Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности. Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время.

Вложенные файлы: 1 файл

0135916_1C444_pravovoe_gosudarstvo_teoriya_i_praktika.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

        Исполнительную  власть осуществляет Правительство РФ (статья 110 Конституции РФ) , Председатель Правительства РФ, федеральные министерства (Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ и т.д.)федеральные службы ( Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ и т.д. )  и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. Исполнительная власть организовывает  выполнение законов.

     Судебная власть осуществляется  посредством конституционного, 
гражданского, административного и уголовного судопроизводства ( статья 118 Конституции РФ). Судебная система состоит из следующих судов:

- Конституционный Суд РФ ( конституционные и уставные суды субъектов РФ);

- Суды общей юрисдикции:  Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.); 

-   мировые судьи;

- Арбитражные суды: Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ.

     Судебная власть решает  спор о праве на основании  закона, принятого законодательным  органом.

     Но даже если соблюдено требование разделения властей,  задействована система  "сдержек  и противовесов",  то государство еще не обязательно является правовым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 

    В РОССИИ.

     В 90 - е годы 20 столетия идеи правового государства стали одной из основ проводимых в России реформ. Конституция 1993 г. в ст. 1 провозгласила РФ правовым государством. Этим доктрина правового государства была официально признана в качестве основополагающей для современного государственного развития. В тоже время, на мой взгляд, рано говорить о том, что Россия действительно является правовым государством. Нельзя не согласиться с г.и. Авциновой, которая пишет по этому поводу следующее: «Современный пример идеализации действительности, забегания вперед - Конституция Российской Федерации 1993 г., где в ст. 1 провозглашается, что Россия уже сегодня является  правовым, а в ст. 7 - социальным государством»2.

     На несформированность  правового государства в России  указывает несколько признаков.

     Во-первых, в стране  отсутствует необходимый атрибут  правового государства- сформировавшееся  гражданское общество.

     Исторически сложилось  так, что в нашем государстве  гражданского общества не существовало, так как не было объективных предпосылок для этого. В России никогда не было равенства прав и свобод каждого гражданина, никогда не провозглашалось, даже формально, ответственность государства перед обществом. Предпосылки для создания гражданского общества существовали только в период перехода России к капитализму, в годы буржуазных реформ второй половины 19 века. Однако эти предпосылки не были реализованы.

     В советский период также отсутствовали реальные возможности для существования гражданского общества. Население не было свободным ни юридически, ни экономически, ни идеологически. Поэтому граждане были сильно зависимы от государства. В силу этого отсутствовало и гражданское общество.

     Отсутствовало стремление к построению правового государства. В период социализма  всегда провозглашался приоритет интересов государства над  интересами отдельной личности. Кроме того, государство никогда не считалось связанным законом. Оно само устанавливало правило поведения и в любой момент могло изменить их на более удобные, выгодные для себя.

     С такими   предпосылками    развития  правовое   государство   и гражданское общество не могут сформироваться в России быстро. Ни правовое государство, ни тем более гражданское общество не могут быть созданы чьим либо волевым решением, установлены законом. Поэтому даже конституционное. закрепление Российской Федерации как правового государства не означает, что оно действительно существует сейчас у нас в стране. Сегодня в России процесс формирования гражданского общества только начинается. Отношения между государством и обществом находятся в такой стадии, когда государство еще не может быть названо правовым, общество гражданским.

          Нет и развитой правовой культуры населения, уважения к праву. 

Правовое государство не может быть построено в условиях, когда большая часть населения воспитана в духе пренебрежения к правовым требованиям, причем правовой нигилизм характерен не только для рядовых граждан, но и для должностных лиц. Многие решения органов власти и управления приняты не на основе закона, а на основе ведомственных интересов.

