Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:54, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение понятия и вводов нормативно-правового акта.
Методикой исследования является научное познание: статистический, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, социологический. Применение этих методов позволило рассмотреть объект исследования в целом.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Общие положения нормативно - правового акта 4
1.1. Нормативный правовой акт 4
1.2.Конституция РФ 5
1.3.Законы 6
1.4. Подзаконные акты 13
Глава 2. Обычай как источник права 19
Глава 3. Особенности правового обычая у тувинского народа 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.
Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.
Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вредными, и право ведет с ними борьбу. Некоторые из них весьма разумны: запрещение пить вино жениху и невесте, работникам в дни страды и т.д. Это так называемые добрые традиции, которые следует отличать от псевдотрадиций, например, никак нельзя объяснить благодушное отношение к пьянству. Закрепилась традиция, связавшая уважение к гостю с выпивкой; любую дату личного ли, общественного ли значения отмечают со спиртным. На чисто кабацкую традицию пить крепкое спиртное в неразведенном виде искусственно наложился обычай, характерный для народностей, употребляющих в основном легкие сухие вина, -- ритуал многочисленных “обязательных” и “красивых” тостов. Для семьи все это, как правило, и хлопотно, и недешево, и опасно, но -- традиция.
Многовековая
история русского быта пронизана
неравной борьбой работающего
Нельзя думать, что целое право у народа сложилось случайно. Отсюда Пухта выводит, что содержащееся в обычае юридическое воззрение не создается соблюдением, а только познается из него; само юридическое воззрение, проявляющееся в обычае, есть нечто готовое, связанное с понятиями народа, нечто данное народу, как язык, и составляет нечто неотъемлемое от его национального духа. Учение Пухты о существе обычного права нашло себе много приверженцев, и можно сказать, что в настоящее время это учение - господствующее. Нельзя, однако, безусловно принимать теорию Пухты, в ней есть недостатки:
Есть обычаи,
происхождение которых только
и можно объяснить соблюдением.
Обычай - не
единственный способ познания
юридических воззрений: они
Обычай может сделаться источником права лишь при следующих условиях:
Юридическое воззрение должно проявляться постоянно однообразно; в противном случае не может образоваться обычай. Но это не значит, что каждое уклонение от юридического воззрения препятствует ему сделаться обычным правом. Напротив, если уклонение представляется в виде исключения, то тем самым резко указывается на существование обычного права.
Глава 3. Особенности правового обычая у Тувинского народа
В настоящее время наша страна находится в поисках оптимального пути дальнейшего развития, основанного на признании многообразия правовых систем, полит культурности, толерантности. Для создания демократического государства все чаще обращаются к богатому опыту правовой культуры народов России, обеспечивавшей на протяжении столетий стабильное функционирование ее социальных групп и этносов. В правовой культуре россиян доминирует обычно-правовая ментальность, что проявляется в низком статусе государственного закона как носителя идеи справедливости. В связи с этим особую актуальность и научно-практическую значимость приобретают исследования исторических аспектов правовой культуры народов.
Актуальным
является изучение опыта адаптации
обычного права народов в условиях
модернизации традиционных обществ, когда
оно приспособилось к новым реалиям,
составляя важнейшую часть
После вступления Тувы в состав СССР государственное устройство Тувинской автономной области базировалось на принципах, закрепленных в Конституции СССР и Конституции РСФСР. Эти принципы получили специфическое выражение, обусловленное особенностями исторического пути развития тувинского народа, а также местными особенностями, в том числе национальными моментами.
Изучение обычного права актуально и в связи с осложнением криминальной обстановки в Туве. Только за 2005 г. в республике органами внутренних дел было зарегистрировано преступлений, на 23,4% больше, чем в 2004 г. Количество правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков увеличилось на 11% по сравнению с 2004 г. Такое положение объясняется тем, что в процессе трансформации традиционной культуры разрушению подверглись соцнормативные стереотипы поведения. Это привело к деградации и маргинализации населения. Изучение соционормативной практики позволяет глубже понять и осмыслить современные процессы в тувинском обществе.
В начале XX в. интерес к Туве значительно возрос. Первая попытка систематизации обычного права тувинцев предпринята Е.К. Яковлевым в книге «Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея» (1900 г.). Обычно-правовые нормы, регулировавшие семейные, имущественные отношения содержатся в работах Н.Ф. Катанова, П.Е. Островских, М.И. Райкова и др. Из всех дореволюционных исследований наибольшую ценность представляет работа Ф.Я. Кона, в которой он подробно описал систему судопроизводства, семейно-брачные традиции, охарактеризовал процесс межэтнического взаимодействия тувинцев и русских.
Положительное влияние российского права на формирование и развитие нрава Тувинской Народной Республики высоко ценилось Правительством Тувы. В частности, в резолюции VIII съезда Тувинской Народно-революционной партии (1929 г.) по вопросу о пересмотре избирательного права говорится о введении «по образцу России, применительно к условиям Тувинской Народной Республики, законов, целиком и полностью защищающих интересы аратских масс».
По мере развития
государственного строительства и
изменений в социально-
всенародного обсуждения проект Конституции, 25 июня 1941 года
утвержденный X
Великим Хуралом Тувинской
В Конституции 1941 года приоритетное положение получили статьи, закреплявшие форму управления и сущность государственной власти.
Основу государственного механизма Тувинской Народной Республики составляли представительные органы государственной власти - хуралы. Система государственных органов республики включала высшие и местные представительные, судебные и прокурорские органы.
В завершении работы сделаем обобщающие выводы:
Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие: а) издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; б) вследствие принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую лицу.
Для действующей Конституции Российской Федерации характерно значительное расширение диапазона конституционной регламентации, что существенно повлияло на роль Основного закона как источника права. Во-первых, значительно расширен перечень конституционных прав человека и гражданина. Во-вторых, в Конституции зафиксирован массив норм, закрепляющих многообразие форм собственности, их равную защиту, различные аспекты обеспечения рыночного хозяйствования. В-третьих, большое внимание уделено в Конституции процессуальным формам, средствам предотвращения и разрешения юридических коллизий, что повышает ее роль как реальной правовой базы для обеспечения равновесия различных социальных интересов. В-четвертых, в Конституции закреплен принцип прямого действия ее норм. Ссылки непосредственно на статьи Конституции стали встречаться в решениях различных юрисдикционных инстанций при разрешении конкретных дел.
Законы Российской Федерации принимаются представительными и законодательными органами как самой Федерации и ее субъектов, так и непосредственно всенародным голосованием (референдумом). Это обусловливает верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен или изменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла.
1 Теория государства и права/ под ред. Пиголкина А.С. Учебник, 2003. С.105.
2 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова,А.В. Малько. 2-е изд. М„ 2006.С.149.
3 Бабаев В.К. Теория государства и права в схемах и определениях: Учеб. пособие. М., 2005.С.141.
4 Теория государства и права/ под ред. Пиголкина А.С. Учебник, 2003. С.112.
5 Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учебник. М, 2006.С.109.
6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
7 Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
8 Теория государства и права/ под ред. Пиголкина А.С. Учебник, 2003. С.115.
9 Певцов Е.А. Государство и право: теория, история, современность. М., 2001.С.149.
10 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
11 Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации".
12 Теория государства и права / Под. ред. С.С. Алексеева. - М.: Норма, 2007. С.249.
13 Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. С.287.
14 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб.-метод. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006.С.162.
Информация о работе Право и обычаи как социальные регуляторы; теоретико-правовая характеристика