 2000. - 377 с.

Информация о работе Правовое государство