     Нельзя не отметить  и особый характер отношений  россиян с властью. Для Запада  характерно преобладающее влияние  индивидуализма. Со времен Реформации  индивид осознает себя полноправным  и независимым участником социального процесса. В течение длительного времени в практике общественной жизни формировалась культура участия в отправлении государственной власти, диалога с властью, механизмы контроля за властью. В российской же ментальности власть идеализируется, она рассматривается, прежде всего как власть верховная (царя, генерального секретаря, президента). Традиционно сильна     ориентация на то, что улучшение власти возможно не путем изменение ее структуры, усиления влияния на власть со стороны общества, а на то, чтобы к власти пришел авторитетный лидер. Российский народ самоустраняется от управления государством.

     Нет  в России и устойчивой политической системы, необходимой для нормального функционирования правового государства. Пока в стране нет четко оформленной партийной системы, исполнительная власть формируется совершенно независимо от политических партий, а это значит, что в нее приходят конкретные люди со своими взглядами и убеждениями, а не представители той или иной партии, имеющий определенную программу действий. Поэтому рядовой гражданин страны просто не верит в возможность своего реального участия в управлении государством. Все это вызывает политическую апатию большинства граждан, отсутствие интереса к делам государства.

     Немаловажное значение для формирования правового государства имеет стабильная экономика, наличие развитого среднего класса собственников. По этому показателю Российская Федерация еще далека от развитых современных государств.

          Таким образом, в настоящее время рано говорить о том, что в России Существует правовое государство. Как справедливо пишет О.В.Мартышин, проблема правового государства это не только и не столько правовая проблема, сколько социально-политическая. В стране нет социально-экономических и политических условий, нравственного климата, культурного уровня, которые позволяют осуществить принципы правового государства. Оно остается для нас пока идеалом, но в тоже время служит и программным  требованием, ориентиром.3

       В тоже время налицо и явные  позитивные сдвиги . Это проведение в жизнь принципа разделения властей, плюрализм и многопартийность, следование  Конституции и укрепление ее роли, значения в жизни страны и т.д..

     Одна из основных  обязанностей правового государства- это соблюдение и защита прав человека. Юридическую основу этой обязанности, как правило, образуют конституционные нормы, иные законы, в которых эти нормы конкретизируются. В России эта обязанность государства закреплена в ст. 2 Конституции РФ в числе основ конституционного строя: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -  обязанность  государства».                    

 

Конституционно-правовое закрепление принципов  правового   государства  на современном этапе , проблемы  и  перспективы развития .

 

Конституция -Основной закон любого  государства  , в 1 -ой статье которой закреплено , что Российская Федерация является  правовым   государством  .  Правовое   государство  - это прежде всего конституционное  государство  , которое является практическим воплощением идеи  правового   государства  . Основные принципы конституционного строя , важнейшие направления развития общества , его главные идеи закрепляются не иначе как на высшем законодательном уровне - конституционном уровне . На ее базе строится механизм законности в  правовом   государстве  .  Правовое   государство  по своей сути требует наличия Конституции , оформленной в виде нормативного документа  и  обязывающий государственную власть действовать на основе установленного порядка . Приоритет Конституции закреплен в статье 15 и включает положения Конституции Российской Федерации в единую систему норм права . Последовательным развитием этой тенденции является учреждение конституционного правопорядка .

Являясь полноправным членом мирового сообщества , Российская Федерация признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы  и  нормы международного права , также  и  международные договоры Российской Федерации .Поэтому если нормы Российской Конституции противоречат международному праву, то применяются правила международного договора . Все акты , указы , постановления , законы не должны противоречить Конституции . Как известно одним из главных принципов в  правовом   государстве  является верховенство права , в России серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона являются издержки ведомственного , регионального  и  местного нормотворчества , зачастую противоречащую закону  и  нередко лишающие граждан тех прав , которые им предоставляются законодательством . Перекраивание  и  извращение законов на любом уровне недопустимо , но  и  вредна практически ,то есть пораждает бюрократизм  и  безответственность , а порой коррупцию , существенно тормозит общественно полезные начинания .

Однако для функционирования  правового   государства  недостаточно исключить всякую возможность искажения сути действующего законодательства .Чтобы этот механизм действовал необходимо исключить всякую возможность не исполнения законодательства . Сделать невозможным любые формы произвола , своеволия , вседозволенности .

