Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:03, курсовая работа
Цель: обобщить теоретические представления о праве как регуляторе общественных отношений и выявить нравственные начала в праве.
Задачи:
Правильно и полно сформулировать понятие системы нормативного регулирования.
Рассмотреть виды социальных норм.
Выделить нравственные начала в праве.
С помощью анализа выделить формы взаимодействия и возможность противоречий права и морали.
Рассмотреть проблемы права и морали в органах внутренних дел.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие системы нормативного регулирования…………………………......5
2. Социальные нормы…………………………………………………………......5
2.1 Классификация социальных норм………………………………….....7
2.2 Соотношение права и обычая………………………………………....8
2.3 Право и религия…………………………………………………….....10
2.4 Право и корпоративные нормы…………………………………...….12
2.5 Правовые и политические нормы……………………...…………….13
3. Нравственные начала в праве………………………………………………...14
4. Формы взаимодействия и возможность противоречий права и морали…..16
4.1 Единство права и морали…………………………………………...17
4.2 Отличительные особенности права и морали……………………..18
4.3 Взаимодействие права и морали…………………………………....21
4.4 Противоречия между правом и моралью…………………………..22
5. Проблемы права и морали в органах внутренних дел…………………..….25
5.1 Правовая основа профессиональной морали……………………...27
5.2 Соотношение общей и профессиональной морали юриста…........28
5.3 Специфика профессиональной этики сотрудников различных
служб и правоохранительных органов...................................................29
Заключение.............................................................................................................34
Список литературы................................................................................................36
Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жёсткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают.
В юридической науке все
Но во всех случаях правовые обычаи
должны находиться в пределах правового
поля, в сфере правового
Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведёт борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции городских народов – калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни). Есть обычаи, которые связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.
2.3 Право и религия
Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).5
В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития, требования содержатся, например, в Библии в заповедях Моисею, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых закона» установлена необходимость трудиться в течении шести дней и отдыхать седьмой, требование почитать детьми своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.6
В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.
В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.
В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.
2.4 Право и корпоративные нормы
Корпоративные нормы – это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, женские, молодёжные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборонные, технические и т.д.).
Эти правила содержатся в соответствующих
уставах, решениях, положениях, программах,
других документах указанных структур.
Корпоративные нормы тесно
«Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется»7. «Общественные объединения равны перед законом»8.
Корпоративные нормы
– один из видов социальных норм,
они входят в общую нормативно-
Некоторым общественным организациям государством делегировано право издавать отдельные нормативно-правовые акты, например профсоюзным, кооперативным, хозяйственным, коммерческим и др. В этом случае создаваемые ими нормы опираются уже на принудительную силу государственной власти, за их нарушения могут последовать юридические санкции.
2.5 Право и политические нормы
Важную группу социальных норм составляют политические нормы. Они регулируют отношения социальных групп, классов, граждан с государственной властью, отношения между классами, нациями и народами. Политические нормы регулируют участие народа, классов, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Конституция, другие законы закрепляют и регулируют политические права и свободы граждан.
Гражданин — это политическая личность, свободный и равноправный член государственной организации общества. Ему принадлежат такие политические права, как свобода слова, собраний, уличных шествий и демонстраций, право участвовать в управлении государством, право доступа к государственной службе, право на объединение.
Политические нормы находят выражение в различных формах: в политических декларациях, манифестах государств, в программных документах политических партий, движений, конституциях государств. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают в то же время значение правовых норм. Вопрос о соотношении политических норм и права не решается однозначно. В отечественной литературе высказывались противоречивые взгляды по вопросу о соотношении политики и права. Однако жизнь в государственно-организованном обществе свидетельствует о многообразных связях между правом и политикой, об определенной включенности права в политическую жизнь общества, о воздействии политики на развитие и действие права9.
Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются политическими нормами, которые выражены в юридическом акте. К политическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регулирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной власти.
Нравственными началами права являются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения и внутренним убеждением.
В словаре русского языка мораль
определяется как “правила нравственности
и сама нравственность”, а нравственность
в свою очередь как
“правила, определяющие поведение; духовные
и душевные качества, необходимые человеку
в обществе, а также выполнение этих правил,
поведение”10.
Мораль и нравственность – одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий11.
Мораль (лат. мoralis – нравственный;
mores – нравы) – предмет изучения
этики; общественный институт, выполняющий
функцию регулирования
Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.13
Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек - существо историческое - составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены.
Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.
Мораль делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться.
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента:
Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет более глубоко понять оба эти явления.
4.1 Единство права и морали
Во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счёте одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в неё организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объёме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
в-четвёртых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
в-пятых, право и мораль
в философском плане
в-шестых, право и мораль выступают
в качестве фундаментальных
Информация о работе Право в системе нормативного регулирования общественных отношений