Право как мера свободы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы, опираясь на сложившиеся в литературе воззрения, провести комплексный анализ права, как меры свободы личности. Для достижения главной цели исследования требуется выполнение следующих основных задач:
1) изучение понятия и исторического аспекта развития прав человека и гражданина;
2) исследование оснований и порядка заключения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом;
3) исследование права как меры свободы и ответственности личности, системы и гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Структура работы обусловлена целью исследования. Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения. Завершается работа списком используемых источников и литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

2012.05_399 - opin.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сибирский институт-филиал РАНХиГС

 

 

 

Кафедра теории и истории  государства и права

 

Межсессионная курсовая работа по дисциплине 

 

Фамилия

Зайцев

Имя

Иван

Отчество

Сергеевич

Номер группы

11332

Дата сдачи

16 мая 2012 г.

Номер варианта

 
   
   

 

Курсовая работа выполнена студентом  по актуальной в научной области  и социально значимой теме. Введение в общем соответствует требованиям, четко поставлены цели и задачи. Структурное представление темы и ее содержательное изложение отражают проблематику исследовательской работы, в логике раскрывают основные подходы по главным вопросам и ее предмет-объектные характеристики. Автор систематизировал существенный учебный и научный материал, выделяя системные признаки государственно-правовых явлений и процессов. Изложение предметного текста исследования демонстрирует стремление автора к всестороннему пониманию теории государства и права. Привлечен значительный круг  источников, на них сделаны соответствующие сноски.  Выводы заключения в целом самостоятельны, связны общим комплексом поставленных задач, в необходимой мере обоснованы. Имеются незначительные замечания по оформлению. В целом соответствует предъявляемым к данного вида работам содержательным и формальным требованиям.

Оценка «отлично»

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Свобода – одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различные аспекты свободы – экономический, политический, юридический, нравственный, духовный и др. Соответственно выдвинуто и множество всевозможных ее концепций, трактовок, определений. Эти истолкования нередко зависят от того, чего хотят от свободы сами ее интерпретаторы, которые, как правило, наполняют данный феномен различным содержанием. Но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость.

Как и чем можно «измерить» свободу, ее уровень, рамки, пределы? В чем заключаются критерии и способы выражения этой ценности? Можно ли ее каким-то образом дозировать, закреплять, «распределять в личное пользование»? Такой инструментарий имеется – это право, законы, юридические нормы, а также, разумеется, нравственность, самоконтроль. Свобода, если можно так сказать, требует «деликатного» обращения, иначе она легко переходит в свою противоположность. Именно поэтому свобода на «законных основаниях» ограничивается, усекается, вводится в конструктивное русло. Каким образом, почему? Где пролегают границы несвободы?

Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные осязаемые формы, принципы, институты. По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускает государственная власть.

Актуальность исследования подтверждается степенью научной разработанности  темы работы. Отечественные ученые всегда проявляли интерес к исследованию права как меры свободы личности. Значительный вклад в исследование темы внесли С.С. Алексеев, Б.Я. Бляхман, В.С. Нерсесянц, И.А. Исмаилов.

Объектом настоящего исследования является соотношение  права и свободы личности. Предметом – право, как мера свободы личности.

Методологическая основа исследования представлена общенаучными и частнонаучными методами познания: диалектический, исторический, системный, сравнительный, формализации, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Цель работы состоит  в том, чтобы, опираясь на сложившиеся  в литературе воззрения, провести комплексный  анализ права, как меры свободы личности. Для достижения главной цели исследования требуется выполнение следующих  основных задач:

1) изучение понятия и исторического аспекта развития прав человека и гражданина;

2) исследование оснований  и порядка заключения договора  перевозки грузов железнодорожным  транспортом;

3) исследование права как меры свободы и ответственности личности, системы и гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Структура работы обусловлена  целью исследования. Контрольная  работа состоит из введения, двух глав, заключения. Завершается работа списком используемых источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Право  как мера свободы личности

1.1. Понятие и исторический аспект  развития прав человека и гражданина

 

Правовой статус человека и гражданина представляет собой  комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности. Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Оно обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития государства и общества.

Кроме того, очень важным моментом в определении прав свободы  личности является то, что именно признание  государством и готовность защищать права и свободы характеризует  государство как демократическое  и правовое1.

Говоря о правах и  свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем  человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении  приоритетов при классификации прав и свобод – она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека.

 Классификация прав  и свобод достаточно условна  – так право собственности  является не только личным, обеспечивающим  самостоятельность личности, но  и социальным, экономическим, связанным  с удовлетворением материальных  притязаний человека; право на определение национальности и пользование родным языком – может рассматриваться не только в сфере личных прав, но и социальных, культурных.

Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII–XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания. Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность. В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политико-правовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.

Античная классическая правовая теория и практика строились на этатистских началах, в том числе и в вопросе о положении личности в государстве. Политико-правовая мысль и практика полисной организации общества еще не знали понятия прав личности. Условием обладания правами в античном полисе («город-государство») являлось гражданство.

Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный  шаг на пути к прогрессу и свободе.

На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав афинских граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании, так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями. Наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд.

Политико-правовые взгляды софистов характеризуются гуманистическим и эгалитаристическим началами в вопросах общественно-политического устройства и положения индивида в государстве. Римское право как самостоятельная светская юридическая наука возникло в начале III в. до н. э. Римские юристы весьма тщательно разработали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве2.

В рамках христианского  мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум – Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека».

Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек – творение Бога, а с другой – социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная – отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской – означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права – права на совершенствование и бессмертие.

В средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился.

В кодексах прав, появившихся  в это время, права на политическую и гражданскую свободу, свободу  совести не были универсальными и  признавались только для одного слоя общества – дворянства.

Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей. В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы.

В эпоху Возрождения  и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании – как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями.

Юридическое мировоззрение  Нового времени придало идеям  естественно-правовой теории качественно  новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью3.

В истории русского правового  либерализма прослеживаются последовательно  сменяющие друг друга концепции: концепция естественного права, возникшая как альтернатива несправедливости привилегий сословного общества в конце XVIII – начале XIX в., теоретическое обоснование принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и «возрождение» философии естественного права в начале XX в.

Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом в Билле  о правах 1689 г. И хотя ни здесь, ни в других законодательных памятниках Англии мы не находим упоминания о  каких-либо прирожденных и естественных правах личности, в тот период права личности были обеспечены в Англии в большей мере, чем в других странах.

В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению.

Появилась новая конституционная  идея – принцип признания достоинства  человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества свободных граждан. В этом смысле основные права составляют фундаментальное содержание западной концепции государства в современную эпоху.

Если особенностью XVIII в. в борьбе за права человека являлось стремление к ограничению власти государства, то с начала XIX столетия в конституционном развитии формируется новый подход к проблеме прав и свобод.

ХХ столетие характеризуется  качественно новым подходом к  правам и свободам человека и гражданина. Они не просто декларируются и закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII–XIX вв. Это социально-экономические права (так называемые «права второго поколения»), которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения и образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения – молодежи, женщин, престарелых, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу научного и художественного творчества и др.

Информация о работе Право как мера свободы личности