Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:49, курсовая работа
Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право.
Введение………………………………………………………………………………………………………….…4
1.Правовое государство…………………………………………………………………………….….6
1.1.Какое государство называется правовым……………………………………….…..7
1.2.Формирование правового государства в России………………………………11
2.Тема правового государства в русской политико - правовой мысли России……………………………………………………………………………………………………………….16
2.1. Великие философы о правовом государстве……………………………………16
2.2.Идеи правового государства XIX – XX вв. ………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….28
Список используемой литературы…………………………………………………………………..32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Правовое государство…………………………………………………
1.1.Какое государство называется правовым……………………………………….…..7
1.2.Формирование правового государства в России………………………………11
2.Тема правового государства в русской
политико - правовой мысли России………………………………………………………………
2.1. Великие философы о правовом государстве……………………………………16
2.2.Идеи правового государства XIX – XX вв. ………………………………………….18
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
введение
Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право.
В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом).
И в концепции известного современного социолога Фукуямы либерально - демократическое государство - это венец политико-правового творения человечества, «лучше, как говорится, не придумать». И, следовательно, надо законсервировать это детище либеральной идеологии и практики на века, пользуясь, разумеется, благами, которые дает обществу такое государство. Эти и другие концепции (анархические, эсхатологические и т. д.) вытекают органично из различного понимания государства и права, предписывают и современной теории государства и права заглянуть за горизонты государства и права. Что может эта теория сказать о судьбе предмета своих научных интересов?
Ответу на этот и другие сходные вопросы и посвящена данная работа. Ее цель – изучение формирования правового государства, определить какое государство называется правовым, а также изучение основных идей правового государства. Для раскрытия вышеназванных тем будут последовательно рассмотрены следующие задачи: развитие концепции, основные черты правового государства и его формирование в России; мнения великих философов о правовом государстве; идеи правового государства.
Краткий обзор используемой литературы по выведению сносок данной курсовой работы:
1. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли//Политология. Курс лекций. М., 1997. с.85.
2. Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.198.
3. Общая теория права и государства./Под ред.В.В.Лазарева. М., 1994. С.297.
4. Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. М. 1993. С.56-57.
5. Цит.по: Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.197.
6.
Федоров Н.В. Концепция политики права
в буржуазной юридической мысли дореволюционной
России // Сов. гос. и право. 1985, № 7. С.128 и
др.; 7. Ударцев С.Ф. Правовая политика и
проблемы повышения эффективности правового
регулирования в СССР в условиях перестройки.
Алма-Ата, 1990 г.
8. Коркунов Н.М. Указ и закон // Антология
мировой политической мысли.Т.IV. C.288.
9. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 5-е изд. С.263-264. Курсив мой - С.У. См. также: Ященко А.С. Указ соч. С. 191.
10. Подробнее см.: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С.126-128 и др.
11. Петражицкий
Л.И. Теория права и государства. СПб., 2000.
С.181-184, 589 и др.
Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.
Современное
правовое государство — как особая
теоретическая концепция и
Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение.
В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и в средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового (антифеодального, светского, антитеологического и антиклерикального) юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм, верховенство закона и т.д.), направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом.
1.1.
какое государство называется правовым
Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Как считает один из известных российских правоведов Воротилин Е.А., суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок, обеспечивающий свободу и равенство членов общества, отнюдь не навязывая им общеобязательных представлений об общем благе и путях его достижения1. Соответственно соотношение права и государства в гражданском обществе сточки зрения правового режима определяется не только как законопослушность (законопокорность) населения. Оно определяется еще и как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.
Проф. B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина»2.
Итак,
правовое государство - это такая
форма организации
В юридической
литературе в качестве основных
признаков правового
- верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;
- принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;
-
приоритет прав и свобод
-
взаимная ответственность
Рассмотрим вышеперечисленнные черты правового государства подробнее.
1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.
2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол
власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте
Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.
Некоторые российские специалисты полагают, что если существует законодательное закрепление принципа независимости тех или иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:
• власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;
• постоянной законодательной власти;
• исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;
• судебной власти;
• материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);
• власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;
• власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах)3.
3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в
обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов.
Разумеется, возможность реализации этих принципов — признаков правового государства зависит от наличия ряда объективных условий. Экономическая основа правового государства - это производственные
отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида.Нравственной основой правового государства являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.
Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти4.В целом правовое государство — это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.
Информация о работе Правовое государство в истории и политико-правовой мысли России