Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 13:35, курсовая работа
Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.
Немалую роль играет и знание зарубежного полезного правового опыта, когда в правосознании формируется представление “у них” и “у нас”, причем “у них” со знаком “плюс”, “у нас” со знаком “минус”.
Введение………………………………………………………………...2
1. Профессиональный и обыденный уровни правового сознания …….3
1.1.Понятие, структура правосознания……………………………..…….3
1.2.Виды правосознания………………………………………………..….9
1.3.Взаимосвязь права и правосознания…………………………………10
1.4.Правовое воспитание………………………………………………….12
2.Ценностные типы правового сознания. Правовой нигилизм: его источники и пути преодоления……………………………………………...15
2.1.Ценностные типы правового сознания……………………………….15
2.2.Нигилизм как общественное явление……………………………...…17
2.3.Понятие и источники правового нигилизма………………………….21
2.4.Пути преодоления правового нигилизма……………………………..25
Заключение…………………………………………………………………28
Список используемых источников………………………………………..30
Но уголовное законодательство расценивает это как отягчающее обстоятельство. Правосознание находилось в конфликте с правом.
Правосознание в своих пластах, уровнях, видах “работает” на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.
“Если человек обладает развитым правосознанием, - писал французский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным”.
Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это “менты”, когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои — “воры в законе”, авторитеты преступного мира.
Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо того чтобы внушать ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник.
Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.
Таким образом, правовой нигилизм — это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.
Список используемых источников
2.Белканов Е.А. Лояльность правосознания. // Российский юридический журнал. 1996. №3.
3.Васильев А.М. Правовые категории. -М., 1976.
4.Годдингс А. Политика, управление и государство. // Рубеж. 1992. №3.
5.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. 1991.
6.Демидов А.И. политический радикализм как источник нигилизма. // Государство и право. 1992. №4.
7.Ильин А.И. О сущности правосознания. -М., 1992.
8.Кистяковский Б.А. В защиту права. // Вехи. Из глубины. -М., 1991.
9.Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1990.
10.Лебедев А. Общая теория права. СПб., 1990.
11.Механизм преступного поведения. -М., 1981.
12.Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение. 1992. №2.
13.Нерсесянц В.С. Право и закон. -М., 1983.
14.Розин В.М. Юридическое мышление. // Вопросы методологии. 1996.
15.Сабо И. Основы теории права. -М., 1974.