Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 09:24, контрольная работа
Права человека в любом современном обществе, в том числе и России, являются важнейшим институтом, при помощи которого регулируется правовой статус личности, определяются способы и меры воздействия на нее, пределы вторжения государства в личную сферу, возможности участия граждан в процессе политического волеизъявления и, наконец, устанавливаются юридические и иные гарантии защиты и реализации прав и свобод. Права человека как высшая, основополагающая ценность, всеобщее мерило права или бесправия, определяют положение человека в любом обществе, позволяют оценивать его реальные достижения, недостатки или просчеты.
Введение……………………………………………………………….……..3
Глава I. Эволюция идей о правах человека Российской империи(XVIII – начало XX вв.)……………..………………………………..5
Глава II. Право на жизнь…………………...…………………………......8
2.1. История возникновения и закрепления в законодательстве. Содержание……………………………………………...…………………..….............8
2.2. Анализ Доклада уполномоченного по правам человека РФ за последние два года …………………………………………….……..…………..…......10
2.3. Анализ Доклада уполномоченного по правам человека Волгоградской области за последние два года ……………………….…….11
Заключение………………………………………………………………....13
Список использованной литературы………………………………..15
Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства – в обязанности предоставить эту защиту.
Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи, с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.
Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина – неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельное обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод в Конституции Российской Федерации предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан5.
Безусловно, высшей ценностью для любого человека является жизнь. Именно поэтому право на жизнь – важнейшее из всех прав человека, именно это право подлежит первоочередной защите со стороны государства.
Статья 20 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей»6.
2.2. Анализ Доклада уполномоченного по правам человека РФ за последние два года, на тему «Право на жизнь».
Анализ доклада за 2011-2012 года состоит в том, что анализируются наиболее актуальные проблемы соблюдения конституционных прав и свобод человека, право на жизнь в России,.
Анализ был проведён уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Владимиром Петровичем Лукиными представлен доклад Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации. 7
Всякий раз, когда смерть человека наступает не в силу естественных причин, обстоятельства его ухода из жизни требуют расследования. К сожалению, опыт Уполномоченного показывает, что такие расследования зачастую ведутся недостаточно усердно и оперативно, а их результаты замалчиваются. Отчасти по чисто "житейским" соображениям: человека ведь к жизни не вернешь. Отчасти, возможно, и с умыслом: чтобы скрыть следы преступления или даже "повесить" его на покойного. Впрочем, независимо от мотивов неудовлетворительное расследование гибели любого человека есть нарушение его права на жизнь. Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно подчеркивал, что предусмотренное ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод обязательство защищать право человека на жизнь предполагает наличие эффективного механизма официального расследования обстоятельств его гибели.
В связи с изложенным отчётом, Уполномоченный вынужден констатировать, что правоохранительные органы различной ведомственной принадлежности зачастую уклоняются от предусмотренного законом сотрудничества с ним по жалобам, поступающим, в частности, в связи с фактами гибели граждан, подозревавшихся в принадлежности к незаконным вооруженным формированиям.
Темпы утилизации боеприпасов методом подрыва росли: в 2010 году утилизировано 350 тыс. тонн, в 2011 году - 1,3 млн., в 2012 году - 1,7 млн. тонн. Одновременно с этим резко подскочило и количество чрезвычайных происшествий со смертельным исходом на складах и полигонах. В 2011 - 2012 годах произошло 14 таких происшествий, в которых погибли 23 военнослужащих и были ранены 149. (Для сравнения: ровно столько же ЧП случилось за восемь предыдущих лет, с 2002 по 2010 год, а погибли в них 19 военнослужащих.)
В своих обращениях к Уполномоченному родители военнослужащих по призыву, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, правозащитники сообщали о случаях гибели и увечий, которые получали занятые на утилизации боеприпасов военнослужащие. Причины трагедий были стандартны: отсутствие необходимых навыков, плохое знание техники безопасности, физическая и моральная усталость от тяжелых работ в непривычной обстановке, детское любопытство и, разумеется, неуставные отношения, обострившиеся в экстремальных полевых условиях.
Выступая на заседании Общественного совета при Минобороны России, объявил о том, что с 1 января 2013 года уничтожение боеприпасов методом подрыва будет прекращено, и что впредь оно будет вестись только промышленными методами.
В целом, таким образом, можно констатировать, что в решении крайне важного вопроса защиты права военнослужащих на жизнь лед, наконец-то, тронулся во многом благодаря усилиям федерального Уполномоченного, ряда его коллег в регионах, а также правозащитников.
2.3. Анализ Доклада уполномоченного по правам человека Волгоградской области за последние два года, на тему
«Право на жизнь».
