Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:04, курсовая работа
Основной целью работы является раскрытие проблемы понимания норм права. В рамках этой темы рассмотрены следующие вопросы: основные признаки и понятие правовых норм, анализ элементов, входящих в структуру норм права. Важной задачей является определение различия в деонтологии собственно содержания правовых норм и источников, которыми нормы установлены и охраняются от нарушений. Также в работе поставлена такая задача, как охарактеризовать нормы права, выявляя различия регулятивных свойств, определяя место правовых норм в механизме правового регулирования, устанавливая системные свойства норм права и их взаимосвязи.
I. Введение 3
II. Понятие и признаки правовой нормы, её специфика 4
III.Классификация норм права 8
IV. Структура отправных (учредительных) норм 15
V. Соотношение нормы права и статьи закона 19
VI. Виды гипотез, диспозиций, санкций 20
6.1. Виды гипотез 20
6.2. Виды диспозиций 21
6.3. Виды санкций 22
VII. Соотношение норм права и текстов нормативных актов 24
VIII. Заключение 31
IX. Список литературы 33
По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы. Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Так, например, исходные нормы всегда императивны.
Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывают обязательный вариант поведения. Этот факт обусловливает особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено законом или договором».
Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
Поощрительные нормы российского права выполняют важные функции, так как они выступают в качестве: а) средства обеспечения реализации правил общежития, некоторых технико-юридических и эстетических норм; б) фактора упрочения различных видов государственной дисциплины; в) стимулятора социальной активности индивидуальных и коллективных субъектов права; г) способа согласования общественных и личных интересов граждан; д) средства воспитания правосознания; е) положительного катализатора развития общественных отношений; ж) фактора мотивации правомерного поведения; з) разновидности социального контроля. Поощрительные нормы права оказывают стимулирующее воздействие на самые разнообразные виды деятельности. Несмотря на то, что количество поощрительных норм растет, их правовая природа остается спорной.
Особенности поощрительных норм выражаются в том, что им присущ: а) своеобразный способ воздействия на волевое поведение лиц и коллективных образований; б) особое содержание данных норм; в) специфика их социального назначения. Способ воздействия поощрительных норм строится так, что лицо не обязывается, а побуждается к достижению полезного для государства результата. Способ воздействия этой нормы в отношении ее адресата таков, что добиваться или не добиваться указанного в норме результата, а значит и государственного поощрения — добровольное дело субъекта. Особенности содержания поощрительных норм, прежде всего, связаны с закреплением в них заслуги. Заслуга - фактическое и юридическое основание для государственного поощрения.
Заслуга устанавливается за следующие варианты поведения: 1) добросовестное и точное выполнение субъектами возложенных на них юридических и общественных обязанностей; 2) совершение участниками общественных отношений, не предусмотренных правовой нормой таких полезных для государства деяний, которые превосходят обычные требования.
Учитывая сказанное, можно следующим образом определить поощрительные нормы: поощрительная норма есть обеспечиваемое государством предписание общего характера относительно возможного предоставления определенной меры поощрения за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических и общественных обязанностей либо в достижении установленных результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности субъектов права в различных сферах жизни общества. По методу правового регулирования выделяют также рекомендательные нормы, которые устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, имея в виду проведение адресатами данных рекомендаций организационно-хозяйственных и воспитательных мероприятий или высокой ответственности и творческой инициативы.
По форме выражения предписания выделяют управомочивающие, обязывающие, закрепляющие нормы.
Управомочивающие (правоустановительные) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий. Оперируют данные нормы словами «вправе», «имеет право». Эти нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении выбора субъектами права варианта правомерного поведения.
Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обязывание выражается в тексте норм операторами «обязан», «должен».
Запрещающие нормы требуют воздержаться от названного в них варианта поведения, которое законом признается правонарушением. Цель запрещающих норм - предотвратить возможные нежелательные действия, могущие причинить ущерб общественным интересам.
Некоторые исследователи отождествляют обязывающие и запрещающие нормы. Однако обязанность и запрет - не идентичные понятия. Обязанность всегда предусмотрена по отношению к позитивному поведению и представляет собой указание конкретных вариантов из возможного множества; запрет же - указание нежелательных вариантов и оставление всего остального множества на усмотрение субъекта. Если обязывание предполагает активные положительные действия субъектов права, воплощая в себе динамическую форму осуществления функций юридических норм, то запрет ориентирован на пассивное поведение субъектов и связан со статической формой осуществления функций правовых норм.
Запрет всегда предполагает абсолютные или относительные ограничения, он может быть обнаружен путем анализа и в управомочивающих и в обязывающих нормах. Однако лишь в запрещающих нормах он сформулирован прямо и непосредственно. Операторами волевого поведения в запрещающих нормах являются слова «запрещается», «не вправе», «не может быть» и др. По субъекту правотворчества, то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на нормы закона, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемые на основе и во исполнение законодательных норм.
По сфере действия нормы права делятся на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
IV. Структура отправных (учредительных) норм
Эти нормы весьма неоднородны и отличаются друг от друга степенью общности, функциональным назначением, динамизмом действия, общеправовой или отраслевой принадлежностью. Но всем им присуще общее свойство - они законодательно закрепляют (учреждают) какое-либо правовое положение материального или процедурного характера. Делается это либо путем его словесного обозначения, либо указания одного или нескольких существенных признаков, либо полного определения (дефиниции). Эти признаки правового понятия, явления, принципа, общественно-политической ситуации выступают в качестве структурных элементов отправной (учредительной) юридической нормы. При этом логическая структура выражается либо полно и тогда она совпадает со структурой законодательного нормативного предписания, либо она «урезается» до констатации какого-либо факта или признака правового понятия (явления).
