Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:17, курсовая работа
Актуальность темы. Глобальными проблемами называются «современные проблемы существования и развития человечества в целом: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов. Это такие проблемы как:
преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности;
регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах;
предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;
Введение…………………………………………………………………………. 3
Общая характеристика глобальных проблем…………………………………..6
Право и народонаселение……………………………………………………….10
Право и экология………………………………………………………………...13
Право в решении проблемы международного общения……………………...18
Южная Осетия и Абхазия……………………………………………………….20
Мировой экономический кризис……………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………
В прошлом целостность отдельно взятого государства обеспечивалась главным образом военно-политическими средствами: максимальное вооружение; создание крупных оборонительных систем и долговременных сооружений; объединение в двусторонние и многосторонние военно-политические союзы, пакты, блоки и т.п. Соответственно этому и разрабатывались концепции безопасности государств, военные доктрины, на основе которых шел передел мира, воспитывались целые поколения, формировались расизм, национализм, шовинизм. В XX в. глубокие противоречия между враждовавшими военно-политическими группировками привели к двум мировым войнам и неисчислимым локальным конфликтам.
К сожалению, и сегодня мы видим, что иррационализм в понимании целостности государства не только не потеснен, но и мощно проявляется на многих других направлениях. На смену глобальной, во многом одномерной, конфронтации пришла конфронтация многомерная, региональная, внутри региональная. Резко возросло количество кризисов, войн и вооруженных конфликтов. И все это один из косвенных результатов разрушения основ био полярной целостности мира, открывшего дорогу центробежным процессам. Очевидно, существует глубинная связь между национальной, региональной и глобальной социально-политической целостностью. Она не всегда видна, не сразу обнаруживается, но влияние ее на цивилизацию бесспорно. Причем характер этого влияния, по мере повышения уровня взаимозависимости и взаимообусловленности современного мира, нарастания интеграционных процессов становится все более жестким. Страны и регионы постепенно обретают новый облик как части, элементы и компоненты единой социальной системы – цивилизации. И только во взаимодействии они способны создать общую социально-политическую целостность как символ всеобщего союза народов, проживающих на Земле. Однако мировое сообщество еще не полностью отошло от пропасти цивилизационной катастрофы, предпосылки которой формируются новыми, в определенной степени еще не до конца осознанными источниками системной напряженности человечества. Причина же их видится в одном – в недооценке планетарной значимости целостности отдельного государства как фактора стабильности и упорядоченности общественных отношений, условия реформирования и эволюции социума. На лицо ситуация, которая несет в себе потенциальный взрывной заряд не только национальным, но и планетарным интересам. Пример тому– СССР, Югославия, распавшиеся как от разрушительного сепаратизма, так и под воздействием нарастающего экономического и политического кризиса господствовавшей политической системы, оказавшейся неспособной к адаптации к новым условиям. Причем мировое сообщество также оказалось неспособным максимально «мягко» реформировать гибнувшие режимы. Проблема заключается в постижении системной природы общества, государства, цивилизации, и в понимании того, что экономический и культурный потенциал государства выступает частью экономического и культурного потенциала человечества.
Целостность отдельного государства как планетарная ценность представляет собой также и важный международно-правовой институт, основывающийся на принципе суверенного равенства государств в международном общении. Таким образом, можно утверждать, что правовая природа целостности государства вытекает из общепринятого в международном праве принципа суверенного равенства.
О какой бы конкретной целостности государства ни шла речь, можно выделить несколько постоянно присутствующих компонентов. Прежде всего совокупность представлений о том, как устроен мир и каким законам он подчиняется и должен подчиняться. Затем взгляды на человека, общество, государство и цивилизацию в целом в таком мире. И, наконец, указания на то, как должны вести себя человек, общество и государство, выстраивая свои отношения с другими людьми, обществами и государствами.
Понятно, что элементы, составляющие содержание целостности государства, могут толковаться по-разному. Но неизменными остаются основные функции целостности государства как определенной социальной ценности. Они заключаются в том, что у человека, обретшего разум, организуется сознание в нечто «целостное», что открывает возможность осознанного поведения, а не психологических метаний; позволяет использовать любой запас жизненного опыта и знаний. Отсюда целостность государства – это целая государственная и планетарная идеология, которая оправдывает и благословляет целенаправленные усилия человека и социально-политической организации, формы и методы решения тех или иных задач.