Настоящий доклад подготовлен Уполномоченным по правам человека в Волгоградской области В.А. Ростовщиковым и представлен Губернатору Волгоградской области, в Волгоградскую областную Думу, прокурору Волгоградской области и начальнику Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области. 8
В настоящем документе проведен анализ проблем реализации прав граждан, право на жизнь граждан.
Областные органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные учреждения Волгоградской области, их должностные лица, в чьих действиях были выявлены нарушения право на жизнь граждан, обязаны принять меры к устранению причин и условий, способствующих нарушениям прав и свобод человека.
Также уверен, что главным в обеспечении прав человека является неформальный подход, исключая буквальное применение нормативных актов без учета положений Конституции Российской Федерации в том, что именно право на жизнь и свобод человека и гражданина определяют смысл и применение законов, деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления. Реализация данных положений в работе каждого государственного или муниципального служащего, каждого работника государственного или муниципального учреждения будет основной гарантией прав человека.
Еще одним обязательным условием обеспечения реализации право нажизнь человека является усиление правозащитного движения и развитие взаимодействия государственных и муниципальных органов с правозащитными организациями и Уполномоченным по правам человека в Волгоградской области.
Уверен, что реализация
изложенных в настоящем докладе
рекомендаций будет способствовать
усилению правовой защищенности населения
Волгоградской области и
Заключение.
В данной контрольной работе было рассмотрено эволюция идей о правах человека в Российской империи, право на жизнь, история возникновения права и закрепления его в законодательстве, анализы докладов уполномоченного по правам человека РФ и Волгоградской области за последние 2 года, и выяснили, что права человека в общей системе гуманитарных ценностей, занимают главное место, вполне закономерно доминируют над остальными. Их приоритет и значимость несомненны. Права человека - это основа, фундамент при осуществлении любых общественных преобразований, решении глобальных и текущих задач, в проведении всевозможных реформ, разработке государственных программ.
Итак, подведем черту в нашей контрольной работе. Все права человека неделимы, составляют единый комплекс, из их совокупности нельзя исключить хотя бы одну составляющую в ущерб другим. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права, свободы, или права на жизнь, какому бы то ни было другому. Это замечание совершенно справедливо, поскольку в противном случае будет нарушен общий принцип уважения прав человека и основных прав на жизнь, принцип универсальности прав человека. Признание неделимости прав человека не исключает определенной их систематизации.
В этой связи нам представляется не только актуальным, но и практически значимым исследование исторических проблем возникновения формирования и развития идей о правах на жизнь человека в Российской империи. Подобный подход к изучению прав человека позволило нам выяснить не только содержание и механизм их реализации в дореволюционной России, но и понять систему, способы их формирования: от мечты до научной идеи, от научной теории до юридической практики. Кроме того, изучение идей и общественных представлений о правах человека в монархической России, возможно, поможет осмыслить некоторые, наиболее существенные, причины, тормозящие правовые реформы в современной Российской Федерации.
Бесспорно, что приоритетным правом является право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого бессмысленно ставить вопрос о соблюдении остальных прав и свобод человека. С другой стороны, соблюдения лишь одного права на жизнь, конечно, недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуются уважение и соблюдение и других прав и свобод. Иначе мы обнаружим не право на жизнь, а лишь право на существование, блестящие примеры которого известны из русской и советской классической литературы. А так же в современных условиях право на жизнь все чаще подвергается испытаниям на прочность. Легализация абортов, возможная легализация эвтаназии, усиление террористических и антитеррористических инцидентов по всему миру тому подтверждение.
Именно такой баланс заложен в основу Конституции Российской Федерации. Как сказано в ее статье 2: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". И в 20 статье : «Каждый имеет право на жизнь».
Список использованной литературы:
1 Гарантирование прав человека как фактор законности в деятельности органов внутренних дел (общеевропейские и внутригосударственные проблемы) // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации: Сборник статей. Нижний Новгород, 2009. С. 256, 258, 261.
2 Татищев В.Н. История Российская. T.1. M.: Л., 1962. С.367
3 «Права человека» в истории цивилизации// Мир политики: актуальные проблемы политики: Учеб. Пособие. Волгоград: ВолГУ, 2010.
4 Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 25.07.2009) // РГ от 25.12.1993 № 237, СЗ РФ от 28.07.2003, № 30, ст. 3051. и многочисленными законодательными актами.
5 Конституция от 12 декабря 1993 г, статья 17 ч. 3.
6 Конституция РФ, Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г, Стастья 20.
7 В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
8 В соответствии со статьей 15 Закона Волгоградской области от 31 марта 2000 года №388-ОД «Об Уполномоченном по правам человека в Волгоградской области»