Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:41, курсовая работа
В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть непосредственно
конституционную защиту прав и свобод личности по конституции РФ, используя
доступные мне средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового
анализа, во-вторых, что кажется мне наиболее существенной и значимой частью
моей работы, выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и
свобод личности.
Введение. 3
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности. 5
Глава 2. Правовой статус личности в демократическом и
антидемократическом государстве. 11
Глава 3. Правовой статус личности в РФ. 18
Заключение. 28
Использованная литература. 30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра история государства и права
Курсовая работа
по дисциплине
“Право”
на тему:
“Правовой статус личности”
Владимир 2009
План:
Введение. 3
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности. 5
Глава 2. Правовой статус личности в демократическом и
антидемократическом государстве. 11
Глава 3. Правовой статус личности в РФ. 18
Заключение. 28
Использованная литература. 30
Введение
Выбор темы для настоящей курсовой работы обусловлен тем, что закрепление и
защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются нам самой
важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя
Россйской Федерации. На наш взгляд, не получив четкого представления о мере
своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почуствовать себя
полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить
по правилам этого общества.
В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть непосредственно
конституционную защиту прав и свобод личности по конституции РФ, используя
доступные мне средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового
анализа, во-вторых, что кажется мне наиболее существенной и значимой частью
моей работы, выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и
свобод личности.
Для этих целей я использую такие источники как, прежде всего, Конституция РФ
1993, Конституция Франции 1958 года(включая Декларацию прав и свобод
человека и гражданина 1783 года и Преамбулу Конституции 1946 года), и отчасти
Конституция США. Что же касается вторичных источников, то есть комментаторов
данных правовых документов, то, на мой взгляд, они не так важны. Это книга
Француа Люшера "Конституционная защита прав и свобод личности", а также
"Основы Конституционного права Российской Федерации" А.И. Коваленко. Для
определения некоторых понятий, таких как демократия, либерализм, я использую
компилятивный источник "Что такое демократия" Информационного агентства
США. Общей теоретической базой для меня явились такие источники как "Теория
государства и права"(МЮИ, 1993 год) и "Идея правового государства:истоки,
перспективы, тупики" Также я цитирую А.П. Герасимова и его работу "53
вопроса о Конституции РФ"
Почему я выбрал именно эту тему для курсовой работы? Дело в том, что "Российская
Федерация - демократическое правовое государство..."(ст.1 Конституции РФ,
далее КРФ) и "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью
. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод
обязанность государства"(ст. 2 КРФ) Мне нравятся принципы, заложенные в
этих двух статьях. И я искренне надеюсь, что они получат дальнейшее развитие.
Именно по этой причине я решил выбрать эту тему для курсовой работы. На мой
взгляд, пока еще не все так хорошо и замечательно, как провозглашено в
Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный
потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и
демократическим государством.
Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минимальную степень
научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский
историк Тацит. Но дело в том, что я убежден, что полная объективность
невозможна по определению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных
ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо
стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными
суждениями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на содержании
данной работы. Для меня приоритетными являются принципы либерализма и
демократии, и из двух последних либерализм, как вы можете заметить, я
поставил на первое место. Это вовсе не означает однобокого подхода к данной
теме, но критика моя в основном направлена на несоответствие Конституции РФ
1993 года этим двум принципам, которых я нашел достаточное количество.
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности.
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и
гражданина , отраженных в нормах всех отраслей действующего права .
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные
права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина
можно сформулировать следующим образом :” Конституционные (основные) права и
свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его
гражданства), защищаемые государством , составляющие ядро правового статуса
личности .”
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не
должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и
свобод человека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Конституции
Р.Ф.
Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и
гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64).
Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М.П.Карева,
приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека. Ее классификация
включала следующие
равноправие граждан ; в) демократические свободы.
В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные
основы, предложенные М.П.Каревой , выработала систему основных прав и свобод
, куда вошли:
1)социально-экономические права и свободы граждан;
2) политические права и свободы граждан;
3) личные права и свободы граждан.
Наиболее подробно данная проблема исследуется Л.Д.Воеводиным. Автор удачно
совместил наименование элементов системы конституционных прав и обязанностей
с основанием приведенной классификации. Ученый выделил следующие группы
основных прав, свобод и обязанностей:
1) права и обязанности
граждан в сфере социально-
жизни;
2) права и обязанности
граждан в сфере
политической жизни ;
3) права и обязанности
граждан в сфере
Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка,
но и те приоритеты, которых придерживается Конституция в их последовательном
расположении.
Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую
идеологию, которой придерживается
государство в трактовке
правового статуса личности.
В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека,
перечень прав и свобод
установлен в следующей
указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические. Именно
такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации
прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской
Федерации 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции Российской
Федерации 1993 года.
В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и
принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы
связаны с обладанием гражданством государства . Это различие отражает
Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические - “гражданам”. В
соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может
самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет
(ст.60). Эта норма прежде всего , касается политических прав и свобод .
Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных
подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия
по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы
относим: избирательное право; право на референдум; право петиций.
Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических,
состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью
реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда
относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.
Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32
Конституции. Оно адресовано каждому гражданину, а не политически
организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ
не “участвует ” в управлении , а осуществляет власть, является субъектом этой
власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как
непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами
являются участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим
вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и
быть избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления.
Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном
(местном) голосовании,
но и право требовать
голосование, а также право требовать, чтобы результаты общенародного
(местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии
окончательного решения по данному вопросу(если решение принимается не путем
референдума).
Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не
набрал необходимого количества голосов для его постановки на референдум, а у
индивида или группы индивидов возникло желание не просто выразить свое мнение
по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и воздействовать
на деятельность государственных органов по поводу данного явления
общественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций,
известным законодательству еще с конца 17 века .
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе,
право участвовать в осуществлении правосудия (ст.32 Конституции РФ). Это
право является новой для российской Конституции нормой. Право на равный
доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и
отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не следует толковать
это право буквально. Во всем мире существует система конкурсов, тестирования,
собеседований. Так, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993
года Положение о федеральной государственной службе предполагает прием на
государственную службу либо в порядке назначения ,либо в порядке конкурса
(пункт 22) , а также регулярные
аттестации государственных
30). Участие граждан России
в отправлении правосудия
выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в
качестве судей и народных заседателей. В настоящее время в России
осуществляется поэтапное
введение института присяжных
назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и
вынесения решения по существу (“виновен - невиновен”) как основы приговора
суда.
Важным правом , имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении
делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение,
включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, никто не может
быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем
(ст.30 Конституции РФ).
Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные
формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои
усилия для осуществления тех или иных задач.
Общественные объединения способствуют развитию политической активности и
самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.
Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица
без гражданства (см. часть третью статьи 62), исключением являются