Поэтому нет смысла искать в отправных (учредительных) нормах гипотезу, диспозицию или санкцию. Они имеют иные структурные элементы.
Традиционно и широко распространено до сих пор в литературе мнение о трехчленном строении юридической нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). Данная точка зрения подвергалась критической оценке со стороны ряда ученых. Учитывая специализацию юридических норм в регулировании и охране общественных отношений, они считают, что реально существующая норма-правило поведения имеет не три, а меньшее количество элементов. Получило известную поддержку мнение о наличии 2-элементной структуры: гипотеза и диспозиция, диспозиция и санкция.
Наиболее распространенной является точка зрения о трехчленной структуре логической нормы. Логическая норма - это выделяемое логическим образом общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу. В соответствии с этим выделяется и структура юридической нормы. Логическая норма имеет в своем составе три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Логическая структура юридической нормы-правила поведения воссоздается мыслительным путем и представляет собой формулу: «Если... то... иначе... (в противном случае...)». Для воссоздания логической структуры, кроме требований и правил логики, необходимо хорошее знание законодательства, юридической техники, системообразующих связей правовых норм и механизма их действия.
Трехчленная логическая структура норм права - правил поведения имеет исключительно большое значение для правотворческой и правоприменительной деятельности, так как она позволяет создавать жизнеспособную, проверенную практикой, эффективную систему государственно-правового воздействия на поведение человека.
В правоприменительной деятельности логико-юридическая структура нормы выступает в качестве программы индивидуальных действий правоприменителя или лица, реализующего норму в иных формах. Она раскрывает механизм воплощения субъективных прав и юридических обязанностей в фактическом поведении субъектов. Формула трехчленного строения юридической нормы-правила поведения, таким образом, отражает механизм воздействия права на поведение субъектов и выступает одновременно в качестве структуры правового нормативного предписания.
Гипотеза, диспозиция, санкция - структурные элементы юридической нормы-правила поведения.
Гипотеза - элемент юридической нормы, указывающий на жизненные обстоятельства, при наличии которых реализуется ее диспозиция.
Посредством гипотезы определенный абстрактный вариант поведения «привязывается» к конкретному жизненному случаю, субъекту, времени и месту. Обобщение социальных ситуаций приводит генетически к формированию модели поведения, а каждая из этих ситуаций «вдыхает жизнь в правило поведения», переводит его на уровень отдельного случая, придает ему предметный характер. В рамках гипотезы осуществляется диалектическое взаимодействие общего и отдельного. Гипотеза - необходимый элемент структуры юридической нормы-правила поведения, выступает условием обязательности диспозиции. Ее предположительный характер не ставит под сомнение достоверность существования обстоятельств, с которыми связывается действие (бездействие) правила поведения, и не колеблет его обязательности, а подчеркивает лишь ситуативность этих обстоятельств. Нельзя согласиться в этой связи с тем, что уголовно-правовые нормы не имеют гипотезы потому, что предположительный характер несовместим с категоричностью этих норм.
Диспозиция - это элемент юридической нормы, указывающей на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.
Наиболее простым способом формулирования диспозиции нормы является указание в ней дозволяемых и запрещаемых действий (бездействия) без описания признаков данных деяний. Таким путем создаются нормы с простой диспозицией. Это имеет место тогда, когда речь идет о широко известных и всем само собой понятных действиях (например, убийство). В других случаях, когда нельзя ограничиться лишь наименованием предписываемого действия в силу его малоизвестности или разноречивости, нормы издаются с описательной диспозицией. В данном случае в диспозиции формулируются существенные признаки действия (например, описание кражи как тайного похищения имущества).
Санкция юридической нормы содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания.
В зависимости от способа, которым санкции охраняют правопорядок, обеспечивают исполнение предусмотренных в нормах обязанностей, санкции делятся на правовосстановительные и штрафные (карательные).
По степени определенности санкции делятся на относительно-определенные (в них указан высший и низший предел наказания), абсолютно-определенные (содержат строго определенную меру наказания) и альтернативные (позволяющие сделать выбор) санкции.
V. Соотношение нормы права и статьи закона
Внутренняя структура нормы права не во всех случаях совпадает с внешней. Статья нормативного акта и норма права могут и не совпадать. Законодатель пользуется внешними формами выражения норм права, считаясь с соображениями удобства, экономичности, большей ясности и доступности изложения правового предписания, большей его убедительности. Поэтому логическая структура нормы права может не совпадать с формой словесного выражения.
Выделяют три способа изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
Прямой способ изложения состоит в том, что в статье нормативного правового акта излагаются все три элемента правовой нормы.
Отсылочный способ имеет место в тех случаях, когда в тексте акта имеются не все элементы правовой нормы и содержится определенная отсылка к другим статьям данного акта, где находятся иные элементы нормы права.
Бланкетный способ изложения означает, что в статье нормативного правового акта устанавливается неопределенная отсылка к группе актов, правилам, инструкциям, которые не определены точно.
Информация о работе Правовые нормы. Понятие, структура, виды