Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть непосредственно
конституционную защиту прав и свобод личности по конституции РФ, используя
доступные мне средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового
анализа, во-вторых, что кажется мне наиболее существенной и значимой частью
моей работы, выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и
свобод личности.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности. 5
Глава 2. Правовой статус личности в демократическом и
антидемократическом государстве. 11
Глава 3. Правовой статус личности в РФ. 18
Заключение. 28
Использованная литература. 30

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 82.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет  имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

Кафедра история государства и права

 

Курсовая работа

по дисциплине

“Право”

на тему:

“Правовой статус личности”

                                                                                    

                                                                     Выполнил:

                                                                                      ст. гр. ЭК

                                                                                      Бунин Е. Л.

 

                                                                                      Принял:

                                                                     к. ю. н., доцент Ютюшкин С. Н.

 

 

 

Владимир 2009

План:

Введение. 3

Глава 1. Понятие, виды и структура  правового статуса личности. 5

Глава 2. Правовой статус личности в демократическом и

антидемократическом государстве. 11

Глава 3. Правовой статус личности в РФ. 18

Заключение. 28

Использованная литература. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Выбор темы для настоящей  курсовой работы обусловлен тем, что  закрепление и

защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются нам самой

важной ее функцией, степень  реализации которой затрагивает  каждого жителя

Россйской Федерации. На наш взгляд, не получив четкого представления о мере

своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почуствовать себя

полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить

по правилам этого общества.

В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть  непосредственно

конституционную защиту прав и свобод личности по конституции  РФ, используя

доступные мне средства и  методы, в том числе и метод  сравнительно-правового

анализа, во-вторых, что кажется  мне наиболее существенной и значимой частью

моей работы, выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и

свобод личности.

Для этих целей я использую  такие источники как, прежде всего, Конституция РФ

1993, Конституция Франции  1958 года(включая Декларацию прав и свобод

человека и гражданина 1783 года и Преамбулу Конституции 1946 года), и отчасти

Конституция США. Что же касается вторичных источников, то есть комментаторов

данных правовых документов, то, на мой взгляд, они не так важны. Это книга

Француа Люшера "Конституционная защита прав и свобод личности", а также

"Основы Конституционного  права Российской Федерации"  А.И. Коваленко. Для

определения некоторых понятий, таких как демократия, либерализм, я использую

компилятивный источник "Что  такое демократия" Информационного  агентства

США. Общей теоретической  базой для меня явились такие  источники как "Теория

государства и права"(МЮИ, 1993 год) и "Идея правового государства:истоки,

перспективы, тупики" Также  я цитирую А.П. Герасимова и его  работу "53

вопроса о Конституции  РФ"

Почему я выбрал именно эту тему для курсовой работы? Дело в том, что "Российская

Федерация - демократическое  правовое государство..."(ст.1 Конституции РФ,

далее КРФ) и "Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью

. Признание, соблюдение  и защита прав и свобод человека  и гражданина -

обязанность государства"(ст. 2 КРФ) Мне нравятся принципы, заложенные в

этих двух статьях. И я  искренне надеюсь, что они получат  дальнейшее развитие.

Именно по этой причине  я решил выбрать эту тему для  курсовой работы. На мой

взгляд, пока еще не все  так хорошо и замечательно, как  провозглашено в

Конституции РФ. Однако это  не умаляет того факта, что в ней  заложен огромный

потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать  правовым и

демократическим государством.

Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минимальную степень

научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский

историк Тацит. Но дело в  том, что я убежден, что полная объективность

невозможна по определению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных

ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо

стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными

суждениями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится  на содержании

данной работы. Для меня приоритетными являются принципы либерализма  и

демократии, и из двух последних  либерализм, как вы можете заметить, я

поставил на первое место. Это вовсе не означает однобокого подхода к данной

теме, но критика моя в  основном направлена на несоответствие Конституции РФ

1993 года этим двум принципам,  которых я нашел достаточное  количество.

Глава 1. Понятие, виды и структура  правового статуса личности.

 

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и

гражданина , отраженных в нормах всех отраслей действующего права .

Основы правового статуса  личности охватывают конституционно закрепленные

права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина

можно сформулировать следующим  образом :” Конституционные (основные) права и

свободы, принадлежащие ему  от рождения (в надлежащих случаях  в силу его

гражданства), защищаемые государством , составляющие ядро правового статуса

личности .”

Перечисление в Конституции  Российской Федерации основных прав и свобод не

должно толковаться как  отрицание или умаление других общепризнанных прав и

свобод человека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Конституции

Р.Ф.

Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и

гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64).

