б) срок.
В соответствии с этим нормативные
правовые акты, как правило, подлежат официальному
опубликованию, после чего немедленно
или через какой-либо отрезок времени
начинают действовать.
Ныне в России «законы подлежат
официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются. Любые нормативно-правовые
акты, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, не могут применяться,
если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения» (п. 3 ст. 15 Конституции
РФ).
Официальным опубликованием
закона считается первая публикация его
полного текста в «Парламентской газете»,
«Российской газете» или в Собрании законодательства
Российской Федерации».14 Официальное опубликование
– это даваемое государством свидетельство
достоверности и точности содержания
нормативного акта. Законы могут быть
опубликованы в иных печатных изданиях,
а также доведены до всеобщего сведения
(обнародованы) по телевидению и радио,
разосланы адресатам, переданы по каналам
связи, распространены в машиночитаемой
форме, но это все не является официальной
публикацией и не влечет никаких правовых
последствий.
Момент их вступления в силу
– по истечении десяти дней после дня
официального опубликования (общий порядок),
если иное не предусмотрено в самом законе
или специальном постановлении о порядке
введения его в действие. В постановлении
о введении в действие, например, нового
Гражданского кодекса РФ (общая часть)
начало его действия определено с 1 января
1995 года, хотя текст Кодекса был опубликован
в первых числах декабря предыдущего года.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации «О порядке опубликования
и вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных правых
актов федеральных органов исполнительной
власти» от 27.05.1996г.N 22, 16.05.1997 г. N 490, от 13.08.1998
N 963, от 28.06.2005 N 736,от 17.11.2011 N 1505 все нормативные
акты подлежат официальному опубликованию
в течение десяти дней со дня их подписания
и вступают в силу в течение семи дней
после первого их официального опубликования.15
Порядок вступления в силу законов
и иных нормативных актов субъектов Федерации,
их органов на местах существенно не отличается
от общероссийского порядка.
В принципе законы и подзаконные
нормативные правовые акты обратной силы
не имеют, т. е. их действие распространяется
только на регулируемые отношения, имевшие
место после введения их в силу. Речь идет
о распространении действия нормативного
правового акта на все случаи только «вперед»,
все, что было до дня вступления его в действие,
под него не подпадает.
2) Однако, в уголовном праве
издавна существует принцип, что норма,
отменяющая наказуемость деяния или смягчающая
за него ответственность, имеет обратную
силу, т. е. распространяется на деяния,
совершенные до введения ее в действие.
В отдельных случаях обратная сила может
быть придана и нормам других отраслей
права, если это особо оговаривается самим
законодателем. При этом должны строго
соблюдаться положения Конституции Российской
Федерации 1993 года:
- «Закон, устанавливающий
или отягчающий ответственность,
обратной силы не имеет»;
- «Законы устанавливающие
новые налоги или ухудшающие
положение налогоплательщиков, обратной
силы не имеют»;
- «Никто не может нести
ответственность за деяния, которое
в момент его совершения не
признавалось правонарушением»;
- «Если после совершения
правонарушения ответственность
за него устранена или смягчена,
применяется новый закон». (ст. ст.
54, 57 Конституции РФ).
Законом РФ «О введение в действие
первой части Гражданского кодекса Российской
Федерации» от 30 ноября 1994 года такая сила
придана так называемой приобретательской
давности, которая распространена и на
случаи, когда владение имуществом начато
до введения Кодекса в действие (ст. 11).16
В юридической литературе возможность
нормативного правового акта иметь обратную
силу называется ретроактивностью.
«Переживание» нормативно-правового
акта означает, что он продолжает применяться
после утраты своей силы. По общему правилу,
нормативный правовой акт, прекративший
свое действие, не применяется к отношениям,
возникшим после момента прекращения
такого действия. Исключение из него может
быть лишь по специальному указанию правотворческого
органа, решившего в связи с какими-либо
сложными ситуациями разрешить применение
той или иной нормы к отношениям, возникшим
после прекращения ее действия.
Таким образом, «переживание
закона» происходит тогда, когда закон,
утративший свою юридическую силу, по
специальному указанию нового закона
продолжает действовать по отдельным
вопросам. Например, если новый закон влечет
усиление ответственности, то по всем
правоотношениям, возникшим до его издания,
применяется старый, отмененный закон.
Закон в этом случае как бы продляет свою
«жизнь». Такое его свойство называется
ультраактивностью.17
3) Прекращение действия закона
означает и утрату им юридической силы.
Это последствие наступает при наличии
одного из следующих обстоятельств:
а) истечение срока, на который
принят закон (например, Закон о бюджете);
б) отмена закона (в постановлении
законодательного органа о порядке введения
в действие закона, как правило, указываются
акты, которые утрачивают юридическую
силу);
в) фактическая замена данного
закона другим, регулирующим те же самые
вопросы (это наименее приемлемый способ
прекращения действия нормативного акта,
он порождает неопределенность, создает
трудности на практике).
г) модифицирование условий
и обстоятельств, обусловивших принятие
данного закона (например, отмена чрезвычайного
положения, на время действия которого
он был рассчитан). Чрезвычайное положение
может вводиться лишь в установленном
Федеральным законом порядке; если оно
связано с отдельными ограничениями прав
и свобод личности, то с обязательным указанием
срока действий таких ограничений (ст.
56 Конституции РФ);
д) признание Конституционным
судом Российской Федерации закона неконституционным.
