Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирования уровня безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Содержание

Введение …………………………………………………………….. 3
Глава I Безработица как социально-экономическое явление …………….. 7
1.1. Сущность безработицы …………………………………………….. 7
1.2. Формы безработицы и их специфика ……………………………... 8
1.3. Причины безработицы в переходной экономике ………………… 11
1.4. Социально-экономические последствия безработицы …………... 15
1.5. Пути преодоления безработицы …………………………………… 17
Глава II Проблемы безработицы в России ………………………………….. 22
2.1. Экономические реформы и рынок труда …………………………. 22
2.2. Особенности безработицы в России ………………………………. 24
2.3. Основные демографические группы безработицы в регионах России ………………………………………………………………..
26
2.4. Государственная защита населения в условиях безработицы …... 29
Заключение ………………………………………………………….. 32
Глоссарий …………………………………………………………… 37
Список литературы ………………………………………………… 38
Приложения ………………………………………………………… 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклонятся от социальных программ, что, безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённости.

Обуздание инфляции оздоровляет  денежную единицу и формирует  здоровую денежную среду.

Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но в условиях циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптированных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу.

Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению  жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует  население на стихийные формы  протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящей от административно-командной системы к рыночной.

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:

1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

2.Организация общественных  работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских  улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

3. Поощрение частного  предпринимательства и стимулирование  самозанятости населения, развитие  малого бизнеса (товарищества, кооперативы,  фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и  профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

5. Использование гибких  форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация  населения о возможности трудоустройства,  проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Проблемы безработицы в России

 

2.1 Экономические реформы и рынок труда

 

Важнейшей компонентой  рыночной экономики выступает рынок  труда. Развитый рынок труда позволяет  наиболее полно и эффективно использовать вещественный, научный и человеческий потенциал страны, преодолевать сложившиеся деформации в сфере занятости, регулировать проблемы безработицы.

Рынок труда в России в настоящее время характеризуется  следующими явлениями:

быстрым сокращением  численности экономически активного населения;

сдвигами в структуре  занятости – ее перераспределением в сферу услуг, где работает более  половины занятых, и частный сектор – 37% занятых. Вне госсектора работает 63% занятых;

высокой концентрацией  занятости на крупных и средних  предприятиях (67% всех занятых);

высокой трудовой мобильностью работающих (отношение суммы выбытий  и приемов на работу к среднегодовой  численности занятых превышает 30%. Но при этом миграция по трудовым мотивам низкая – 20% всех мигрантов);

несоответствием роста и дифференциации реальной начисленной заработной платы росту и дифференциации производительности труда;

преобладанием латентных  процессов над открытыми (неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска, вынужденные переводы на режимы неполного рабочего времени, задержки с выплатой заработной платы, неформальная занятость за счет основного времени);

активизацией высвобождений  в связи с сокращением численности работников (до сих пор менее 10% среди причин безработицы);

увеличением средней  продолжительности безработицы.

Безработица определяется соотношением двух основных сторон рынка труда: спроса на рабочую силу и ее предложения.

Предложение рабочей  силы, а следовательно, уровень и  структура безработицы, зависят прежде всего от воспроизводства населения, рождаемости, смертности, миграции (определяющих численность населения в трудоспособном возрасте в стране и регионах), а также от численности различных демографических групп (женщин, молодежи, пожилых людей в населении трудоспособного возраста).

Предложение рабочей силы определяется также социально – экономическими и психологическими факторами: заработной платой и уровнем доходов, отношениями распределения, потребностью в труде как средстве самовыражения, уровнем образования и специальной подготовки, социальной политикой, т.е. условиями, которые вынуждают потенциальную рабочую силу искать место на рынке труда.

Особенно в сложном  положении в переходных условиях оказались такие демографические группы, как женщины, молодежь, многодетные родители или родители-одиночки. Сложившийся уровень занятости женщин (всех женщин, а также особенно многодетных и глав неполных семей) и молодежи в производстве в нашей стране традиционно высок, что определяется низким уровнем жизни населения, идеологическими факторами (особенно в отношении занятости женщин), недостатками социальной политики. В настоящее время высокая потребность в труде этих групп населения поддерживается невозможностью существования семьи на доходы ее главы, что ведет к мультипликации спроса на труд, поскольку один человек претендует на несколько рабочих мест при высокой потребности в них всех групп населения.

При анализе ситуации на рынке труда и перспектив ее изменения, при выработке приоритетов и мер государственной поддержки безработных необходимо учитывать и потенциальные возможности домохозяйств, и возрастающую посредническую роль семьи, членами которой являются безработные.

Государственная поддержка  безработных призвана сократить  срок безработицы и поддержать уровень  жизни безработного. В обоих направлениях этой политики необходимо учитывать роль семьи (домохозяйства). Так, рост числа детей в семье обостряет для ее членов проблему безработицы, поскольку при относительно низком уровне жизни многодетных семей безработица одного из кормильцев ставит членов семьи на грань выживания. В то же время высокая безработица среди женщин не всегда серьезно обостряет проблемы членов семьи, если муж имеет возможность содержать семью (перераспределение занятости на уровне семьи).