Впервые научную классификацию  данных правомочий осуществила М.П.Карева,

приняв за основу важнейшие  сферы деятельности человека. Ее классификация

включала следующие составляющие : а) социально-экономические права ; б)

равноправие граждан ; в) демократические свободы.

В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные

основы, предложенные М.П.Каревой , выработала систему основных прав и свобод

, куда вошли:

1)социально-экономические  права и свободы граждан;

2) политические права  и свободы граждан;

3) личные права и свободы  граждан.

Наиболее подробно данная проблема исследуется Л.Д.Воеводиным. Автор удачно

совместил наименование элементов  системы конституционных прав и  обязанностей

с основанием приведенной  классификации. Ученый выделил следующие  группы

основных прав, свобод и  обязанностей:

1) права и обязанности  граждан в сфере социально-экономической  и культурной

жизни;

2) права и обязанности  граждан в сфере государственной  и общественно-

политической жизни ;

3) права и обязанности  граждан в сфере индивидуальной  свободы.

Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка,

но и те приоритеты, которых  придерживается Конституция в их последовательном

расположении.

Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую

идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности концепции

правового статуса личности.

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека,

перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала

указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические. Именно

такая последовательность присуща  Всеобщей Декларации прав человека, принятой

Генеральной Ассамблеей ООН  в 1948 г.

В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации

прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным  Советом Российской

Федерации 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции Российской

Федерации 1993 года.

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе  неотчуждаемы и

принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права  и свободы

связаны с обладанием гражданством государства . Это различие отражает

Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические - “гражданам”. В

соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может

самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности  с 18 лет

(ст.60). Эта норма прежде  всего , касается политических прав и свобод .

Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных

подсистем. Первая из них  включает в себя права граждан, содержащие правомочия

по участию в организации  и деятельности государства и  его органов. Сюда мы

относим: избирательное право; право на референдум; право петиций.

Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему  политических,

состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью

реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда

относятся: свобода слова  и печати; свобода союзов; свобода  собраний.

Право участвовать в управлении делами государства закреплено в  статье 32

Конституции. Оно адресовано каждому гражданину, а не политически

организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ

не “участвует ” в  управлении , а осуществляет власть, является субъектом этой

власти (ст. 3 Конституции  Российской Федерации).

Осуществление этого права  граждан выражается в различных  формах, как

непосредственно, так и  через своих представителей. Непосредственными  формами

являются участие граждан  в референдуме, всенародном голосовании  по важнейшим

вопросам государственной  и местной жизни, путем реализации права избирать и

быть избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления.

Право на референдум включает в себя не только право на участие  во всенародном

(местном) голосовании,  но и право требовать выставления  любого вопроса на

голосование, а также право  требовать, чтобы результаты общенародного

(местного) обсуждения по  этому вопросу учитывались при  принятии

окончательного решения  по данному вопросу(если решение принимается не путем

референдума).

Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума  или не

набрал необходимого количества голосов для его постановки на референдум, а у

индивида или группы индивидов  возникло желание не просто выразить свое мнение

по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и  воздействовать

на деятельность государственных  органов по поводу данного явления

общественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций,

известным законодательству еще с конца 17 века .

Граждане Российской Федерации  имеют равный доступ к государственной  службе,

право участвовать в осуществлении  правосудия (ст.32 Конституции РФ). Это

право является новой для  российской Конституции нормой. Право  на равный

доступ к государственной  службе означает равенство исходных возможностей и

отсутствие дискриминации  по какому-либо признаку. Однако не следует  толковать

это право буквально. Во всем мире существует система конкурсов, тестирования,

собеседований. Так, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993

года Положение о федеральной  государственной службе предполагает прием на

государственную службу либо в порядке назначения ,либо в порядке конкурса

(пункт 22) , а также регулярные  аттестации государственных служащих(пункт

30). Участие граждан России  в отправлении правосудия долгое  время имело форму

выборов народных судей и  народных заседателей либо участия  в работе суда в

качестве судей и народных заседателей. В настоящее время в России

осуществляется поэтапное  введение института присяжных заседателей,

назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и

вынесения решения по существу (“виновен - невиновен”) как основы приговора

суда.

Важным правом , имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении

делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение,

включая право создавать  профсоюзы для защиты своих интересов, никто не может

быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем

(ст.30 Конституции РФ).

Это право дает гражданам  возможность использовать в указанных  целях различные

формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои

усилия для осуществления  тех или иных задач.

Общественные объединения  способствуют развитию политической активности и

самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Право на объединение имеют  как российские граждане, так и  иностранцы и лица

без гражданства (см. часть третью статьи 62), исключением являются

Информация о работе Правовой статус личности