Принцип разделения властей в современном российском государстве
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 08:23, контрольная работа
Краткое описание
Идеи разграничения государственных органов и их функций высказывались еще античными мыслителями. Платон говорил о законодательстве, управлении и правосудии как о формах государственной деятельности, которые "направлены на один и тот же предмет, но вместе с тем и отличны друг от друга". Аристотель более отчетливо различал между собой эти "три элемента" политического устройства, он говорил о них уже не как об отдельных формах государственной деятельности, а дал им конкретное воплощение в виде "законосовещательного" органа (народного собрания), административного органа (магистратуры) и судебных органов.
Содержание
1. Появление и становление принципа разделения власти…………………….3 2. Сущность принципа разделения властей………………………………….….5 2.1. Законодательная власть и ее органы………………………………………..6 2.2. Исполнительная власть и ее органы…………………………………...…..13 2.3. Судебная власть и ее органы……………………………………………….20 3. Принцип разделения властей в современном российском государстве..…26 Список используемой литературы……………………………………………...30
-Ответственность государства
за судебную ошибку. Государство возмещает
физическому или юридическому лицу ущерб,
который причинен ему ошибочным судебным
решением, неправильным осуществлением
правосудия.
Конституция закрепляет некоторые
особые принципы в сфере уголовного процесса
- гарантии правосудия, поскольку именно
в уголовном процессе судебное, т.е. государственное
принуждение проявляется особенно жестоко.
К их числу относятся: право обвиняемого
на рассмотрение дела в присутствии присяжных
заседателей, которые решают вопрос о
его виновности или невиновности; право
пользоваться помощью адвоката с момента
задержания или ареста; право на бесплатную
юридическую помощь в установленных законом
случаях; презумпция невиновности (каждый
обвиняемый в совершении преступления
считается невиновным, пока его виновность
не будет доказана и установлена вступившим
в законную силу приговором суда; ни кто
не может быть осужден повторно за одно
и тоже преступление; при осуществлении
правосудия не допускается использование
доказательств, полученных с нарушением
закона; закон, устанавливающий и отягчающий
ответственность, обратной силы не имеет.
Некоторые из названных принципов относятся,
прежде всего, к уголовному процессу, но
распространяются и на гражданские дела.
Также, во всех государствах,
существуют различные органы и должностные
лица, одна из задач которых состоит в
содействии судебной власти. Это прокуроры,
следователи, адвокаты, нотариусы, судебная
полиция, судебные исполнители.
На вопрос о значимости судебных
органов в системе разделения властей,
равно как и на многие другие связанные
с ним вопросы, следуют хотя и сходные,
но далеко не всегда равнозначные ответы.
В одних случаях акцент делается
на том, что в системе разделения властей
суд должен выступать своего рода гарантом
сложившегося их равновесия. В других
случаях суд в системе разделения властей
рассматривается как своеобразный арбитр,
как институт, выступающий в качестве
посредника между законодательной и исполнительной
властями. При этом также иногда указывается
на то, что суд не справляется с данной
задачей. Наконец, в третьих случаях суд
представляется в виде института, призванного
в ходе не прекращающейся между различными
ветвями власти борьбы за влияние.
Кроме названных, есть и другие
интерпретации и подходы к решению проблем
места и роли судебной власти в системе
других государственных властей. Помимо
всего прочего, они свидетельствуют о
важности, сложности и вместе с тем запутанности
рассматриваемых проблем.
Об этом же свидетельствуют
и нескончаемые споры вокруг проблем соотношения
законодательной и исполнительной властей.
Вопрос, как правило, ставится в двух плоскостях:
в плане проблем оптимальности соотношения
законодательной и исполнительной властей
и в плане пределов допустимости делегирования
законодательной власти.
При рассмотрении проблем оптимальности
соотношения законодательной и исполнительной
властей общей исходной посылкой для исследователей
разных стран, включая американцев, является
следующая:
Конгресс (парламент, Национальное
собрание) принимает законы, а президент
(правительство, кабинет) их исполняет,
проводит в жизнь. Эта аксиома концепции
разделения властей закрепляется иногда
в текущих законах, а чаще - в конституциях.
Она довольно редко подвергается сомнению.
За исключением тех аномальных в современной
истории случаев, когда вопреки здравому
смыслу и порушенной Конституции предлагалось
считать акты исполнительной власти по
юридической силе стоящими над законами
актами законодательной власти.
Однако такое положение, а точнее,
"соотношение" законодательной и
исполнительной властей - это крайность
для современных государств. Она, естественно,
серьезными учеными-конституционалистами
не обсуждается, а осуждается.