Акты или их отдельные положения в этом
случае утрачивают силу. Решение Конституционного
Суда РФ окончательно, оно не подлежит
обжалованию и вступает в силу немедленно
после его оглашения.
Судам, иным правоприменительным
органам иногда приходится оценивать
правомерность фактов и ситуаций, которые
происходили в прошлом. Поскольку, применительно
к указанным фактическим обстоятельствам
не предусмотрена обратная сила действующего
на данный момент закона, то суду, иному
юрисдикционному органу следует при такой
оценке руководствоваться законом, который
действовал в то время, когда происходили
соответствующие события.
Заключение
И так для правильного применения нормативно
правового акта необходимо ответить на
три основных вопроса:
- с какого момонта времени и по какое время
нормативный акт имеет юридическую силу(действие
во времени);
- на какую терриорию он распространяет
своё регулирующее влияние (действие в
пространстве);
- и наконец, какого его адресаты ( действия
по кругу лиц).
Установление этих рамок-границ имеет
чрезвычайно важное значение, поскольку
с ними связана и ими же обусловлена возможность,
а в надлежащих случаях и необходимость
применения содержащихся в данных актах
общеобязательных норм.
Для выполнения своих функций, нормативно
- правовой акт должен обладать такими
качествами, свойствами, которые обеспечивали
бы его способность вызывать, порождать
предусмотренные им юридические последствия.
Думаю, что в этом и состоит фактическое
функционирование акта, в этом проявляется
юридическая сила его норм.
Считаю, что нормативно - правовые акты
создаются с целью урегулировать определённые
общественные отношения, придать им устойчивость,
организованность, системный характер.
Все эти качества придаются нормативному
правовому акту путем установления субъектами
правотворчества пределов, параметров
его юридического действия, т.е. определения
тех границ, в которых может осуществляться
реализация содержащихся в акте юридических
норм, обеспечиваться их правовая обязательность,
юридическая сила. Таким образом, юридическое
действие нормативного правового акта
означает его способность вызывать, порождать
те правовые последствия, на возникновение
которых он рассчитан.
Определение пределов действия нормативных
правовых актов очень важно для практической
деятельности, особенно это важно для
практической деятельности сотрудников
полиции при определении лиц ответственных
за правонарушение и определение нужной
нормы для наказания таких лиц.
Определить пределы действия нормативного
правового акта - это значит определить
силу этого акта.
Список использованных источников:
1. Алексеев С.С; Государство и право,
1996
2. Бабаев В.К. Общая теория
права.// Н.Новгород, 2008.
3. Белов В.А. Гражданское право.
Актуальные проблемы теории и практики.
М.: Юрайт-Издательство, 2009.
4. Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 17.07.2009) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Закон Российской Федерации
от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. От 12.11.2012г.) "О
гражданстве Российской Федерации"
6. Закон РФ «О порядке опубликования
и вступления в силу конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального
Собрания» от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ – ред.
от 21.10.2011 г.).
7. Камышанский В.П., Коршунов
Н.М., Иванов В.И. Гражданское право. Часть
первая. Издание 2. М.: Эксмо-Пресс, 2009.
8. Конституция Российской Федерации,
принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 года (ред. от 30.12.2008) // Российская газета
от 25.12.1993г.
9. Нерсесянц В. С. Общая теория
права и государства. М., 2006. С. 501-502
10. Семейный кодекс Российской
Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008)
// СЗ РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
11. Смоленский М.Б. Теория государства
и права. М.: Дашков, 2009.
12. Трудовой кодекс Российской
Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 17.07.2009)
// СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
13. Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.11.2009)
// СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
14. Федеральный закон от 14.06.1994
N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления
в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального
Собрания" (ред. от 21.10.2011) // СЗ РФ, 20.06.1994,
N 8, ст. 801.
15. Федеральный закон от 13.06.1996
N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного
кодекса Российской Федерации" (ред.
от 08.12.2003) // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2955.
16. Федеральный закон от 30.11.1994
N 52-ФЗ "О введении в действие части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации"
(ред. от 08.05.2009) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3302.
17. Федеральный закон от 25.07.2002
N 115-ФЗ (ред. от 12.11.2012) "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации"
18 . Червонок В.И. Теория государства
и права. М.: Инфра-М, 2009.
19. Чаусская О.А. Гражданское
право. М.: Эксмо, 2009.
1 Емельянов Е.А. Действие нормативно-правовых
актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц /Е. А. Емельянов// Теория государства
и права. – 2007. № 2 (8) С. 22-23.
2 Алексеев, С. С. Теория права [Текст] : учебник
для вузов / С. С. Алексеев. – М.: БЕК, 2006.
– 224 с.
3 Большой юридический словарь,
под ред. д-ра юрид. наук, проф.А.Я. Сухарева.
- М.: ИНФРА-М, 2006
4 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория
государства и права: Учебник для вузов,
испр. и доп. - М.: Спартак, 2008
5 А.Ф.
Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский
- Общая теория государства и права (2-е
издание переработанное и дополненное)
Москва «Издательство деловой и учебной
литературы» 2006 г.
5Общая
теория права и государства // под ред.
В.В.Лазарева, Москва, Юристъ, 2008. – 32 с.
7 А.Ф.
Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский
- Общая теория государства и права (2-е
издание переработанное и дополненное)
Москва «Издательство деловой и учебной
литературы» 2006 г.
8 Конституция Российской Федерации
(принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 г.) [Текст] // Рос. газ. – 1999. –
21 января.