Право и обычаи как социальные регуляторы; теоретико-правовая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение понятия и вводов нормативно-правового акта.
Методикой исследования является научное познание: статистический, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, социологический. Применение этих методов позволило рассмотреть объект исследования в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Общие положения нормативно - правового акта 4
1.1. Нормативный правовой акт 4
1.2.Конституция РФ 5
1.3.Законы 6
1.4. Подзаконные акты 13
Глава 2. Обычай как источник права 19
Глава 3. Особенности правового обычая у тувинского народа 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

meen_kursovayam_artysh.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УРАЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Институт Юстиции

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория государства и права»

на тему: «Право и обычаи как социальные регуляторы; теоретико-правовая характеристика».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  1го курса

ИЮ - 114 группы

Тюлюш А.А

Проверил: профессор

 Шабуров   А.С

 

Екатеринбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Нормативный правовой акт - установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права  известна всем обществам. По юридической  силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Объектом исследования являются нормативно-правовые акты. Предметом исследования выступает нормативно-правовой акт, как основной источник права в современном мире.

Целью исследования является рассмотрение понятия и вводов нормативно-правового акта.

Методикой исследования является научное познание: статистический, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, социологический. Применение этих методов  позволило рассмотреть объект исследования в целом.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- определить  понятие нормативно-правового акта;

- рассмотреть  Конституцию как основной источник  нормативно-правового акта;

- рассмотреть Законы;

- рассмотреть  подзаконные акты;

- рассмотреть  действие нормативно-правовых актов  во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Для написания  работы использовались нормативные  акты Российской Федерации, научно-практические комментарии к нормативным актам, специальная литература.

 

Глава 1.Общие положения нормативно - правового акта

 

1.1. Нормативный правовой акт

 

Во всех правовых системах под нормативным актом  понимается исходящий от компетентного  государственного органа акт правотворчества, устанавливающий или же отменяющий правовые нормы. Он (акт) рассчитан на регулирование неопределенного числа случаев, неперсонифицирован и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже имеющуюся норму).1

Юридическая сила и сфера действия нормативного акта обусловлены местом издавшего его  органа в системе органов государства  или в политической системе в  целом. Поэтому становление системы  нормативных актов каждой из стран отражает общие закономерности развития ее политико-государственных структур.

Следует подчеркнуть, что нормативный акт является источником права и в странах  общего права. Но относительно значимости источников акценты здесь смещены  в сторону судебной практики, в процессе которой создается единообразное решение аналогичных дел судами.

Наиболее характерным  для Российской Федерации источником права является нормативный правовой акт. Правом на издание нормативных  правовых актов обладают управомоченные государством субъекты правотворчества. Прежде всего, к ним относятся законодательные (представительные) органы государственной власти и государственные органы исполнительной власти. При этом каждый орган может издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме.2

1.2.Конституция РФ

 

Аксиомой в  определении приоритетов нормативных актов является положение о том, что ядром всей правовой системы является Конституция как основной закон государства. Этот постулат в одинаковой степени применялся и применим ко всем российским конституциям, начиная с Конституции РСФСР 1918 г.3

Для действующей  Конституции Российской Федерации  характерно значительное расширение диапазона  конституционной регламентации, что  существенно повлияло на роль Основного  закона как источника права. Во-первых, значительно расширен перечень конституционных прав человека и гражданина. Во-вторых, в Конституции зафиксирован массив норм, закрепляющих многообразие форм собственности, их равную защиту, различные аспекты обеспечения рыночного хозяйствования. В-третьих, большое внимание уделено в Конституции процессуальным формам, средствам предотвращения и разрешения юридических коллизий, что повышает ее роль как реальной правовой базы для обеспечения равновесия различных социальных интересов. В-четвертых, в Конституции закреплен принцип прямого действия ее норм.

.

1.3.Законы

 

После Конституции  Российской Федерации на верхней  ступени нормативных актов стоят  законы. В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый  в особом порядке, обладающий после  Конституции наибольшей юридической  силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы Российской Федерации принимаются представительными  и законодательными органами как  самой Федерации и ее субъектов, так и непосредственно всенародным  голосованием (референдумом). Это обусловливает верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен или изменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла.4

Важной отличительной  чертой закона является то, что в  нем всегда содержатся юридические нормы, т.е. он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов, принятых законодательным (представительным) органом, - постановлений, деклараций, посланий, обращений.

Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе, устанавливаются отправные начала правового регулирования. Нормы, содержащиеся в актах всех других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них.

