Проблема миграции в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:36, реферат

Краткое описание

С 1990-х годов правительства многих стран начали осознавать несоответствие постоянно усложняющегося характера нынешних потоков мигрантов традиционным институциональным и юридическим системам обращения с иммиграцией, в соответствии с которыми каждая категория мигрантов получала свое четкое и недвусмысленное определение. Эта озабоченность привела к переоценке международных инструментов в области миграции. Ряд правительств счел более не соответствующим нынешнему положению дел существующий международный режим предоставления убежища, определенный Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом, касающимся статуса беженца, 1967 года к ней.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Проблема миграции в современном мире.docx

— 31.50 Кб (Скачать файл)

.

1 Проблема  миграции в современном мире

Стремление к  перемене мест является одной из основных характерных особенностей человека. Более полувека назад с принятием Всеобщей декларации прав человека[1] право на свободу передвижения получило международное признание. Статья 13 этой Декларации гласит: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства» и «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

С 1990-х годов правительства  многих стран начали осознавать несоответствие постоянно усложняющегося характера  нынешних потоков мигрантов традиционным институциональным и юридическим  системам обращения с иммиграцией, в соответствии с которыми каждая категория мигрантов получала свое четкое и недвусмысленное определение. Эта озабоченность привела к  переоценке международных инструментов в области миграции. Ряд правительств счел более не соответствующим нынешнему положению дел существующий международный режим предоставления убежища, определенный Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом, касающимся статуса беженца, 1967 года к ней. Усилия Международной организации труда добиться ратификации международных конвенций о трудящихся-мигрантах натолкнулись на серьезную оппозицию значительного числа стран. Результаты работы, проделанной под эгидой Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека, указывают на неудовлетворительное обеспечение государственными органами прав человека применительно к мигрантам в большинстве регионов мира на фоне сообщений о росте проявлений расизма, ксенофобии и иных форм дискриминации в отношении мигрантов, бесчеловечного и унизительного обращения с ними[2].

Как отмечалось на состоявшейся в 1994 году Международной  конференции по народонаселению  и развитию, упорядоченная международная  миграция может оказать позитивное воздействие как на страны происхождения, так и на принимающие страны. Миграция может также способствовать передаче навыков и культурному обогащению[3]. Подавляющее большинство мигрантов вносит весомый вклад в развитие принявших их стран. В то же время во многих странах происхождения международная миграция влечет за собой потерю человеческих ресурсов, а в принимающих странах она может привести к экономическим трудностям и социально-политической напряженности.

Озабоченность расширением  масштабов дискриминации мигрантов, ненадлежащего и жестокого обращения  с ними, о котором сообщали правительства  стран, из которых выезжали мигранты, а также неправительственные  организации, занимающиеся проблемами прав человека, привела к назначению в 1997 году Комиссией Организации  Объединенных Наций по правам человека Специального докладчика по правам человека мигрантов. Комиссия также создала  Рабочую группу правительственных  экспертов в области прав человека мигрантов с задачей собирать всю имеющую отношение к делу информацию о существующих препятствиях к эффективной и всесторонней защите прав человека мигрантов и  разрабатывать рекомендации по усилению пропаганды, защиты и осуществления  прав человека мигрантов.

Основной вывод, сделанный Рабочей группой, заключается  в том, что во многих регионах мира правительствам прекрасно известно об ухудшении положения дел с  соблюдением прав человека мигрантов, но они редко сообщают о принятых мерах по исправлению такого положения. В результате этого лица, нарушающие права человека в отношении мигрантов, зачастую делают это безнаказанно. Ситуация показывает, что в глазах общественного мнения, а также  по мнению лиц, определяющих политику, соблюдение прав человека мигрантов  не выглядит такой же серьезной обязанностью, как соблюдение прав человека собственных  граждан.

Сложившееся положение  дел в значительной мере отражает как преобладание антииммигрантских настроений, так и тот факт, что общества стран пребывания приписывают мигрантам более низкий правовой и социальный статус. Тем не менее частично это объясняется и тем, что нарушения прав человека мигрантов часто совершаются в отношении н имеющих документов мигрантов. Государственные органы часто воспринимают признание прав человека за не имеющими документов мигрантами как подрыв права государства на обеспечение законности; этот вопрос приобретает особое значение в случаях, когда пресечение нелегальной миграции занимает приоритетное место в программах деятельности правительств.