Господство закона - неотъемлемый признак  правового   государства  . Однако господство закона не означает его всесилие . Решая стоящие перед нашем обществом проблемы, мы не можем обойтись без права как одного из важнейших факторов общественного развития , фактора , роль которого будет возрастать по мере переориентации с одних методов руководства на другие , преимущественно экономические .

 Правовое   государство  - это прекрасная питательная среда для нашего всестороннего роста , среда без которой сегодня немыслимо развитие общества . Подлинное  правовое   государство  не имеет ни чего общего ни с  правовым  нигилизмом , мешающим его формированию , ни с излишней фетишизацией , извращающей суть  правового   государства  , возможности законов составляющих его базу .

Согласно Конституции России (статья19 ) в Российской Федерации все равны перед законом  и  судом . Государство гарантирует равенство прав  и  свобод человека  и  гражданина независимо от пола , расы , национальности , языка , происхождения  и  так далее . Мужчины  и  женщины имеют равные права  и  свободы  и  равные возможности их реализации . Грубым нарушением равноправия граждан является установление ни чем не оправданных привилегий для отдельных граждан , введение номенклатурных должностей  и . т .д. . Функционирование  правового   государства  предполагает исключение возможностей сохранения  и  воспроизводства в будущей форм несправедливого  правового  неравенства , последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости . В  правовом   государстве  справедливость внедряется в общественные путем законного закрепления .  Правовое   государство  не является само целью , оно представляет собой социально - историческую форму выражения организации , защиты равенства  и  свободы .

 Правовое   государство  мыслится  как инструмент для эффективной  реализации интересов личности . Цель правовой государственности - служение потребностям личности  и  общества . Отсюда приоритет личности в отношениях с  государством  , но смысл существования  правового   государства  не сводится только к защите человека от государственных притязаний . Принцип  правового   государства  преследует двойную цель : в равной мере ограничивать  и  обеспечивать деятельность  государства  , чтобы гарантировать права  и  свободы человека ,его  правовую  защищенность . Жизнь  и  работа в условиях  правового   государства  невозможна без знания законов , выражающих интересы общества , определяющая гарантия прав  и  свобод человека , дозволяющего  и  запрещающего в интересах общества . Поэтому необходимо законы опубликовывать , на это указывает конституция в статье 15 . Не опубликованные законы не принимаются . Россия провозглашена Конституцией как  правовое   государство  , на сегодняшний день вряд ли этот лозунг уместен , скорее Россия полуправовое  государство  (не обеспечено верховенство закона , Указы президента  и  правительства иногда противоречат базовым статьям Конституции , граждане иногда не знают законов затрагивающих их права , может быть как следствие этого -низкая  правовая  культура людей ) . Не адаптировались к новой обстановки , складывающейся в России , которые не знают как в новых условиях отстаивать свои права , к кому обращаться в тех или иных случаях , каковы обязанности тех или иных органов в отношении защиты прав граждан , а государственные  и  муниципальные органы не оказывают необходимой помощи гражданам в их ориентации в социальной среде . Поэтому строительство  правового   государства  в России связано многими трудностями . В перспективе своего развития  и  процветания  правового   государство  в России , необходимо поддерживать обучение права не только в ВУЗах но  и  в школах , чтобы дети со школьной скамьи знали свои права и могли уже формировать свое правосознание , необходимо поставить государственную власть в рамки  правового  закона . Многое зависит также  и  от самих людей , их правосознания , ведь в Конституции прямо закреплено , что единственным источником власти в России является народ  и  именно он должен стать творцом своей судьбы , но только в соответствии с принципами права.  Правовое   государство  -это идеальная модель государства . Конституция можно сказать не провозгласила , а указала цель , к которой необходимо  и  желательно стремиться . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Правовое государство - это многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства, является его связанность правом. 

Информация о работе Правовое государство