Для российской правовой системы на современном  этапе характерно возрастание роли закона как способа правового воздействия. Тенденция к возрастанию роли закона должна доминировать и впредь, поскольку по своей социальной природе и регулятивным свойствам закон в наибольшей степени способен обеспечить устойчивость регулирования общественных отношений, юридическую целостность законодательства, повысить эффективность реализации самих правовых норм.5

Будучи едиными  по положению в правовой системе  государства и роли в регулировании  общественных отношений, законы в то же время сами делятся на определенные виды. Так, в самой Конституции Российской Федерации обозначены несколько их видов:

1) федеральные  конституционные законы (такой термин  впервые введен Конституцией  России 1993 г.);

2) федеральные  законы, не имеющие значения конституционных (в доктрине права они называются обычными законами);

3) законы о  поправках к Конституции Российской  Федерации;

4) законы о  ратификации и денонсации международных  договоров.

К федеральным  конституционным законам относятся  те законы, которые, во-первых, предусмотрены самой Конституцией (ч. 1 ст. 108), и, во-вторых, не только названы в самой Конституции (это могут быть и обычные законы), но и поименованы в ней как конституционные.

Федеральные конституционные  законы регулируют наиболее важные общественные отношения и касаются соответственно ключевых конституционных институтов народовластия, федерализма, государственного устройства. Большинство из названных в Конституции России федеральных конституционных законов уже приняты. Это, например, Федеральные конституционные законы о Правительстве Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации, о Верховном Суде РФ, о Высшем Арбитражном Суде РФ, о Государственном флаге, о Государственном гербе, о Государственном гимне Российской Федерации, о чрезвычайном положении.

Для федеральных  конституционных законов установлена  более сложная процедура их прохождения  и принятия. На принятый федеральный  конституционный закон не может  быть наложено вето Президента.

Усложненная процедура  принятия конституционного закона, невозможность принесения на него вето Президента, указание в самой Конституции на конкретный закон как особый метод отсылки к действующему законодательству не может быть, конечно, юридически индифферентным. Прямое ориентирование непосредственно в Конституции на форму акта и круг регулируемых этим актов отношений имеет целью подчеркнуть особую связь Конституции и данного закона, выделить регулируемые им общественные отношения как особо значимые для государства, правового статуса граждан и установить основополагающую роль данных законов в системе действующего законодательства. Логическим следствием такой значимости конституционных законов является вывод о том, что текущее законодательство должно исходить не только из положения Основного закона, но и поименованных в его тексте конституционных законов. В случае возникновения коллизий между обычным и конституционным законами приоритет отдается последнему (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).6

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции РФ определен новый вид (форма) федерального закона - закон о поправке к Конституции РФ. Закон такого рода не относится к разновидности федеральных конституционных законов, поскольку он принимается в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона. Особым условием для вступления закона о поправке в силу является его обязательное одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации.7

Еще одной разновидностью федеральных законов являются законы о ратификации и денонсации международных  договоров Российской Федерации. Какие  из международных договоров подлежат обязательной ратификации и специальный  порядок принятия федеральных законов о ратификации и денонсации предусмотрен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации".

Наиболее распространенным видом федеральных законов являются законы, получившие в доктрине права  наименование обычного федерального закона (в отличие от конституционного). С 1991 г. по настоящее время принято более полутора тысяч федеральных законов. Обязательное принятие некоторых из них предусмотрено в самой Конституции ("назывные законы"). Это, например, Федеральные законы о гражданстве Российской Федерации, об альтернативной военной службе, о Прокуратуре РФ.

Для принятия обычного федерального закона (в отличие от конституционного) не требуется квалифицированного большинства в парламенте. На них  может быть наложено вето Президента РФ.

Обыкновенные  законы, в свою очередь, подразделяются на кодификационные и текущие. К  кодификационным относятся в  первую очередь Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации  и кодексы.

Основы - это  федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права и сфер общественной жизни. Основы законодательства могут быть изданы только по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основы - это базовые акты, открывающие дорогу более конкретным законам и другим нормативным правовым актам как Российской Федерации, так и ее субъектов. В Российской Федерации приняты, например, Основы законодательства о физической культуре и спорте, об охране здоровья граждан, о нотариате.

Кодекс - это  закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов все или основная масса  норм, достаточно детально регулирующих определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится  к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях). Но есть кодексы и межотраслевого характера (например, Лесной, Воздушный, Таможенный, Градостроительный).

Кроме основ и кодексов кодифицированными могут быть и другие сводные федеральные законы, объединяющие хотя и более узкую группу правовых норм, нежели основы и кодексы, но имеющих основополагающее значение для определенной сферы общественных отношений. Примером могут служить Федеральный закон "Об охране окружающей природной среды", заложивший основы охраны природных ресурсов и благоприятной среды обитания человека, а также Федеральные законы "О недрах", "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Некоторые сводные федеральные законы, выступая, по существу, своеобразной формой кодексов, имеют другое наименование (например, Устав железных дорог).8

Информация о работе Право и обычаи как социальные регуляторы; теоретико-правовая характеристика