Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Что есть правовое государство? Этим вопросом задавались и задаются многие мыслители и ученые, пытаясь раскрыть смысл этого понятия. В России термин “правовое государство” появился еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. Позднее этот термин стал употребляться в ходе перестройки в качестве одного из типов государства, но России было ещё далеко до правового государства.

Содержание

Введение
Причины возникновения и этапы становления правового государства
Становление государственности
Причины возникновения государства
История становления правового государства
Правовое государство и его основные признаки
Понятие правового государства. Правовая основа государства
Экономическая основа правового государства
Социальная основа правового государства
Нравственная основа правового государства
Правовое государство как суверенное
Основные признаки правового государства.
Опыт развития правового государства в России
История развития правового государства в России
Практика становления правового государства в современной России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ТЕОРИЯ И ОПЫТ.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Как бы хорошо не звучала в теории идея о приоритете прав и свобод человека, реализовать ее на практике не так легко. Достаточно упомянуть, что в условиях частного предпринимательства, безработица неизбежна. Поэтому задача государства — минимизировать неблагоприятные последствия безработицы, добиваться роста занятости населения, выплачивать социальные пособия. Осуществление прав и свобод человека требует постоянного внимания и содействия государства, однако способов решения социальных проблем пока не найдено. Не случайно некоторые философы не признают социально-экономические права субъективными, поскольку они далеко не всегда могут быть защищены в суде. Поэтому ряд государств, не присоединились к «Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах», ссылаясь именно на это обстоятельство. Разумеется, процедура реализации экономических прав имеет существенные особенности, отличающие их от политических и личных (гражданских) прав, каждое из которых в случае нарушения может быть защищено в суде. Поэтому идеи социальной государственности и гарантированность социально-экономических и культурных прав требуют долговременных социальных программ и постоянных усилий государства. В современном мире многие государства сумели обеспечить высокий и достойный уровень жизни своих граждан (ФРГ, Швеция, Дания).

Следует отметить, что  формирование правового государства — процесс постоянный и непрерывный, требующий реакции на вновь возникающие ситуации и в экономике, и в политике, и в нравственности. Да и силы государства в проведении социальных реформ не безграничны. Одни социальные проблемы слишком сложны, чтобы их решить законодательным путем, другие — слишком тонки и неуловимы, а третьи — слишком много зависят от нравственных причин. Трудности, стоящие перед правовым ориентированным государством, связаны с тем, что государство должно соблюдать баланс между свободной экономикой и определенными способами воздействия на распределительные процессы в духе формального равенства, свободы и справедливости, выравнивая социальное неравенство. Однако, стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства. Проявляя заботу о повышении социального статуса граждан, государство должно соблюдать меру, которая воспрепятствовала бы освобождению человека от личной ответственности за свою судьбу и судьбы своих близких. Стремясь создать «общество всеобщего благосостояния», государство не должно использовать преимущественно административно-командные средства. Его задача – применять экономические методы: гибкое налогообложение, сбалансированный бюджет, социальные программы. Опыт развития правовых государств Запада показывает насколько трудно достижим баланс между свободой и воздействием государства на экономику. Обеспечение высоких социальных расходов связано с повышением налогообложения, что со временем становится тормозом развития производства. В этих условиях правительство вынуждено временно сокращать социальные программы. Затем наступает период, требующий увеличения социальных расходов в связи с усиливающейся необеспеченностью части общества.

Признание правового  государства требует философско-правового  осмысления к сущности государства  и права и направлений его  деятельности.

В современном мире происходит переориентировка различных правовых и политических систем в определении отношений государства и индивида. Так, страны, в которых господствовала плановая экономика, стремятся внедрять индивидуализм, в то время как страны с рыночной экономикой пытаются сделать рынок более приемлемым с социальной точки зрения. Оба вида общественных систем, основанных на индивиде или государстве, испытывают недостаток в промежуточных институтах, которые могли бы демократически обеспечить влияние социальных групп с различными интересами на общественное развитие. Очевидно, что в нынешних условиях необходима философско-правовая теория, сближающая государство и индивида не в плане подавления или ограничения последнего, а как признание неизбежности возрастания социальной функции государства в условиях рыночных отношений.

Новая стадия развития правового государства – стремление выйти за пределы формального юридического равенства, расширить его путем выравнивания социальных условий жизни. Однако цель правового государства – не устранение неравенства, а математическое «выравнивание неравенств», устранение резкого различия в имущественном положении, повышение социального статуса индивида для обеспечения всем членам общества достойного уровня жизни. Так, немецкий философ-правовед X. Ф. Цахер раскрывает различные правовые средства и способы, которые государство применяет для смягчения социального неравенства. Это социальные коррективы, вносимые в частноправовые отношения (трудовое право); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (в образовательной, культурной сферах); предоставление государственных учреждений частным лицам (в сфере обслуживания, образования, здравоохранения); создание благоприятных социальных условий существования посредством установления обязанностей частных лиц (например, по отношению к инвалидам); улучшение социального положения путем государственных выплат (социальных пособий); сглаживание имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налогов); перераспределение ценностей (например, путем денежных реформ); смягчение экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их передачи в общественную собственность и др. Необходимо отметить, что поиск способов реагирования государства на социальное неравенство идет постоянно. При этом важно, чтобы правовое государство, реализующее осуществление прав и свобод человека, не нарушило автономии общественного развития.

