Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Что есть правовое государство? Этим вопросом задавались и задаются многие мыслители и ученые, пытаясь раскрыть смысл этого понятия. В России термин “правовое государство” появился еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. Позднее этот термин стал употребляться в ходе перестройки в качестве одного из типов государства, но России было ещё далеко до правового государства.

Содержание

Введение
Причины возникновения и этапы становления правового государства
Становление государственности
Причины возникновения государства
История становления правового государства
Правовое государство и его основные признаки
Понятие правового государства. Правовая основа государства
Экономическая основа правового государства
Социальная основа правового государства
Нравственная основа правового государства
Правовое государство как суверенное
Основные признаки правового государства.
Опыт развития правового государства в России
История развития правового государства в России
Практика становления правового государства в современной России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ТЕОРИЯ И ОПЫТ.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

Введение

3

1. 

 

1.1. 1.2. 1.3.

 

2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6.

 

3. 3.1. 3.2.

Причины возникновения  и этапы становления правового  государства

Становление государственности 

Причины возникновения  государства 

История становления правового государства

 

Правовое государство  и его основные признаки

Понятие правового государства. Правовая основа государства 

Экономическая основа правового  государства

Социальная основа правового  государства

Нравственная основа правового государства 

Правовое государство как суверенное 

Основные признаки правового государства. 

 

Опыт развития правового  государства в России

История развития правового  государства в России

Практика становления  правового государства в современной  России

 

4

4

7

9

 

17

17

20

20

21

21

22

 

27

27

 

34

 

Заключение 

39

 

Список литературы

45


 

 

 

 

Введение

 

Что есть правовое государство?

Этим  вопросом задавались и задаются многие мыслители и ученые, пытаясь раскрыть смысл этого понятия.

В России термин “правовое государство” появился еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. Позднее этот термин стал употребляться в ходе перестройки в качестве одного из типов государства, но России было ещё далеко до правового государства.

И только в декабре 1993 года данный термин был закреплен в Конституции Российской Федерации, а, следовательно,  Россия встала на путь развития как правовое государство.

В данной работе речь пойдет именно о правовом государстве, как об одном из типов  государства. В ней будут рассмотрены основы и признаки правового государства.

Данная  тема сегодня очень актуальна, потому что многие сейчас задаются вопросом, существует ли в современном мире истинно правовое государство. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать все отличительные и присущие только данному понятию черты.

Эта курсовая работа является анализом исследований при рассмотрении основ, понятия  и признаков правового государства. Правовое государство - это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы. Государство, обладающее четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.

Предложенная работа – это попытка осмыслить и оценить все знания о термине «правовое государство», полученные за долгий период развития общества и государства. Ее цель – изучение основных идей правового государства, его понятия и основных признаков. Задачи – раскрыть элементы теории правового государства как с позиции своего времени, так и опыта прошлого.

 

1. Причины возникновения и этапы становления правового государства

 

1.1. Становление  государственности

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется.

Родоплеменному строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, однако, отсутствовала власть обособленная, отсутствовал стоящий над обществом особый аппарат для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные  коллективистские производственные отношения  стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение  ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимала.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V-VI в. н. э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой, прежде всего, войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа – духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, то есть все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что, в конце концов, привело к появлению частной собственности или «власти-собственности», а на их основе – к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытнообщинного  строя к государственно организованному  обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием  центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Государство возникает  как закономерный, объективно обусловленный  результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое  принимает различные формы в  зависимости от возникающего способа  производства, от получающих господство форм собственности на землю – государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать  государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первые государства начали возникать в эпоху бронзы.

Пути возникновения  государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что  в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых  находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных (оросительных) работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности, возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

1.2.Причины возникновения  государства

Основными причинами  появления государства были следующие:

— необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

— необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

— необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых.

Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили  к разделению общества, к появлению  богатых и бедных, к возникновению  эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем – к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации

— необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

— необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

Происходившее накопление общественных богатств приводило  к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

В большинстве  случаев указанные выше причины  действовали совокупно, в различных  сочетаниях. При этом в разных условиях, например, исторических, социальных, географических, природных, демографических. Главными, решающими причинами могли становиться любые из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительную роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

Право формировалось  одновременно и параллельно с  государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

Информация о работе Правовое государство