 

2.2 Особенности безработицы в России

 

Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы производства сокращаются в результате структурных  изменений. Казалось бы, спад производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям.

Однако ожидаемые процессы не происходят. Предприятия, находящиеся  в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной  занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.

Следует иметь в виду, что квалифицированные работники  с таких предприятий уходят, что  ведет к снижению квалификационного  уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество за них платит. А она говорит о себе сразу же, ибо первые шаги перехода к рынку значительно снизили уровень потребления населения. Продвижение в направлении реформ ставит и другую проблему сопоставления: во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица по сравнению с финансированием содержания безработных, их переобучения и содействия в трудоустройстве.

По данным Росстатагентства, общая численность безработных в 1992-1999гг. возросла почти втрое, составив в августе 1999г. 9,1 млн. чел. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, увеличился за тот же период с 5,2 до 12,4%. Таким образом, сегодня можно констатировать, что Россия перешла в категорию стран с высокой безработицей.

Обострение проблемы безработицы выражается в: усилении ее региональной дифференциации; углублении очаговой безработицы; увеличении продолжительности  безработицы; расширении масштабов  скрытой безработицы и снижение эффективности системы государственной помощи безработным.

Однако, некоторое оживление  российской экономики привело в  тому, что в 1999г. впервые за последние 9 лет отмечается рост численности  занятых. Она увеличилась на 1,8 млн. чел. и составила 65,1 млн. чел. (в 1998г. численность занятых уменьшилась на 1,1 млн. чел.). Началось постепенное сокращение общей численности безработных. Она уменьшилась в течение года до 8,7 млн. чел. Численность официально зарегистрированных безработных совратилась за этот период на 34,5% и составила к концу года 1,26 млн. (1,7% экономически активного населения).

Таблица 1.

Уровень безработицы  по экономическим регионам РФ (апрель 2000г.).

Северный

более 3,5%

Восточно-Сибирский

от 2,5 до 3,5%

Дальневосточный

от 2,5 до 3,5%

Волго-Вятский

от 2 до 2,5%

остальные

менее 2%


 

Коэффициент напряженности  на рынке труда снизился с начала года с 6,6 до 2,5 чел.

Как и в 1998г., в наиболее кризисной ситуации на регулируемом рынке труда находилось 15 регионов России, где уровень официальной  безработицы превысил средне российский в 2 и более раза.

 

 

2.3 Основные демографические группы безработных в регионах России

 

Степень напряженности  ситуации на рынке труда можно  охарактеризовать соотношением спроса и предложения рабочих мест со стороны предприятий. В качестве показателя предложения рабочих мест используется заявленная

предприятиями потребность в рабочей силе. Показателем спроса на рабочие места является численность безработных.

Если сгруппировать  регионы России по показателю соотношения числа безработных к числу вакансий, то в конце 1992 г., когда безработица стала заметным явлением (численность безработных составила около 600 тыс. человек, ищущих работу – чуть более 920 тыс. человек), картина была следующей.

Первую группу, где  число вакансий превышало предложение рабочей силы, составили Москва, Читинская область и Карачаево-Черкесская Республика.

Вторую группу (предложение  превышало число вакансий до 2 раз) образовали Калужская, Тульская, Тюменская, Рязанская, Липецкая, Волгоградская, Оренбургская области; Хабаровский край; республики – Саха (Якутия) и Башкортостан.

Третью группу, где  предложение рабочей силы превышало  число вакансий в 2–4 раза, сформировали республики – Коми, Кабардино-Балкарская, Хакасия, Бурятия, Тыва; области –  Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Курская, Ульяновская, Волгоградская, Ростовская, Курганская, Пермская, Кемеровская, Омская, Томская, Иркутская, Амурская, Магаданская; а также края – Краснодарский, Ставропольский, Красноярский, Приморский.

В четвертую группу, где напряженность на рынке труда составляла от 4 до 10 раз, вошли Мурманская, Новгородская, Брянская, Владимирская, Астраханская, Саратовская, Пензенская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Камчатская, Калининградская области; Санкт-Петербург; республики – Калмыкия, Татарстан, Адыгея, Алтай.

Пятую группу с особо  напряженной ситуацией на рынке  труда (предложение рабочей силы в 10-20 раз превышало спрос) составили Ленинградская, Тамбовская, Архангельская, Ивановская, Ярославская, Сахалинская области; республики – Карелия, Марий Эл, Мордовия, Дагестан, Северная Осетия – Ала-ния, Удмуртия; а также – Алтайский край.

По сравнению с концом 1992 г. степень напряженности на рынке  труда на конец 1997 г. возросла. В среднем, по данным Минтруда и социального развития, она составила 5,5 (в середине 1998 г. этот показатель достиг 5, затем он стал снижаться и осенью 1999 г. составил 2,9).

Проанализируем безработицу  среди основных демографических групп населения – женщин и молодежи.

На 1 января 1993 г. в стране насчитывалось 417 тыс. безработных женщин, или 72,3% всех безработных. Из них 5% – женщины в возрасте до 18 лет, 14% – 18-22 года, 20% – 22-30 лет и около 8% – женщины предпенсионного возраста. Молодежь в возрасте до 30 лет составила в это время 38,2% всех безработных.

Информация о работе Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирования уровня безработицы