Система Организации  Объединенных Наций занимается различными аспектами международной миграции. Например, Секретариат Организации Объединенных Наций занимается сбором, анализом и распространением информации о масштабах, тенденциях и национальной политике в области международной миграции. Другие органы системы Организации Объединенных Наций занимаются такими вопросами, как права человека, лица, перемещенные внутри страны, воссоединение семей, нелегальные мигранты, незаконный провоз мигрантов через границы и социально-экономическая интеграция мигрантов. Кроме того, специализированные учреждения системы занимаются вопросами, входящими в их компетенцию и в их мандаты, в частности такими, как потоки рабочей силы, беженцы и лица, ищущие убежища, а также денежных переводов мигрантов.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно рассматривала вопросы, касающиеся международной миграции и развитии. В своей резолюции[4] Генеральная Ассамблея призвала систему Организации Объединенных Наций и другие соответствующие организации продолжать рассматривать вопрос о международной миграции и развитии и оказывать должную поддержку процессам и деятельности в области международной миграции и развития. В ответ на эту резолюцию, а также в целях предоставления Генеральной Ассамблее дополнительной информации относительно международной миграции Отдел народонаселения Организации Объединенных Наций организовал в июле 2002 года первое общесистемное координационное совещание, посвященное международной миграции.

Внимание к вопросам международной миграции на глобальном, региональном и национальном уровнях  возросло после принятия Генеральной  Ассамблеей в 2003 году решения о проведении Диалога на высоком уровне по вопросам международной миграции и развития в 2006 году. Растет число субъектов, активно  занимающихся пропагандой позитивных аспектов международной миграции. Динамика народонаселения и реструктуризация экономик содействуют более четкому  осознанию лицами, ответственными за принятие решений, ключевой роли, которую  играют международные мигранты в  удовлетворении спроса на рабочую силу в конкретных секторах и в поддержании  международных сетей, необходимых  для функционирования глобальной экономики. В результате растет число правительств, осознающих тот факт, что международная  миграция является неотъемлемой частью процесса развития и функционирования современных экономик. Однако в результате финансового кризиса, начавшегося  в 2007 году, и последовавшего за ним экономического кризиса произошел рост безработицы в глобальных масштабах, особенно в развитых странах, которые являются основными пунктами назначения для международных мигрантов, что снижает уровень ожиданий в отношении будущих тенденций в области международной миграции.

Данных о влиянии  кризиса на миграцию в развивающиеся  страны немного. В 2010 году количество мигрантов  из развивающихся стран, живущих  в других развивающихся странах (73 миллиона), и количество мигрантов  из развивающихся стран, живущих  в развитых странах (74 миллиона), практически  сравнялось. Имеются данные о потере работы и возрастающих оттоках трудящихся-мигрантов  из Объединенных Арабских Эмиратов в  связи с приостановкой инфраструктурных проектов стоимостью 582 млрд. долл. США, но некоторые из этих мигрантов нашли  работу в других странах Залива. Имеются данные о сокращении количества выданных разрешений на работу или  о непродлении таких разрешений в других странах Азии, импортирующих рабочую силу, включая Казахстан, Малайзию, Республику Корея, Сингапур и Таиланд[5].

2 Международная организация по миграции и основные сведения о мигрантах

Международная организация  по миграции (МОМ), созданная в 1951 году, является ведущим межправительственным учреждением в области миграции, она тесно взаимодействует с  международными правительственными и  неправительственными организациями.

В МОМ входят 146 государств-членов, еще 13 стран имеют статус наблюдателей. Отделения организации действуют  более чем в 100 странах. С момента  создания в 1951 г. организация помогла  более чем 11 млн. человек. Задача МОМ  – содействовать гуманизации и упорядочению процессов миграции ради всеобщего блага. Для решения этой задачи МОМ оказывает услуги и предоставляет консультации правительствам и мигрантам.

Деятельность МОМ  направлена на упорядочение и гуманизацию мер регулирования миграции, развитию международного сотрудничества в сфере миграции, оказание помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам.

В Уставе МОМ подчеркивается, что процессы миграции связаны с  экономическим, социальным и культурным развитием, а также с правом людей  на свободу передвижения.

Деятельность МОМ  по регулированию миграции осуществляется по четырем основным направлениям:

·          миграция и развитие;

·          содействие миграции;

·          регулирование миграции;

·          вынужденная миграция.

Мероприятия МОМ, охватывающие все эти направления, направлены на содействие развитию международного миграционного законодательства, организацию  дискуссий и подготовку рекомендаций по вопросам миграционной политики, защиту прав мигрантов, решение вопросов здравоохранения  и защиты прав женщин в связи с  процессами миграции.