Изложенное позволяет сделать вывод: важно сделать все то, что позволит свести до минимума иррациональные, антигуманные, антидемократические тенденции в государственном и межгосударственном развитии, избавить жизнь от насилия, фанатизма, идолопоклонства, презрения к разуму. Ведь государство может нести в себе и не ценностные заряды, если господствующий режим служит различного рода социально-политическим аномалиям – утверждению классовых, националистических, расистских и им подобных идей и идеологий. Иными словами, власть способна быть не только созидательной, но и разрушительной для общественного организма силой. Она – как своеобразное обоюдоострое оружие – может быть одновременно и полезной и опасной для общества; способна направлять свою энергию как на праведные, так и на неправедные цели; как на защиту правовых законов, так и на их попрание; может злоупотреблять своей мощью, своим правом (говоря словами Макса Вебера) «на законное насилие».
Само государство и право следует рассматривать в перспективе как планетарную ценность. Это есть отрицание Зла и утверждение Добра, границы и начала которых можно почерпнуть в древнейших и вечных памятниках человеческой мудрости: Библии, Коране, Талмуде и др. Универсальный гуманизм объективно, а потому и неуклонно ведет к сближению различных политических систем и измерений, к объединению народов и культур планеты, к провозглашению новых духовных, философских основ интеграции человечества.
Таким образом, от целостности отдельного государства можно идти к целостности цивилизации – объективной социальной ценности и потребности общественного прогресса. Учет названной ценности в политике, международной деятельности в качестве доминанты современности – магистральное направление развития всего мирового сообщества, объективный императив совершенствования Человека и Человечества.
Жесткая позиция Запада по отношению Южной Осетии и Абхазии обусловлена, прежде всего, пророссийской ориентацией этих республик. Именно это обстоятельство заставляет руководство НАТО, ЕС, ОБСЕ, ГУАМ и входящих в эти организации стран с завидным постоянством обозначать свою поддержку «территориальной целостности Грузии».
«После хаоса 90-х годов прошлого века, ставшая вновь сильной Россия претендует на одно из ведущих ролей на мировой арене. Вполне естественно, что другой политический тяжеловес – США, не хотят допустить возвращения конкурента и прилагают все возможные усилия, чтобы ограничить внешнеполитическое влияние России. Имея колоссальное влияние в странах-участницах вышеназванных организаций, Вашингтон привлекает их к выполнению этой задачи. Она, в первую очередь, заключается в изоляции России, создании своеобразной буферной зоны из приграничных ей стран. Одна из ведущих ролей в этой игре отведена Грузии – стране, которой необходимо находится в орбите могущественного покровителя. Если раньше это была Россия (Советский Союз), то теперь Тбилиси ориентируется на Запад, конкретно США, как более могущественную и выгодную (материально) силу. В процессе смещения предшествующего президента, нынешние грузинские власти поставили одной из приоритетных задач включение в состав страны Южной Осетии и Абхазии, входивших некогда в состав Грузинской ССР. Чтобы завоевать популярность народа команда Саакашвили посчитала эту политическую платформу беспроигрышной – «собиратель земель», «объединитель страны» - такие лидеры всегда были популярны во всех странах. Придя к власти, они не могли отказаться выполнения от этих обещаний: во-первых, отказ от претензий на территории республик означало бы политическое самоубийство; во-вторых, это удобный способ отвлечь внимание народа от скромных достижений в социально-экономической области, а прогресс в этом направлении также был приоритетом в «предреволюционных» обещаниях.
В свою очередь США всячески поддерживает свой форпост. Внушительные финансовые вливания и политическая поддержка команды Саакашвили обеспечили последней имидж реформатора и носителя западных политических ценностей. Развитие событий показывает, что такое покровительство многого стоит, так как большинство западных политиков и экспертов закрывает глаза на по-прежнему высокий уровень коррупции и нарушение прав человека (забыт даже разгром оппозиции 7 ноября 2007 года). Пользуясь такими мощными ресурсами, Грузия стремится создать для Южной Осетии и Абхазии имидж криминальных сообществ, власть в которых принадлежит небольшой коррумпированной верхушке, опирающейся на Россию. Последнюю, в свою очередь, рисуют как наследницу советских имперских традиций, использующей неопределенный международный статус самоопределившихся республик, как рычаг политического давления на грузинские власти.
