Проблемы и перспективы развития системы 28 Российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексное правовое исследование института развития, совершенствования и становления российского законодательства.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
Раскрыть специфику становления российской системы законодательства
Рассмотреть различные виды структурирования российского законодательства
Выявить основные проблемы и перспективы развития российского законодательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Исторический аспект в становлении системы законодательства 5
Глава 2. Понятие системы законодательства и её структура
2.1 Система законодательства в федеративном государстве 11
2.2 Отраслевая структура законодательства 16
2.3 Иерархическая (вертикальная) структура законодательства 19
2.4 Федерально-территориальная структура законодательства 25
Глава 3. Проблемы и перспективы развития системы 28
Российского законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Становление системы Российского законодательства.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

– границах проблематики в сфере чрезвычайных ситуаций, ее соотношении с конституционным, административным, гражданским, экологическим законодательством, законодательством в сфере промышленной, биологической и химической безопасности и др.;

– новых взглядах на систематизацию и кодификацию экологического законодательства;

– взаимопроникновении качественно разнородных дисциплин (наук), об использовании их определений, научного аппарата, различных аспектов правового регулирования в рамках различных отраслей права. Речь идет скорее не только и не столько о теоретическом вкладе в осмысление права чрезвычайных ситуаций, а о сугубо практическом направлении законотворчества.

В соответствии со ст.72 Конституции РФ обеспечение экологической безопасности, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что создает основу для формирования законодательства в данной сфере общественных отношений на федеральном и региональном уровнях. Классификатор правовых актов относит законодательство о чрезвычайных ситуациях к административному праву в части регулирования административных режимов и к экологическому праву в части правового регулирования зон чрезвычайной ситуации и зон экологического бедствия. Вместе с тем нормы, регулирующие общественные отношения в сфере чрезвычайных ситуаций, содержатся и в конституционном праве (например, режим чрезвычайного положения), в гражданском праве (обстоятельства непреодолимой силы) и в других отраслях права и законодательства.

Институт права чрезвычайных ситуаций отражает подход о наибольшей общественной опасности деятельности, связанной с высокими антропогенными рисками; чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. К этим отношениям наиболее близко зонирование экологически неблагополучных территорий. Очевидно, что урегулированные нормами экологического права отношения по экологическому контролю, экологическому аудиту и сертификации, экологической экспертизе также направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Обособление института «экологической безопасности» и его вспомогательного «права чрезвычайных ситуаций» формируется, во многом исходя из развития экологического права, национальной и территориальной безопасности, правовых норм, регулирующих различные сферы высокорисковой деятельности: техногенной безопасности, промышленной, химической, биологической, пожарной и других видов безопасности.

Таким образом можно говорить о формировании комплексной отрасли законодательства – «права чрезвычайных ситуаций», объединяющей нормы в сфере обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях. Система законодательства о чрезвычайных ситуациях, включает как нормы обеспечивающие охрану и защиту как человека, так и окружающей среде, на сегодняшний день она развивается, и это развитие предполагает подготовку и принятие ряда законодательных актов, которые необходимо уже принять в самое ближайшее время, которые в бедующем смогут более детально регламентировать деятельность государственных органов власти в чрезвычайных ситуациях.

 

Заключение

 

Анализ российского законодательства показал, что оно носит противоречивый характер. Часто в правотворческой деятельности государства наблюдается преобладание интересов некоторых субъектов Федерации и отдельных групп населения, что приводит к ослаблению внутренних связей законодательства. Приведение его в упорядоченное состояние зависит, в том числе, и от решения теоретических проблем.

При исследовании системных качеств российского законодательства значительное внимание было уделено рассмотрению системы российского законодательства, в которой были выделены горизонтальная, иерархическая и федеративная структуры.

Изучение горизонтальной структуры законодательства показало усиление процессов интеграции в законодательстве, что отражается в большом количестве формирующихся отраслей законодательства.

Анализ иерархической структуры законодательства выявил множество проблем в соотношении актов по юридической силе. Особое внимание заслуживает необходимость применения Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой и прямым действием. Должен быть урегулирован на федеральном уровне вопрос о соотношении правовых актов Президента РФ с федеральными законами.

Рассмотрение иерархической структуры законодательства позволило определить круг правовых актов, составляющих законодательство, что дает возможность нормативного закрепления данного понятия. Постепенный переход к “узкому” пониманию законодательства как совокупности законов, на наш взгляд, повысит эффективность правоприменительной деятельности.

Особое внимание в работе уделено изучению федеративной структуры законодательства в силу того, что федеративный аспект государственности оказывает в настоящее время основное влияние на целостность законодательства России.

На современном  этапе  можно  констатировать  формирование  не  просто двухуровневого законодательства в России, но и наличие системных  качеств  в собственном законодательстве субъектов Федерации. То есть можно  говорить  о существовании систем законодательства субъектов Федерации.

      Соотношение  правовых   актов   в   рамках   федеративной   структуры

законодательства зависит от  понимания  модели  отечественного  федерализма.

Анализ показал,  что  в  науке  отсутствует  единство  взглядов  по  данному

вопросу.  На   наш   взгляд,   Россия   является   конституционно-договорной

федерацией,  образованной  путём  децентрализации   полномочий   федеральной властью, с асимметричным статусом субъектов.

      Договоры  представляют  собой  необходимую   особенность   становления российского федерализма, так как  позволяют  учесть  специфические  интересы отдельно взятого региона, но они не  должны  противоречить  Конституции  РФ.

Нормы  Конституции  РФ   имеют   приоритетное   значение   при   определении соотношения двух уровней законодательства. 