Обсуждению же на предмет оптимального,
наиболее рационального распределения
властей, с точки зрения интересов всего
общества, а не эгоистических интересов
правящей клики и отдельных лиц, подлежат
только те случаи, когда обе ветви обладают
реальной, а не декоративной, формальной
властью. Именно только по отношению к
таким, а не крайним ситуациям высказываются
суждения, касающиеся критериев оптимального
распределения законодательной и исполнительной
властей, установления баланса между ними,
их активности и эффективности.
Принцип разделения
властей в современном российском государстве
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления
государственной власти на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную, а также самостоятельность органов
законодательной, исполнительной и судебной
власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно
независимых властей, а разделении единой
государственной власти (единство системы
государственной власти является одним
из конституционных принципов федерализма)
на три самостоятельные ветви власти.
Принцип разделения властей является
основополагающим, ориентирующим, но не
безусловным.
Согласно статье 11 Конституции
РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства,
гарантом Конституции РФ, обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти, в системе
федеральных органов поставлен на первое
место и не отнесён непосредственно ни
к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации,
её законодательный и представительный
орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов
исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды
(осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).
Помимо указанного в Конституции
Правительства РФ действуют и другие федеральные
органы исполнительной власти — федеральные
министерства, государственные комитеты,
федеральные службы, другие федеральные
ведомства, а также их территориальные
органы.
Помимо Президента России, некоторые
государственные органы с особым статусом
также нельзя отнести ни к одной из основных
ветвей власти:
-администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность
Президента РФ;
-полномочные представители
Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента
РФ и обеспечивают реализацию его конституционных
полномочий в пределах федерального округа;
-органы прокуратуры РФ - осуществляют от имени РФ
надзор за соблюдением Конституции РФ
и действующих законов и другие функции;
-центральный банк РФ - основная функция, которую
он осуществляет независимо от других
органов государственной власти — защита
и обеспечение устойчивости рубля;
-центральная избирательная
комиссия РФ - проводит выборы и референдумы,
возглавляет систему избирательных комиссий;
-счётная палата РФ - осуществляет контроль за
исполнением федерального бюджета;
-полномоченный по правам человека
в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан
РФ и других заявителей на решения и действия
государственных органов и органов местного
самоуправления, принимает меры по восстановлению
нарушенных прав;
-другие федеральные государственные
органы, также не относящиеся ни к одной
из основных ветвей государственной власти.
Помимо разделения властей
«по горизонтали», существует разделение
властей «по вертикали» — разграничение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов
РФ, а также разделение властей в самих
субъектах федерации.
Статьей 1 Федерального закона
«Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ»
от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы
деятельности органов государственной
власти, как единство системы государственной
власти, разделение государственной власти
на законодательную, исполнительную и
судебную в целях обеспечения сбалансированности
полномочий и исключения сосредоточения
всех полномочий или большей их части
в ведении одного органа государственной
власти либо должностного лица, самостоятельное
осуществление органами государственной
власти принадлежащих им полномочий.
Указанным федеральным законом
также определены основные полномочия,
основы статуса и порядка деятельности
законодательных (представительных) и
высших исполнительных органов государственной
власти, а также высших должностных лиц
субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся
конституционные (уставные) суды и мировые
судьи. В субъектах РФ также действуют
федеральные суды, территориальные органы
федеральных органов исполнительной власти,
а также должностные лица Администрации
Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные
комиссии и другие государственные органы,
которые не относятся ни к одной из основных
ветвей власти.
Список используемой
литературы
1. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ»
2. Агабеков Г. Б. Концепция разделения
властей: история
и современность. Научно-аналитический
обзор. — М.: ИНИОН, 2012. — 54 с.
3. Баранов
Н.А. Политические отношения и политический
процесс
в современной России: Курс лекций, 2011.
4. Козырев А. А. Принцип разделения
и взаимодействия властей
в субъектах Российской Федерации. — М.:
Российская академия социальных наук,
2010. — 45 с.
5. Малько, А.В. Теория государства
и права в вопросах и ответах
/ А.В. Малько – М.: Юристъ, 2008 – 300 с.
6. Чеботарев Г. Н. Принцип разделения
властей в государственном устройстве
Российской Федерации. — Тюмень: Изд-во
Тюменского государственного университета,
2007. — 217 с.
7. Шевцов В. С. Разделение властей
в Российской Федерации.
— М.: ПолиграфОпт, 2002. — 399 c.