Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности. Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время.

Вложенные файлы: 1 файл

0135916_1C444_pravovoe_gosudarstvo_teoriya_i_praktika.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

       Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

        Разумеется, смысл  и содержание идеи правового  государства у одних мыслителей, политических и общественных  деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

        Правовое государство  — это такое государство, в  котором создаются условия для  наиболее полного обеспечения  прав и свобод человека и  гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

        Среди существующих  условий и предпосылок успешного  формирования и функционирования  правового государства следует  назвать наличие в стране гражданского общества. Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только до государственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, к силу его незрелости, примитивности; во-вторых, потому, что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».

       В последнее десятилетие в развитии государства в нашей стране произошли кардинальные изменения. Был провозглашен переход к основным демократическим ценностям современности: закреплению и защите прав человека, правовому государству  в связи с этим теоретические вопросы идеи правового государства приобрели особую актуальность.

     Цель настоящей работы заключается в том, чтобы дать общую характеристику теории правового государства и рассмотреть основные проблемы реализации идей правовой государственности в современной России.

     Для написания работы использованы не только учебные издания по теории государства, но и привлечена дополнительная литература. Это прежде всего монография И.Ю. Козлихина. Исторические аспекты теории правового государства рассмотрены в статьях О.А. Кудинова и Ю.И. Шелестова. Характеристика практики построения правового государства на современном этапе, ее проблем проводится в статьях Г.И.Авциновой и О.В. Мартышина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРИНЦИПЫ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

 

    Правовое государство - это такая организация политической власти,   которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод

человека и гражданина, а также для наиболее  последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

     Правовое  государство представляет собой сложную систему, на формирование  и  функционирование которой оказывают воздействие многие  факторы  общественной жизни.

Однако в идее правового государства можно выделить два главных элемента:

1. свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2. ограничение правом государственной  власти.

     Понимание свободы  человека в правовом государстве  означает, в первую очередь, создание  условий для юридической свободы, такого правового механизма, в  основе которого лежит принцип «все, не запрещенное законом, дозволено». В теории правового государства человек понимается как автономный субъект, который свободен распоряжаться своими силами и способностями, имуществом. Право при этом выступает мерой свободы - оно должно максимально расширить границы ограничений личности.

     Для правового государства  в отношении свободы личности  важное значение имеет формула  «прав человека», под которыми  понимаются фундаментальные права  человека, призванные обеспечить  достойное существование человека. В права человека входят те права, которые называют естественными - право на жизнь, на свободу, на честь и достоинство и т.д.

Другой блок прав человека - это его права в экономической сфере, сфере распоряжения собственностью.

     Вот что пишет по данному поводу О.А. Кудинов: «При всей академичности теории правового государства она  ценна своим рациональным зерном - максимальными гарантиями естественных прав личности. Поэтому под правовым государством следует понимать не некое абстрактное государство господства права, а государство, максимально гарантирующее естественные права личности, причем не только через механизмы судебной защиты, но и через автоматизм действия законов, защищающих данные права. Именно в этом должна состоять главная задача государства, его органов и должностных лиц…  Цель  правового государства это расширение прав личности, совершенствование конституционно правовых механизмов их реализации и защиты». 1

     Во взаимоотношениях  человека и государства право  выступает как соединяющее звено. Связанность государства правом составляет сущность

правового государства.

     Необходимость ограничения  государственной власти вытекает  из склонности всякой власти (в  первую очередь - исполнительной) к  неоправданно широкому расширению  собственных полномочий, к злоупотреблениям. Право же выступает в качестве рамок, ограничивающих и сдерживающих эти стремления государственной власти, оно создает заслон ее незаконному превышению, игнорированию и попранию государственной властью прав человека.

    Ограничение государственной власти правом необходимо для того, что бы недостатки людей, которые находятся у власти, не превратились в пороки самой государственной власти.

     Поэтому можно сказать, что право направлено не столько на ограничение управляющего воздействия  со   стороны         государства,       сколько на    предотвращение     необоснованных и   неоправданных  ущемлений властью интересов граждан. В условиях демократического правового государства право ограничивает действия государственной власти и в этом отношении возвышается над государством.

     Одним из важнейших  принципов правового государства  является принцип правовой защищенности  человека и гражданина. Этот принцип  носит комплексный характер. Комплексность  данного принципа состоит в том, что он находится в основе всех взаимоотношений человека с государством и его органами. Еще одной характеристикой рассматриваемого принципа является его непреходящий и абсолютный характер, который обусловлен естественным происхождением основных прав человека.

     Еще одним основополагающим признаком правового государства является сформированное гражданское общество.

     Гражданское общество - это свободное, демократическое  правовое общество, ориентированное  на конкретного человека, создающее  атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля над деятельностью государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Причины возникновения концепции  правового   государства. 

