Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:36, реферат
С 1990-х годов правительства многих стран начали осознавать несоответствие постоянно усложняющегося характера нынешних потоков мигрантов традиционным институциональным и юридическим системам обращения с иммиграцией, в соответствии с которыми каждая категория мигрантов получала свое четкое и недвусмысленное определение. Эта озабоченность привела к переоценке международных инструментов в области миграции. Ряд правительств счел более не соответствующим нынешнему положению дел существующий международный режим предоставления убежища, определенный Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом, касающимся статуса беженца, 1967 года к ней.
.
1 Проблема миграции в современном мире
Стремление к перемене мест является одной из основных характерных особенностей человека. Более полувека назад с принятием Всеобщей декларации прав человека[1] право на свободу передвижения получило международное признание. Статья 13 этой Декларации гласит: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства» и «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».
С 1990-х годов правительства
многих стран начали осознавать несоответствие
постоянно усложняющегося характера
нынешних потоков мигрантов традиционным
институциональным и
Как отмечалось на состоявшейся в 1994 году Международной конференции по народонаселению и развитию, упорядоченная международная миграция может оказать позитивное воздействие как на страны происхождения, так и на принимающие страны. Миграция может также способствовать передаче навыков и культурному обогащению[3]. Подавляющее большинство мигрантов вносит весомый вклад в развитие принявших их стран. В то же время во многих странах происхождения международная миграция влечет за собой потерю человеческих ресурсов, а в принимающих странах она может привести к экономическим трудностям и социально-политической напряженности.
Озабоченность расширением
масштабов дискриминации
Основной вывод, сделанный Рабочей группой, заключается в том, что во многих регионах мира правительствам прекрасно известно об ухудшении положения дел с соблюдением прав человека мигрантов, но они редко сообщают о принятых мерах по исправлению такого положения. В результате этого лица, нарушающие права человека в отношении мигрантов, зачастую делают это безнаказанно. Ситуация показывает, что в глазах общественного мнения, а также по мнению лиц, определяющих политику, соблюдение прав человека мигрантов не выглядит такой же серьезной обязанностью, как соблюдение прав человека собственных граждан.
Сложившееся положение дел в значительной мере отражает как преобладание антииммигрантских настроений, так и тот факт, что общества стран пребывания приписывают мигрантам более низкий правовой и социальный статус. Тем не менее частично это объясняется и тем, что нарушения прав человека мигрантов часто совершаются в отношении н имеющих документов мигрантов. Государственные органы часто воспринимают признание прав человека за не имеющими документов мигрантами как подрыв права государства на обеспечение законности; этот вопрос приобретает особое значение в случаях, когда пресечение нелегальной миграции занимает приоритетное место в программах деятельности правительств.
Система Организации Объединенных Наций занимается различными аспектами международной миграции. Например, Секретариат Организации Объединенных Наций занимается сбором, анализом и распространением информации о масштабах, тенденциях и национальной политике в области международной миграции. Другие органы системы Организации Объединенных Наций занимаются такими вопросами, как права человека, лица, перемещенные внутри страны, воссоединение семей, нелегальные мигранты, незаконный провоз мигрантов через границы и социально-экономическая интеграция мигрантов. Кроме того, специализированные учреждения системы занимаются вопросами, входящими в их компетенцию и в их мандаты, в частности такими, как потоки рабочей силы, беженцы и лица, ищущие убежища, а также денежных переводов мигрантов.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно рассматривала вопросы, касающиеся международной миграции и развитии. В своей резолюции[4] Генеральная Ассамблея призвала систему Организации Объединенных Наций и другие соответствующие организации продолжать рассматривать вопрос о международной миграции и развитии и оказывать должную поддержку процессам и деятельности в области международной миграции и развития. В ответ на эту резолюцию, а также в целях предоставления Генеральной Ассамблее дополнительной информации относительно международной миграции Отдел народонаселения Организации Объединенных Наций организовал в июле 2002 года первое общесистемное координационное совещание, посвященное международной миграции.