В таких сложных условиях приходится жить осетинам и абхазам. Особенно сильно обострилась обстановка за последнее время. Грузия стремится в НАТО и, видя что с неурегулированными территориальными спорами ее туда не примут, а не силовым путем осетинские и абхазские территории не присоединить, склоняется именно к военному решению вопроса. Чтобы этого не допустить, Россия не раз выступила с предупреждениями о готовности применить военную силу против Грузии, решись та на военные действия. А в ходе недавнего кризиса 8 июля, когда Грузия под предлогом освобождения нескольких своих военнослужащих, задержанных властями Южной Осетии, реально готова была начать войну, российские штурмовики появились над Цхинвалом и «остудили горячие головы в Тбилиси». Однако полеты российской авиации не решает проблем безопасности населения Южной Осетии. Грузинские вооруженные силы окапываются на осетинской территории, обстрелы осетинских населенных пунктов продолжаются, как продолжаются теракты против осетин. Рано или поздно война вспыхнет и чтобы не допустить ее одних штурмовиков будет недостаточно. Необходимо политическое решение проблемы. И в этом смысле определяющую роль может сыграть Россия. Признав независимый политический статус Южной Осетии и Абхазии, Москва обеспечит наконец безопасность населения этих республик и достойно ответит на признание независимости Косово, против чего Россия категорически выступала. Все разговоры о том, что такой шаг обострит взаимоотношения с Западом и обострит центробежные силы в самой России, малоубедительны, поскольку противостояние с Западом и так в разгаре, а проблемы сепаратизма в России не существует (решена).»5
Мировой экономический
кризис 2008 - Причины кризиса года.
Последствия кризиса для
Кризис начался 15 января. Сведения о резком сокращении прибыли банковской группы Citigroup привели к падению на Нью-йоркской фондовой бирже. Индекс промышленной активности Dow Jones снизился на 2,2%, Standard & Poor's – на 2,51%. Nasdaq Composite потерял 2,45%. 21-22 января последовало продолжение биржевого кризиса сделавшегося глобальным. Причина случившегося в том, что массе игроков стало ясно, насколько плохо обстоят в реальности дела с прибылью у многих ведущих компаний. За дорогими акциями, за высокой капитализацией фирм скрывались убытки или проблемы с развитием, ставшие хроническими.
Биржевой кризис – только первый серьезный сигнал, что мировой экономический кризис экономики уже на пороге. Его причина не только товарное перепроизводство, но и колоссальное перенакопление капиталов.
5 - http://cominf.org/2008/07/13/
«После событий 21-22 января 2008 года фондовые рынки станут чаще подвергаться резким колебаниям, с «корректировками» курса бумаг в сторону понижения. Биржевая нестабильность час за часом будет поднимать занавес, обнажая состояние экономики. Вскоре обнаружится – будет объявлено – о массовых проблемах в сбыте товаров. Вслед за этим по цепочке экономический кризис перебросится в сферу производства. Тогда не признавать его сделается невозможным, настолько очевидно он ударит по карману основную массу населения.
В глобальном хозяйстве сложилась ситуация, когда возможности рынков исчерпаны. Производство еще можно наращивать, средств на это у корпораций вполне достаточно, но получать прибыль становится все сложней. В 2007 году мы наблюдали ситуацию, когда во многих странах, прежде всего в США, Великобритании и ЕС снижались доходы рабочих. Сужение рынков сдерживалось ростом потребительского и ипотечного кредитования. Однако когда выяснилось, что люди не могут покрывать даже процентов дела у банков (не только у Citigroup) пошли плохо. Информация об этом встревожила рынок.
- В чем особенность текущей ситуации?
- Во-первых, налицо не
простое перепроизводство
Во-вторых, перепроизводство капиталов является громадным. Их основанная масса сосредоточена на фондовом рынке, поскольку для вложений в реальный сектор в мире почти не осталось мест. В итоге в 2007 году акции росли, а компании все больше буксовали, скрывая убытки и фальсифицируя прибыль. Торговля бумагами процветала. Однако успешно спекулировать акциями можно только когда считается, что за ними стоит устойчивый бизнес. Но как только рынок начинает понимать, что реально скрывается за акциями, происходит падение. Не обязательно это означает падение бумаг всех компаний. Однако вслед за первым падением следует второе, третье и так далее.»6
28 января снова отмечалось падение на многих фондовых рынках.
Первое время падение
бумаг пока еще высоко рентабельных
компаний может оказаться
В декабре, еще до первого скачка инфляции, полагали, что внутреннего ресурса страны хватит на полтора, возможно два года. Однако последствия политики Минфина последних лет («стерилизация экономики», сочетаемая с эмиссией) сокращают этот срок на глазах. И все же, несмотря на сужение потребительского рынка в России из-за пожираемых инфляцией доходов населения, кризис проявится в РФ несколько позже, чем в других странах. Однако само течение кризиса и его последствия могут оказаться более тяжелым. Поставщики сырья всегда позднее других производителей ощущают наступление экономического кризиса, но оказываются более уязвимы для него. Непонимание этого, а также внешний покой на внутреннем рынке являются причинами бравого поведения отечественных политиков.
Информация о работе Право и глобальные проблемы современности