Таким образом, правовое государство и рыночная экономика  в процессе взаимодействия должны преодолевать свою непримиримость. Необходимо помнить, что равенство людей биологически заложено с рождения и неуничтожаемо никакими законами общественного развития. Об этом очень хорошо сказал А. Токвиль: «Я думаю, что демократические народы испытывают естественное стремление к свободе; будучи предоставлены самим себе, они ее ищут, любят и болезненно переживают ее утрату. Однако равенство вызывает в них страсть, пылкую, неутолимую, непреходящую и необоримую; они жаждут равенства в свободе, и, если она им недоступна, они хотят равенства хотя бы в рабстве»24. Это суждение кажется справедливым для всех времен и народов. «Какие бы люди и власти ни захотели восстать против этой непобедимой силы они будут опрокинуты и уничтожены ею». На примере России, высказанные философом более 150 лет назад, эти идеи являются актуальными и поныне, когда принципы свободы, справедливости и равенства должны быть действительным действующим приоритетом государства, а не декларативными бумажными принципами.

 

Список литературы

 

  1. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций.  В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004. 30 п.л.
  2. Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966. С. 337-338.
  3. Всеобщяя декларации прав человека п. 1 ст. 25
  4. Гегель.Соч.Т;.Л1. М.—Л., 1935. С. 444.
  5. Гегель. Философия права. М., 1934. С. 236.
  6. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 74.
  7. Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. С. 139. Кант И. Указ. соч. Т. 4. С. 147. см. та же. С. 233.
  8. Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое//Вопросы
  9. Кудрявцев В.Н. "Правовое государство", изд."Вопросы философии", 1998г, Т. 3, № 6, С. 43-54
  10. Локк Д. Избранные философские произведения. Т . II. М .. 1960. С. 66.
  11. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. С.63-64.
  12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т.21.С. 491-498.
  13. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека п. 1 ст. 11
  14. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001. С.333
  15. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml
  16. Правовая наука и реформа юридического образования: Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. Сборник научных трудов. Вып. 4. Изд-во Воронеж. ун-та, 1996.
  17. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. М., 2005. С.7.
  18. Саверчанка И.В. Канцлер Великого княжества. Лев Сапега, Минск, Наука и техника, 1992
  19. Саква Р. Путин: выбор России / Пер. с англ. М., 2005. С.201.
  20. Селезнев Г.Н. Правовое государство – история и современность // Российская историческая политология: Курс лекций. Ростов н/Д., 1998. С.354.
  21. . Стецовский Ю.И «Судебная власть» Москва 2002г.
  22. Токвиль А. Демократия в Америке. М., Издательство «Весь Мир», 2000.
  23. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.. 1981.

1 Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966. С. 337-338.

2 Саверчанка И.В. Канцлер Великого княжества. Лев Сапега, Минск, Наука и техника, 1992

3   Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 74.

4 В.Н. Кудрявцев "Правовое государство", изд."Вопросы философии", 1998г, Т. 3, № 6, С. 43-54

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т.21.С. 491-498.

6   Локк Д. Избранные философские произведения. Т . II. М .. 1960. С. 66.

7 Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. С. 139. Кант И. Указ. соч. Т. 4. С. 147. см. та же. С. 233.

8 Гегель.Соч.Т;.Л1. М.—Л., 1935. С. 444.

9 Гегель. Философия права. М., 1934. С. 236.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т.21.С. 491-498.

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т.21.С. 491-498.

12 Ю.И. Стецовский «Судебная власть» Москва 2002г.

13 Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций.  В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004. 30 п.л.

14 Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. С.63-64.

15 Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое//Вопросы философии. 1990. №6.

16 Селезнев Г.Н. Правовое государство – история и современность // Российская историческая политология: Курс лекций. Ростов н/Д., 1998. С.354.

17 Саква Р. Путин: выбор России / Пер. с англ. М., 2005. С.201.

18 Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001. С.333

19 Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml

20 Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. М., 2005. С.7.

21 Токвиль Алексис де. Демократия в Америке: М.: Издательство «Весь Мир», 2000.

22 «Всеобщей декларации прав человека» п. 1 ст. 25

23 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека» п. 1 ст. 11

24 Токвиль А. Демократия в Америке. М., 2000.


Информация о работе Правовое государство