Внимание к вопросам
международной миграции на глобальном,
региональном и национальном уровнях
возросло после принятия Генеральной
Ассамблеей в 2003 году решения о проведении
Диалога на высоком уровне по вопросам
международной миграции и развития
в 2006 году. Растет число субъектов, активно
занимающихся пропагандой позитивных
аспектов международной миграции. Динамика
народонаселения и
Данных о влиянии
кризиса на миграцию в развивающиеся
страны немного. В 2010 году количество мигрантов
из развивающихся стран, живущих
в других развивающихся странах
(73 миллиона), и количество мигрантов
из развивающихся стран, живущих
в развитых странах (74 миллиона), практически
сравнялось. Имеются данные о потере
работы и возрастающих оттоках трудящихся-мигрантов
из Объединенных Арабских Эмиратов в
связи с приостановкой
2 Международная организация по миграции и основные сведения о мигрантах
Международная организация
по миграции (МОМ), созданная в 1951 году,
является ведущим межправительственным
учреждением в области
В МОМ входят 146 государств-членов,
еще 13 стран имеют статус наблюдателей.
Отделения организации
Деятельность МОМ направлена на упорядочение и гуманизацию мер регулирования миграции, развитию международного сотрудничества в сфере миграции, оказание помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам.
В Уставе МОМ подчеркивается, что процессы миграции связаны с экономическим, социальным и культурным развитием, а также с правом людей на свободу передвижения.
Деятельность МОМ по регулированию миграции осуществляется по четырем основным направлениям:
· миграция и развитие;
· содействие миграции;
· регулирование миграции;
· вынужденная миграция.
Мероприятия МОМ, охватывающие
все эти направления, направлены
на содействие развитию международного
миграционного
Сегодня общее число
лиц, проживающих за пределами стран,
в которых они родились, достигло
самого высокого за всю историю уровня
— 214 миллионов человек, в то время
как 10 лет назад эта цифра достигала
150 миллионов. В миграционный оборот
втянуто 3,1% населения из 218 стран
мира. Процентное соотношение мигрантов
широко варьируется по странам. Страны,
имеющие высокий процент
Снижение чистого
прироста количества международных
мигрантов в развитых странах
между этими двумя периодами
происходит на фоне противоположной
тенденции в развивающихся
Произошло сокращение потоков стихийной миграции. Согласно данным о стихийной миграции в Соединенные Штаты, она начала снижаться в 2007 году и в 2008 году эти темпы ускорились. В Европейском союзе количество мигрантов, не имеющих законного статуса и работающих в государствах — членах ЕС, снижается, как и количество отказов на пересечение границы. Растет также количество выездов мигрантов, не имеющих законного статуса[8].
На усиление миграционных процессов в будущем будут влиять: дальнейшая глобализация экономики; рост экономического различия между богатыми и бедными странами; различия в социальных, политических и религиозных свободах между странами будут заставлять людей искать через миграцию способы улучшения своей жизни; возможные политические и гражданские конфликты могут заставить искать людей более безопасные места жительства; прогрессирующая деградация окружающей среды и т. д. По прогнозам MOM ООН, к 2030 г. показатель миграционной активности населения в мире составит около 300 млн. человек[9].
3 Политика
в области международной
Доклад ПРООН о развитии человека 2009 года «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие»[10] содержит обновленный обзор мер, благодаря которым международная миграция может принести пользу странам происхождения. В нем идет речь о том, как помогают членам семей мигрантов их денежные переводы, которые являются одним из средств, позволяющих улучшить здоровье и повысить образовательный уровень. Признается тот факт, что международная миграция содействует сокращению масштабов нищеты, но при этом подчеркивается, что ее воздействие не следует рассматривать в отрыве от более широких местных и национальных усилий по борьбе с нищетой и за развитие человеческого потенциала.
В докладе отмечается,
что влияние международной