Сегодня общее число  лиц, проживающих за пределами стран, в которых они родились, достигло самого высокого за всю историю уровня — 214 миллионов человек, в то время  как 10 лет назад эта цифра достигала 150 миллионов. В миграционный оборот втянуто 3,1% населения из 218 стран  мира. Процентное соотношение мигрантов  широко варьируется по странам. Страны, имеющие высокий процент мигрантов  – Катар (87%), ОАЭ (70%), Иордания (46%), Сингапур (41%) и Саудовская Аравия (28%). Самый  низкий процент жителей других стран  среди населения Словакии (2,4%), Японии (1,7%), Нигерии (0,7%) и Индонезии (0,1%). Шесть из десяти международных мигрантов (128 миллионов) сегодня проживают в развитых странах и большинство из них (74 миллиона) являются выходцами из развивающихся стран[6]. Хотя экономический кризис замедлил темпы роста численности международных мигрантов в развитых странах, их общее количество продолжает расти: на 12,8 миллиона человек в период 2000–2005 годов и на 10,5 миллиона человек в период 2005–2010 годов.

Снижение чистого  прироста количества международных  мигрантов в развитых странах  между этими двумя периодами  происходит на фоне противоположной  тенденции в развивающихся странах, где количество мигрантов за период 2000–2005 годов возросло на 4,0 миллиона человек, а за период 2005–2010 годов  — на 8,2 миллиона человек. Однако этот прирост объясняется главным  образом увеличением числа беженцев. Так, если за период 2000–2005 годов количество беженцев в развивающихся странах  уменьшилось на 1,1 миллиона человек, то за период 2005–2010 годов оно возросло на 2,7 миллиона человек. Без учета беженцев прирост числа других типов мигрантов в развивающихся странах мог бы происходить примерно одинаковыми темпами в течение обоих периодов: 5,1 миллиона против 5,5 миллиона. К 2010 году в развивающихся странах проживало 86 миллионов международных мигрантов, в том числе 14 миллионов беженцев[7].

Произошло сокращение потоков стихийной миграции. Согласно данным о стихийной миграции в  Соединенные Штаты, она начала снижаться  в 2007 году и в 2008 году эти темпы  ускорились. В Европейском союзе  количество мигрантов, не имеющих законного  статуса и работающих в государствах — членах ЕС, снижается, как и  количество отказов на пересечение  границы. Растет также количество выездов  мигрантов, не имеющих законного  статуса[8].

На усиление миграционных процессов в будущем будут  влиять: дальнейшая глобализация экономики; рост экономического различия между  богатыми и бедными странами; различия в социальных, политических и религиозных  свободах между странами будут заставлять людей искать через миграцию способы  улучшения своей жизни; возможные  политические и гражданские конфликты  могут заставить искать людей  более безопасные места жительства; прогрессирующая деградация окружающей среды и т. д. По прогнозам MOM ООН, к 2030 г. показатель миграционной активности населения в мире составит около 300 млн. человек[9].

3 Политика  в области международной миграции  в целях развития в странах  происхождения

Доклад ПРООН  о развитии человека 2009 года «Преодоление барьеров: человеческая мобильность  и развитие»[10] содержит обновленный обзор мер, благодаря которым международная миграция может принести пользу странам происхождения. В нем идет речь о том, как помогают членам семей мигрантов их денежные переводы, которые являются одним из средств, позволяющих улучшить здоровье и повысить образовательный уровень. Признается тот факт, что международная миграция содействует сокращению масштабов нищеты, но при этом подчеркивается, что ее воздействие не следует рассматривать в отрыве от более широких местных и национальных усилий по борьбе с нищетой и за развитие человеческого потенциала.

В докладе отмечается, что влияние международной миграции на национальную экономику стран  происхождения носит комплексный  характер и с трудом поддается  оценке. Изучение воздействия денежных переводов на долгосрочный экономический  рост свидетельствует о том, что  зачастую оно невелико, главным образом  потому, что такое воздействие  зависит от местных институтов и общей стратегии развития. Сами по себе денежные переводы не могут устранить структурные проблемы в области экономического роста, социальных преобразований и улучшения системы управления, которые характерны для многих стран с низким уровнем развития человеческого потенциала. Тем не менее, международная миграция может заложить основу для создания сетей, содействующих распространению знаний, инноваций и взглядов, которые могут способствовать развитию. Вызываемые миграцией изменения социального и культурного характера могут серьезно повлиять на предпринимательскую деятельность, общинные нормы и политические преобразования, а такие процессы зачастую приносят реальные плоды через несколько поколений.

Информация о работе Проблема миграции в современном мире