Целостная  непротиворечивая  система   законодательства   зависит   от строгого  соблюдения  конституционного  разграничения  предметов  ведения  и полномочий. По нашему мнению разграничение предметов  ведения  и  полномочий между федерацией и её членами  составляет  важнейший  отличительный  признак любой федерации.

      Однако, именно в этой части  больше  всего  нарушений.  Примером  тому

являются  многочисленные  двухсторонние  договоры  и   соглашения.   Считаем возможным   заключение   двухсторонних   договоров   только   по   предметам совместного  ведения  с  целью  разграничения  компетенции  между   органами государственной  власти  Федерации  и  органами  государственной  власти  её субъектов.

Подводя итоги, обращаем внимание на тесную связь между становлением четкой, упорядоченной федеративной структуры законодательства в России. Непротиворечивая федеративная структура законодательства будет призвана обеспечить равенство экономических возможностей субъектов Федерации. Это позволит им упрочить своё политическое и социально-экономическое положение, и в свою очередь будет способствовать реализации прав граждан в Российской Федерации.

 

Список литературы

 

Законодательство Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. № 33-ФЗ “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” // Российская газета. 10 марта 1998 г.
  3. Федеральный конституционный закон от 11 апреля 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” // Российская газета. 23 декабря 1997 г.
  4. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” // С ЗР Ф. 1999 г. № 29

Комментарии к нормативным правовым актам

  1. Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М.: Издательство БЕК, 2005.

Учебная и научная литература

  1. Российская юридическая энциклопедия. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2004.
  2. Российская юридическая энциклопедия. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999. С. 339.
  3. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II – М.: Юрид. лит.

1982. С. 215.

  1. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – 2-е изд. – М.:
  2. Юрид. лит. 1994. С. 98-99.
  3. Российская юридическая энциклопедия. Указ. соч. С. 340.
  4. Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М.:

Издательство БЕК, 1995. С. 3.

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. –М.: Статут, 1998. С. 26-27.
  2. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. – М.: 2005.
  3. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II – М.: Юрид. лит., 2004
  4. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – 2-е изд. – М.: Юрид. лит., 2006
  5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В Малько. – М.: Юристъ, 2007.
  6. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М. 2001.
  7. Авакьян С.А. Государственно-правовые институты: понятия и формирование Советское государство и право. 1977. №2.
  8. Золотарёва М.В. Асимметрия в федеративном устройстве России // Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1999. № 1.
  9. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. Указ. соч.
  10. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998.
  11. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.:
  12. Сайт:http://revolution.allbest.ru/law/00171732_0.html,Рубрика: Государство и право, Вид: курсовая работа, тема: Становление системы Российского законодательства, электронный ресурс — Загл. с экрана.
  13. Сайт:http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/18208, Советская историческая энциклопедия — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982, электронный ресурс — Загл. с экрана.
  14. Сайт:http://www.coolsoch.ru/arh/history/arh/129.htm, Соборное Уложение 1649 года, электронный ресурс — Загл. с экрана.
  15. Сайт:http://big-archive.ru/history/history_of_russia_2/12.php,Уложенная комиссия 1767—1768 гг., электронный ресурс — Загл. с экрана.
  16. Сайт:http://www.referatik.com.ua/ , электронный ресурс, Дипломная работа студента V курса, дневного отделения Московского государственного университета Доброчинского Д.П., по теме: ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА, 2001 г,- Загл. с экрана.

Периодические издания

  1. Издательство “Зерцало”, 1998. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм:равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.
  2. Златопольский Д.Л. Процесс развития федеративных отношений в России // Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1998. № 6.
  3. Поленина С.В., Лазарев Б.М., Лившиц Р.З. и др. Инициативный проект федерального закона о законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации // Государство и право. 2005. №3
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 № 1622-Р // Российская газета. 18 октября 1994 г.

 

 

 

1Такие данные можно найти, см.: Полное собрание русских летописей. Т.1. Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. - М., 1997. Стлб. 37

2 Развитие юриспруденции в Московском государстве (XIV-XVI вв.) (В.А. Томсинов) // Законодательство, N 4, 5, 6, апрель, май, июнь, 2005 г.

3 Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. - М., 2004. стр. 14, 16.

4 Юшков С.В. Судебник 1497 г. // Серафим Владимирович Юшков. - М., 1989. С. 402 (Серия «Труды выдающихся юристов»).

5 Юшков С.В. Там же. стр. 382.

6 См.: Таганцев Н. С. Курс уголовного права. - С.-Петербург, 1902 г. - стр. 232

7 См.: Латкин В. Исследование о Земских соборах Древней Руси, 1885 г. - стр.214

8 Таганцев Н. С. Курс уголовного права. - С.-Петербург, 1902 г. - стр. 232

9 Латкин В. Исследование о Земских соборах Древней Руси, 1885 г. - стр.214

 

10Подробнее об этом см.: Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М.: Издательство БЕК, 2005. – стр.478

11 Российская юридическая энциклопедия. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М,1999. стр. 339.

12 Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” // С ЗР Ф.  1999 г. № 29. стр.  3702

13 Российское законодательство: проблемы и перспективы. М: Просвет 1999,  стр.  4-5

14 Ю.А.Тихомиров, И.В.Котелевская. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие– М.: 2005. стр.  11

15 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994 . 8 декабря № 14-ФЗ // Российская газета. 6, 7, 8 февраля 1996 г.

16 Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II – М.: Юрид. лит.1982. стр. 215.

17 Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – 2-е изд. – М.:Юрид. лит. 1994. стр. 98-99

18 Российская юридическая энциклопедия. Указ. соч. стр. 340.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития системы 28 Российского законодательства