Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕ 4
2. ВЕТВИ ВЛАСТИ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА 11
2.1 Законодательная власть 11
2.2 Исполнительная власть 16
2.3 Судебная власть 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...26
ПРИЛОЖЕНИЕ. Результаты опроса: "Доверяете ли Вы российскому
правосудию?" 27

Вложенные файлы: 1 файл

Принцип разделения властей.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности   и   Администрацию   Президента,   назначает   полномочных

 

19

представителей  Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.8

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.9

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

"Исполнительную  власть Российской Федерации  осуществляет Правительство Российской Федерации", — гласит ст.ПО п.1 Конституции РФ.

Председатель  Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает

Конституция РФ. 1993. 9 Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 81.

 

20

кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм  парламентской ответственности  Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам. °

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен  и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 86.

 

21

2.3 Судебная  власть

«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.» гласит Конституция РФ.

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.

9-10 декабря  2002 года на сайте «Росбизнесконсалтинга» был проведен опрос на тему «Доверяете ли Вы российскому правосудию?», который принес такие результаты см. Приложение.

Если к  результатам этого опроса можно  относиться с недоверием, то опрос ВЦИОМ 21-25 марта 2003 года, в котором участвовало 1600 человек от 18 лет и старше, показал, что есть много причин для того, чтобы не обжаловать несправедливые действия властей в суде. Некоторым россиянам это просто не приходит в голову (6%), некоторые не знают, как это сделать (8%), для кого-то не по нутру сама судебная волокита (10%). Это психологические причины. Встречаются и опасения преследований со стороны власти, обоснованный или необоснованный страх сделать себе еще хуже (6%). Чаще всего, однако же, причина видится в пристрастности самого суда, заведомой безрезультатности обжалования (46%). Только один из четырех россиян (23%) верит, что при обжаловании в суде несправедливых действий властей удастся восстановить справедливость.

 

22

Чаще верит  в это молодежь до 30 лет (29%), гораздо  реже - лучше знающие нынешнюю жизнь лица среднего возраста 30-49 лет (17%), еще реже - пожилые люди 50 лет и старше(14%). Особенно важным для восстановления справедливости через суд представляется наличие достаточных материальных средств у жалобщика. Среди материально обеспеченных россиян 44% надеются, при необходимости, добиться в суде удовлетворяющего их решения; среди бедняков - только 15%.

Хотя верят  в судебную защиту от произвола властей  только 23% россиян, тогда как готовы обжаловать в суде несправедливые действия властей почти вдвое больше - 43%! В том числе большинство (58%) среди молодежи до 30 лет; двое из трех (64%) материально обеспеченных россиян.

По Конституции  РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд РФ - является высшим судом судов общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции - это районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и сам Верховный суд РФ. Надо отметить, что судьи судов общей юрисдикции, кроме Верховного суда, назначаются Президентом РФ самостоятельно. И это уже нарушает принцип независимости властей. Судья же Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают главным образом гражданские, административные и уголовные дела.

Высший Арбитражный  Суд РФ является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров (ст. 127). Арбитражные суды в России делятся на арбитражные суды субъектов, федеральные арбитражные суды округов и один Высший Арбитражный Суд. Арбитражные суды призваны рассматривать экономические споры между юридическими лицами.

Следует также отметить, что все судьи и все суды являются федеральными и не подчиняются  местным органам.

 

23

Третьим звеном судебной системы Росси является Конституционный Суд. Конституционный Суд играет огромную роль в системе разделения властей. Конституционный Суд имеет большие полномочия в области конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 года11.

Согласно  действующему законодательству Конституционный  Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации

В связи с  принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

11 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст.1447.

 

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. "Разделение властей", как теория о соотношении властей в 
государстве, которая была впервые выдвинута Дж.Локком и затем развитая 
Ш. Монтескье. Непосредственно связана со школой естественного права - 
сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Верно 
предполагалось, что для правильного функционирования государства в нем 
должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, 
исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее время по принципу 
разделения властей построены конституции многих государств.

2. Как показывает практический опыт функционирования властей 
после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной 
самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг 
друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.

К сожалению, сложившаяся ситуация, в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что способствует установлению авторитарной формы правления. Наблюдается нежелание правящей элиты внедрить в жизнь принципы «разделения властей» и «системы сдержек и противовесов».

В истории  России уже были периоды когда  законы носили лишь декларативный характер, существовали «только на бумаге» (вспомним хотя бы период сталинских репрессий). Продолжается это явление и сейчас. Можно сколь угодно долго продолжать перечень чудовищных фактов российской действительности, приведенных во введении.

Отталкиваясь  от теория естественного права и  материалистического понимания права, можно сделать вывод, что принципы «разделения властей» и «системы сдержек и противовесов» не реализуется в России по причине нынешнего невысокого уровня общественного развития, который позволяет

 

25

находится у  власти людям, не обладающим доброй волей  реализовать эти принципы.

 

26 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
  1. Федеральный закон "О счетной палате Российской Федерации" от 11.01.1995 года, № 4-ФЗ, Собрание законодательства РФ , № 3, 1995 г.
  1. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор В.А. Четвернин. М., 1997.

Научная и  учебная литература

  1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.
  2. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 1997.
  3. Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей // Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1996.

1.      История политических и правовых учений / Под ред. 6.Э. Лейста. М., 1997.

  1. Лркк Дж. Сочинения, р 3 т. Т. 3. М., 1988.
  2. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

10.План   государственного  преобразования   графа  М.М.   Сперанского.

Хрестоматия по истории  России. М., 1996. 11. Обзор результатов деятельности высшей квалификационной коллегии

судей российской федерации и квалификационных коллегий судей

общих, арбитражных  и военных судов за 2001 г.   Официальный сайт

ВСРФ^ 12.Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998.


Информация о работе Принцип разделения властей