Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:21, контрольная работа
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.
В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых,однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
3. Правовые формы осуществления функций государства
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.
В правовой литературе под формами
осуществления функций
Различаются правовые и неправовые
формы реализации функций государства.
В правовых формах отражаются связь государства и права,
обязанность государства действовать
при выполнении своих функций на основе
права и в рамках закона. Кроме того, они
показывают, как государственные органы
и должностные лица работают, какие юридические
действия они совершают. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-
Основными правовыми формами
1. законодательная;
2. управленческая (исполнительная);
3. судебная;
4. контрольно-надзорная.
Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.
Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание — парламент России.
Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.
От управленческой деятельности зависит
тот факт, будут ли законы и другие
нормативные акты реализованы или
они останутся лишь благими пожеланиями
законодателя. Основное бремя по исполнению
правовых норм лежит на органах управления
(исполнительно-
Судебная деятельность охватыва
Контрольно-надзорная деятельно
Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.
Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций (см. приложение схема №4).. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образомгосударство использует право для выполнения своих задач и функций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть — организационная.
Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы — правовые.
Под правовыми формами
осуществления функций
· оперативно-исполнительную деятельность;
· правоохранительную деятельность.
Правотворческоя деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.
Правоприменителъная деятельность — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.
Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Правооохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, — охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.
От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.
Выделяются следующие
Организационно-
Организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.
Организационно-идеологическая
деятельность — это повседневная оперативно-разъяснительная,
воспитательная работа по обеспечению
выполнения различных функций государства
(например, разъяснение издаваемых законов
и иных нормативных актов; формирование
общественного мнения; работа средств
массовой информации и т. д.) (Общая теория государства
и права. Академический курс в 2-х томах.
Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.
Вывод по третьему вопросу: Научное и практическое значение рассмотренных выше классификаций состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.
Глава IV. Правовые формы осуществления функций государства
Вопрос о формах осуществления
функций государства
Функции государства
Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Формы осуществления функций
характеризуют связь
1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
Решая какую-либо задачу, государство прежде всего устанавливает общий порядок поведения участников регулируемых отношений, т.е. создает нормы права – общеобязательные, формально определенные правила поведения. Эта форма осуществления функций государства называется правотворческой, так же, как и деятельность компетентных органов государства по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, т.е. являющихся их источниками в юридическом смысле. Особое значение при этом имеет деятельность высших органов государственной власти (парламента) по изданию законов, т.е. нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и верховенством в системе нормативно-правовых актов.
Посредством правотворчества устанавливаются общие нормы права (правила), в соответствии с которыми государство осуществляет свое управляющее воздействие, реализует ту или иную функцию государства. Так, чтобы обеспечить свободу конкуренции на рынке товаров и услуг и борьбу с монополизмом, государство вынуждено четко обозначить комплекс государственно-правовых мер, направленных на ограничение недобросовестной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг. Такие меры находят отражение в законодательстве. В частности, этой цели служат федеральные законы: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (с изменениями и дополнениями), «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. Они устанавливают, кого следует считать монополистом, какие меры можно применять к лицам и организациям, занимающим монопольное положение на рынке и др.1
2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай.Затем реализуемого в оперативно-исполнительной и правоохранительной нормах.
Оперативно-исполнительная – это властная деятельность исполнительно-распорядительных органов государства, связанная с рассмотрением повседневных вопросов государственного управления и осуществляемая путем принятия в пределах права, правовых документов, имеющих индивидуальный характер и содержащих решения по конкретным делам. В этой форме упорядочиваются отношения между различными субъектами права: гражданами, органами, государствами, общественными организациями и др. При этом устанавливаются их взаимные права и обязанности в экономической, социальной и иных сферах жизни общества.
3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
Правоохранительная форма
В этой форме наиболее существенно
проявляется государственное
Помимо рассмотренных правовых
форм осуществления функций
выделяются неправовые (организационные) формы, которые в отличие от правовых не влекут юридических последствий.
Неправовые (организационные)
формы осуществления функций
государства охватывают
Это, например, рассмотрение
жалоб граждан, предложений
Информация о работе Правовые формы осуществления функций государства