 

        Чтобы лучше уяснить  и  понять  правовое   государство , необходимо понять причины побудившие к появлению такого термина, как  правовое   государство. Основные положения этой концепции, как  и  некоторые других, были развиты во время буржуазных революций, в период преобразования традиционных государств в государства конституционные. Что же отличает два эти понятия? Это, конечно же, взаимоотношение  государства  и личности, а также соблюдение в государственной деятельности прав человека. Традиционные  государства  имели полную власть над поданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали естественного права человека, как личного так и политического. Это, к примеру, рабовладельческие  и  средневековые монархии. В конституционных  государствах  народ является источником государственной власти, он формирует законодательные органы,  государство  подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена.

Основной причиной появления  государства  стало рассуждение  и  обоснование конкретных требований, которые заключаются не столько во взаимоотношении  государства   и  права, сколько  государства   и  личности, так как именно в развитом,  правовом   государстве , имеются гарантии реализации интересов

личности, социальных, экономических, духовных. Главной причиной возникновения немецкой концепции  правового   государства  явилось необходимость утверждения в Германии капиталистических производственных отношений, что в свою очередь требовало либерализации экономики Сущность  теории  буржуазной  правовой  государственной заключалось в требовании свободы производства  и  торговли, направленных против феодального строя. С юридической точки зрения они выражались в требовании ничем неограниченной гарантии собственности, как владения, так  и  приобретения, а также распоряжения  и  пользования ею. Следовательно по своим теоретико- гносеологическим источникам  правовое   государство  было тесно связано с юридическим мировоззрением- классовым мировоззрениям восходящей немецкой буржуазии. Одновременно с этим интересы капитала требовали свободы от государственной регламентации  и  опеки, свободы, которая покоится на свободной конкуренции частной предпринимательства  и  не случайно всеми буржуазными теоретиками  правового   государства  был заблаговременно воспринят принцип в качестве генерального конституционного принципа -разрешено все, что не запрещено законом .

Понятны требования буржуазии "гарантии законной свободы" , надежности  и  правопорядка, который бы соответствовал бы ее классовой воле .  Правовое   государство  росло на почве "абсолютиского правого  государства " , как противоположность полицейскому . Об этом четко сказал Отто Майера " Полицейское  государство  явилось большим мастером по выращиванию  правового   государства " .

Буржуазное учение внесло много полезного в учение о  правовом   государстве  , в деле установления гражданских свобод . Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе личности посредством установления режима господства права .

Главным достижением  и  завоеванием буржуазной  правовой  государственности следует отнести упразднение феодальной правительственной зависимости крупного землевладельца путем введения судопроизводства , законодательно регулируемого и осуществляемого на основе всеобщих абстрактных норм , не связанных с регулированием отдельных случаев .

Если брать в целом аспекты протогосударственности в 19 в. , то их основой являлись основные принципы-гарантии сферы свободы представленной в виде прав человека , в которую государственный аппарат мог вмешиваться только на основе имеющихся законных предписаниях ; определения закона как общеобязательного предписания , действующего в равной мере относительно при вмешательстве в свободу и собственность , необходимо учитывать принцип  правовой  безопаснсти ,в частности , запрет обратной силы закона в случае ухудшения им положения лиц , контроль за вмешательством администрации с целью соизмеримости ее действий с законностью при помощи независимой , свободной от указаний  и  только ориентированной на закон судебной власти .

" Правовое   государство " практически означало в 19 в. тоже  самое что  и  "конституционное  государство " , гарантия права свободы и разделения властей посредством связанности исполнительной и судебной власти с законодательной . Ядром  правовой  системы должен выступать  правовой  закон , как антипод произволу ,хаосу .  И  все-таки основное положение  правовой  государственности гласит - в любых ситуациях интересы личности имеют приоритет перед интересами  государства  . Человек -во всем  и  всегда только цель , но никогда не является средством, даже ради достижения великой  и  благородной  цели . Это исходный принцип  правовой  государственности , принцип гуманизма . Одним из первых в новое время данному утверждению придал значение немецкий

философ Иммануил Кант , родоночальник немецкого  правового   государства  .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ПРАВАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ. СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ.

 

     Основным принципом  организации и деятельности правового  государства является разделение  властей. Основателем концепции разделения властей принято считать известного французского просветителя Щ.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.  Государственная власть  в правовом государстве не является абсолютной.  Это обусловлено не только господством права, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется.  Согласно теории разделения властей соединение законодательной, исполнительной и судебной властей в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимоконтролировать и ограничивать друг друга ( США) либо предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти — законодательной ( Англия).

          Рассмотрим  принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит:  "Государственная  власть  в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,  исполнительную и судебную. Органы законодательной,  исполнительной и судебной власти самостоятельны".

     К органам законодательной  власти относятся: Федеральное Собрание               ( Совет Федерации и Государственная  Дума) (статья 94 Конституции РФ) , а  так же Законодательные Собрания  республик, входящих в состав  Российской Федерации; органы власти других субъектов  Российской  Федерации;  местные  органы  государственной власти.  Законодательная власть должна принимать законы.

Информация о работе Правовое государство