Пределы действия нормативно-правовых актов и иных источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является нормативно - правовые акты и иные источники права как наиболее распространенные и применяемые в российском законодательстве.
Предметом исследования данной курсовой работы являются нормативно - правовые акты (официальный документ, содержащий в себе обязательные правовые нормы) и иные источники права.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1. Источники права……………………………………………….……5
1.1. Понятие и виды источников права…………………………..……..5
1.2. Понятие и классификация нормативно-правовых актов.….….….8
1.3. Законы…………………………………………………………..……9
1.4. Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной
власти………………………………………………………………......11
Глава 2. Пределы действия нормативно-правовых актов………………….13
2.1. пределы действия нормативно-правовых актов в пространстве..13
2.2. пределы действия нормативно-правовых актов по кругу лиц….17
2.3. пределы действия нормативно-правовых актов по времени……18
Заключение ……………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

любина курсава.docx

— 59.29 Кб (Скачать файл)

Центральное место в системе законодательства занимают отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты определенной отрасли законодательства. Все другие законы, нормативные акты отрасли не должны противоречить отраслевому кодексу. Например, в ст. 3 п. 2 Гражданского кодекса РФ четко сформулировано: "Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу". "Свои" кодексы имеют основные отрасли права, например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, налоговый кодекс и др.

Верховенство закона вытекает из его ведущего и определяющего положения в системе нормативно-правовых актов государства и выражает одно из основных требований законности. Под верховенством закона понимается прежде всего верховенство конституции. Все подзаконные акты должны быть приведены в соответствие с законом или отменены, если они не соответствуют законам. Верховенство закона связано с его легитимностью, критерием которой выступает конституция.

В настоящее время реальное место закона в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства (президента).

 

1.4 Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти

Это акты правотворчества компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они служат средством обеспечения исполнения законов, конкретизации законов (как правило, акты различных органов исполнительной власти).

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подзаконные акты - нормативные указы президента страны и постановления правительства. Они распространяются на всех лиц и действуют на всей территории страны. По юридической силе следуют за законами.

Местные подзаконные акты - акты органов представительной и исполнительной власти на местах.

Ведомственные нормативно-правовые акты - приказы и инструкции министерств и ведомств.

Внутриорганизационные подзаконные акты - уставы, инструкции, действующие внутри организаций, воинских частей.

Группу подзаконных нормативных юридических актов составляют также локальные нормативные акты - это предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Санкционированный обычай и судебный, административный прецедент.

Отметим, что российская теория права не причисляет эти категории к источникам права, но практически не исключает их применение. Например, действующий Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 5 четко предусматривает возможность применения обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Судебный и административный прецедент имеет в Российской Федерации широкое применение, влияет на осуществление конституционных прав и свобод граждан, регулирование хозяйственных отношений. Это конкретные решения высших судебных и административных органов по конкретным юридическим делам, которым придается обязательное правовое значение, что позволяет установить приемы, правила пользования документами, соответственно юридической техникой, появляется возможность определить порядок применения законодательства на практике в данных аналогичных обстоятельствах.

К источникам права Российской Федерации относятся и нормативные договоры, которые содержат общеобязательные юридические нормы, например, международные договоры Российской Федерации. Такие договоры относятся к нормативным юридическим актам. Соответствие нормативных актов Конституции Российской Федерации определяет Конституционный Суд РФ. Не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат применению как неконституционные.

 

Глава 2 Пределы действий нормативно-правовых актов.

2.1 Пределы действий нормативно-правовых актов в пространстве

Пределы действия закона в пространстве обозначены территорией государства и государственным суверенитетом.

Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции Российской Федерации)

Территория Российской Федерации устанавливается ее государственной границей. Государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Таким образом, в состав государственной территории входят:

-сухопутная территория, т. е. суша в пределах границ  государства;

-водная территория, которая  включает в себя как внутренние (национальные) воды (например: воды  заливов, бухт, морей, проливов, исторически  принадлежащих Российской Федерации; воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат России  и т. д.), так и территориальные  воды, прибрежные морские воды  шириной 12 морских миль;

- недра, находящиеся под  сухопутной и водной территорией  государства, без каких-либо ограничений  по глубине;

- воздушная территория, которая  составляет все воздушное пространство, находящееся в пределах его  сухопутных и водных границ. В  настоящее время высотный предел  каким-либо договорно-правовым либо  нормативным актом не установлен, но обычно-правовой нормой признается правило, согласно которому спутники с минимально низкими орбитами находятся за пределами воздушной территории государства. Ряд стран предлагают верхней границей воздушного пространства считать зону не свыше 110 км над уровнем океана.

Уголовную юрисдикцию Российская Федерация осуществляет также в отношении лиц, совершивших преступления на любых территориях и объектах, принадлежащих России и находящихся в открытом море или ином указанном пространстве. Сюда относятся континентальный шельф – выровненная часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением, а также 200-мильная экономическая зона. Они находятся за пределами государственной границы и поэтому не входят в состав государственной территории. Но прибрежные государства имеют право на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением этих ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются законодательством Российской Федерации. В Уголовном кодексе предусмотрена уголовная ответственность за нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст. 253). Свою юрисдикцию Россия осуществляет и в отношении объектов, находящихся в его экономической морской зоне (искусственные острова, установки, сооружения). В остальном на континентальном шельфе и в морской экономической зоне действуют принципы и нормы международного права.

При совершении преступления на борту воздушных и морских судов вне государственной территории России уголовная юрисдикция Российской Федерации осуществляется в зависимости от назначения судна. Военные морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Это означает, что независимо от их местонахождения они подпадают под действие уголовного закона России. На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон Российской Федерации действует лишь в том случае, если они находятся на территории России, а также в международном воздушном пространстве или в международных водах.10

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь настолько, насколько это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции, определяется и непосредственное действие на территории страны международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит ст. 76 Конституции РФ, «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».11 Нормативные акты субъектов Федерации действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов – на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

 

2.2 Пределы действий нормативно-правовых актов по кругу лиц

Порядок действия закона по лицам является производным от порядка его действия по территории и по предмету. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

Все лица – это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам.12

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.13

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

 

 

2.3 Пределы действия нормативно – правовых актов во времени

Действие нормативных правовых актов во времени есть не что иное, как временные рамки распространения его на отношения, являющиеся предметом регулирования. Эти рамки определяются установлением:

1) Точного момента вступления нормативного правового акта в свою силу;

2) Наличия или отсутствия его «обратной» или «переживающей» силы;

3) Конкретного момента прекращения им своей силы.

1) В каждой стране существует определенный порядок вступления нормативных правовых актов в силу. При этом обычно решающее значение имеют:

а) официальное опубликование закона;

Информация о работе Пределы действия нормативно-правовых актов и иных источников права