Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:21, курсовая работа
Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.
› реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;
› демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства;
› верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;
› внешний и внутренний суверенитет государства;
› соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);
› народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;
› сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;
› взаимная ответственность государства и личности;
› связанность государства правом, его статус как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;
› разделение властей в организации государственного управления;
› высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;
› наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;
› недопущение монополизма в политике и. экономике;
› единство прав и обязанностей граждан;
› наличие развитого гражданского общества.
Следовательно, правовым государством может быть признана только такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан2.
Признаки правового государства
С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.
1. Верховенство закона в государственной и правовой жизни
С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.
Государство устанавливает
в законах общеобязательные
Таким образом, правовое
2. Взаимная ответственность государства и личности
Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено " "Все, что не дозволено власти, ей запрещено".
Обязательность закона для
государственной власти
~ юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;
~ политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;
~ политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.
На тех же правовых
3. Разделение властей
Одним из важных признаков
демократического государства
Идея о создании государственного
механизма исключает
Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти — законодательной, что характерно, например, для Англии.
Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выполнение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.
4. Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность
Этот признак правового
Права человека — это
К числу иных важных
3. Предпосылки
и условия формирования
Идея правового государства
всегда покоилась на дуализме
Государства и Права. Но
В течение многих веков
своего существования
К конкретно-государственным
институтам прилагался
Путь к становлению правового государства
сложен и долог. Нужно создать необходимые предпосылки
› Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хорошего, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».
› Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.
› Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.
› Укрепление судебной системы, введение суда присяжных.
› Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.
› Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.
› Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность.
› Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.
› Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества4.
Существуют и определенные
а) Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.
б) Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.
в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.
г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.
Идея правового государства
занимает достойное место в
общецивилизационной
Но вместе с тем никогда
не существовало и не
4. Особенности Российского правового государства
Действующая Конституция РФ,
принятая на всенародном
Однако процесс формирования
правового государства в
• законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция заседаний Государственной Думы;
• население лишилось права отзывать депутатов, не оправдавших их доверия;
• деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной из-под общественного контроля.
Все еще не изжиты случаи
нарушения принципа