Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:45, реферат
Реализация правовых норм – это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.
Введение………………………………………...................................3-4
§ 1. Правоотношения и субъектный состав в сфере правоприменения…………………………………………………………5-7
§ 2. Понятие применение права и ее основные формы……...…….8-10
§ 3. Стадии применения норм права………………………………...11-13
Заключение……………………………………………………………14-16
Список использованной литературы
Специальная и научная литература……………………………………..17
Здесь устанавливается:
Толкование правовой нормы и разрешение возможных коллизий (противоречий в законодательстве).
III.
Принятие решения по делу и
издание акта применения
Принятие решения по делу является завершающей стадией процесса применения права. В решении норм права оно приобретает индивидуально-властный характер в отношении факта. Если решение принимается судом, то в нем суд высказывает свои властные суждения по поводу возникающих в судебном процессе правовых вопросов материально-правового или процессуального характера.16
Судебные решения в романо-германской системе права не создает норм права, субъективных прав и обязанностей конкретных лиц. В судебном решении по гражданскому делу выражается лишь применение судом норм права к достоверно установленным фактам, т.е. правоотношениям сторон (истца и ответчика), а также принуждение обязанного лица к должному поведению при удовлетворении иска.
Также в качестве самостоятельной может быть выделена стадия исполнения, т.е. доведение содержания акта применения права до сведения исполнителей, заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.
И.А.
Иванников выделяет четыре принципа
правоприменительной
1) законность;
2) социальная справедливость – означает, что правоприменительные органы действуют в интересах всего общества;
3) целесообразность, учет условий применения;
4) обоснованность, подкрепление фактами. 17
В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить
пользу.
Заключение
В результате проведенного исследования необходимо отметить, что основа, благодаря которой во многом и стало возможным как дальнейшее развитие политико-правовой мысли в русле исследования природы государственной власти, так и исследование правоприменительной деятельности субъектов ее осуществляющих, была заложена в глубокой древности, когда впервые появились идеи о том, что необходимо не только наличие государственного аппарата, но и чиновников, имеющих достаточно высокие моральные качества, и способности. То есть уже тогда со всей определенностью ставился вопрос о требованиях к лицам, прообразам правоприменяющих субъектов, равномерное распределение прав, обязанностей и полномочий у которых согласно утверждениям Цицерона является залогом стабильности самого государства. 18 Более того, обратившись к средневековой политической и правовой мысли, мы без особых усилий обнаруживаем идеи, помогающие раскрытию как самой направленности правоприменительной деятельности так и, непосредственного рассмотрения самого понятия «правоприменитель». В частности, у Данте отмечаем, что не граждане существуют для чиновников, а наоборот чиновники осуществляют свою деятельность для граждан,19 для чего согласно воззрениям Мартина Лютера необходимо наличие в государстве закона и права.
Между тем, и в философских размышлениях Макиавелли, мы находим важные для нас мысли о том, что чиновники должны больше заботиться о государстве, чем искать выгоды для себя. 20 В указанной связи нельзя не отметить и Томаса Гоббса, обратившего внимание на организацию государственного аппарата, деятельность которого должна быть упорядочена в соответствии с законом, а не являться результатом личного усмотрения представителей власти.
Одновременно
не поддается сомнению и тезис
о том, что правоприменитель должен
быть наделен строго определенными властными полномочия и
не допускать их превышения. Указанный
тезис, правда в несколько иной интерпретации
(касающийся государственной власти),
мы можем встретить и у Джона Локка.21
Что же касательно работ отечественных
авторов дооктябрьского, советского и
постсоветского периодов истории, то их
сравнительный анализ позволяет выявить
специфику применения права как особой
формы реализации права, где последнее
во многом определяется рядом особенностей,
выделяющих применение права в отдельную
форму реализации правовых предписаний.
К числу таковых наиболее существенных
особенностей применения права, определяющих
его специфику, можно отнести то, что применение
права осуществляется специальными субъектами,
наделенными властными полномочиями. При
этом сами действия правоприменителей
В
то же время само уяснение природы правоприменяющих
субъектов предполагает преодоление в
определенной степени известного пробела в
понятийном строе науки теории государства
и права путем раскрытия наиболее общих,
системных качеств указанной категории.
При этом среди ряда признаков, характеризующих
правоприменителей, наиболее важным, как
представляется, будет являться тот, который
указывает на государственно-властные
полномочия субъектов, применяющих право,
поскольку в правоприменительном отношении
необходимо наличие властного субъекта,
характеризующегося специальным правовым
статусом, выступающего в качестве исходной
юридической позиции в осуществлении
профессиональной юридической деятельности
в области правоприменения.
Список использованной литературы
Специальная
и научная литература