Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие понятия правового государства и его принципов, становление и развитие правового государства. Также, целью в данной работе будет показать проблемы и перспективы совершенствования функции правового государства в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 54.62 Кб (Скачать файл)

Введение

Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство - это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Идея правового государства широко обсуждалась во все времена и в наши дни интерес к такому государству не угас. Основной причиной такого внимания является не только гуманизм самой идеи возникновения такого государства, но и поиск путей наиболее адекватного ее оформления и эффективного осуществления. Тема правового государства не исчерпана и по сей день и интерес с течением времени к ней не только не угасает, но и усиливается, поэтому данная тема является актуальной.

Актуальна эта тема еще и тем, что в процессе исследования можно сравнить уровень развития гражданского общества, демократии, прав и свобод у нас в стране и за рубежом, понять их социальную значимость для построения правового государства, также выявить основные проблемы, с которыми столкнулось наше государство в процессе формирования правового государства.

Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституции, правотворчестве и правоприменении, правомерном поведении и о жизни общества в политической системе. Базу исследования составили: правовые положения, изложенные в Конституции Российской Федерации (1993г), научные работы и тематические исследования в области государствоведения в целом и посвященные концепции правового государства в частности таких авторов, как:  В.А.Черепанов, М.В.Баглай, Л.А. Шарнина и др.

Объектом исследования в данной работе выступит правовое государство как определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека в Российской Федерации.

Предметом данной работы являются функции находящегося в процессе становления правового государства (на примере Российской Федерации), способствующие реализации потребностей гражданского общества, определяющие сущность правового государства.

Целью исследования является раскрытие понятия правового государства и его принципов, становление и развитие правового государства. Также, целью в данной работе будет показать проблемы и перспективы совершенствования функции правового государства в Российской Федерации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена  раскрытию понятия «правового государства», основным учениям о правовом государстве. Вторая глава посвящена основным идеям правового государства и предпосылкам, которые способствовали формированию правового государства в России. В третьей главе раскрываются основные проблемы построения правового государства в России, пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Правовое государство

§1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Идея правового государства возникла еще в древности.  Зародилась она, как считают многие ученые, в античную эпоху.  Мыслители античности, такие как Платон, Сократ, Аристотель и др., считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со времени возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

Современные концепции правового государства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Иммануил Кант полагал, что цель государства должна состоять в обеспечении мирной счастливой жизни его граждан при условии гарантий прав их собственности1. Поэтому оно не должно издавать законы, которые противоречат общественным представлениям о морали, и эти представления должны составлять основу конституции. Согласно категорическому императиву, любому нравственному принципу возможно придать форму всеобщего закона, который обязывает всех людей к определённым решениям безотносительно к ожидаемому результату. Поэтому для того, чтобы проводимая политика была нравственной, государство должно подчиняться соответствующим юридическим законам и не должно подстраивать их под свою политику2. Кант полагал, что единственно прочным является такой государственный строй, при котором закон «самодержавен» и не зависит ни от какого отдельного лица. Если же законодательная власть принадлежит народу, исполнительная власть подчинена законодательной, а судебная власть назначается исполнительной, то тем самым обеспечивается равновесие властей, а не просто их разделение3.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

Термин «правовое государство» (Rechtsstaat) впервые был применен в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века в трудах ученых К. Т. Велькера, Р. фон Моля, а затем и в других странах, в том числе в России. Свою теорию правового государства Р. фон Моль изложил в книге «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства». В англосаксонской правовой системе применяется термин «правление права» (The Rule of Law).

Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII–XX вв., включает: установление реальных гарантий прав и свобод личности; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; осуществление высшего конституционного контроля. Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития.

В современной западной политико-юридической мысли утвердилась концепция либерального правового государства. По существу теория правового государства основана на признании незыблемости прав и свобод человека и принципа разделения властей. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Таким образом, чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности.

 

§2. Понятие «правовое государство», его основы, признаки и принципы

 

В Статье 1 Конституции Российской Федерации сказано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».  Но самого понятия правового государства в Конституции РФ не раскрывается и невозможно понять, какая это Россия, что она из себя представляет или должна представлять.

В комментарии к статье 1 Конституции Российской Федерации говориться: «Россия провозглашается правовым государством - так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма».4

Исходя из этого можно дать определение правового государства: правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенства закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, нужно, чтобы в данном государстве активно функционировало гражданское общество, которое не зависит от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

 

Основами правового государства являются:

1) Политическая – основа, которая характеризуется наличием суверенитета, координирующего интересы субъектов политической системы общества и обеспечивающего справедливое правовое равновесие и свободное развитие этих интересов;

2)  Экономическая – основа, представляющая собой производственные отношения, которым присущи многоукладность, наличие различных форм собственности;

3) Социальная – основа, которая характеризуется созданием саморегулирующегося гражданского общества для реализации каждым гражданином государства своих творческих, трудовых возможностей, одновременно обеспечивая многообразие мнений, личных прав и свобод личности;

4) Нравственная – основа, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

1) Верховенство закона – принцип, который распространяется во всех сферах общественной жизни и является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) Разделение властей – принцип, закрепляющий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых относительно самостоятельна, взаимно ограничивается с помощью законодательно закрепленной системы «сдержек и противовесов»;

         3) Реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина – принцип, который закрепляет обеспечение свободного развития личности, признание за личностью определенной свободы;

         4) Взаимная ответственность государства и личности – принцип, закрепляющий равенство и справедливость в отношениях между государством, являющимся носителем политической власти, и личностью, являющейся участницей формирования и осуществления политической власти;

5)Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что не любое государство может считаться правовым и недостаточно только провозгласить его таковым в Конституции. Важно, чтобы провозглашаемое государство имело характерный ряд признаков, которые присущи правовому государству. Именно так можно определить, является ли государство правовым или нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Формирование правового государства в России

§1. Основные идеи правового государства в России

 

В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И. Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве» (1724 г.), С.Е.Десницкого в «Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.), реформаторские проекты М.М.Сперанского, а также революционные высказывания А. Н. Радищева, декабристов П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева, демократов А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского.5 В одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах.

Конституционализм как идея и реалия в истории России прошел долгий и противоречивый путь развития. Подготовка первых конституционных проектов началась еще в XVIII в., была официально продолжена при Александре I, а затем неофициально декабристами. При Александре II был подготовлен проект российской конституции, но не был принят из-за его убийства 1 марта 1881 г. По сути дела первой конституцией России можно считать в совокупности Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.

          С принятием этих актов, где наряду с закреплением верховной самодержавной императорской власти провозглашались, дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения представительным органом всех издаваемых законов, идеи правового государства получили новый импульс. Реально оценивая ситуацию в стране, отдельные ученые справедливо полагали, что конституционное государство можно считать лишь шагом к государству правовому. Оно «так же далеко не сказало еще своего последнего слова, как и само право, господство которого оно гарантирует, и поддержание которого оно совершенствует в интересах развития человеческого общества».

Информация о работе Правовое государство