поступление налогов и платежей
в федеральный бюджет;
получение связанных иностранных
кредитов;
привлечение кредитов коммерческих
банков под гарантии и поручительства
Минфина России от имени Правительства,
вексельные и другие кредиты;
переоформление задолженности
предприятий и организаций субъектов
Федерации на государственный внутренний
долг РФ и выделение финансовой помощи
субъектам РФ;
необоснованно высокая просроченная
дебиторская задолженность;
нецелевое и неэффективное
использование средств федерального бюджета.
По свидетельству экспертов
взяткой сопровождается почти половина
актов по выдаче государственных кредитов
или распределения бюджетных средств.
Этому благоприятствует неуклюжая налоговая
система, согласно которой деньги, собираемые
в регионах, должны попасть в федеральный
бюджет, а потом снова вернуться в регион
в виде трансфертов. Коррупцию подстегивает
нереальный и нереализуемый бюджет, который
позволяет чиновникам решать, кому сколько
недодать, кому перевести деньги раньше,
а кому позже. По той же причине недофинансирования
создаются внебюджетные фонды различных
ведомств, манипуляции с которыми также
сопровождаются коррупцией. Отсутствие
контроля за расходованием бюджетных
средств в регионах питает коррупцию на
этом уровне.
Распределение бюджетных
средств происходит также через государственные
заказы и закупки. До последнего времени
и здесь царили закрытость и бесконтрольность,
порождавшие безудержную коррупцию. Особенно
разлагающе закрытость и неподконтрольность
при распределении и использовании государственных
средств действовали в Вооруженных Силах.
3. Предоставление
эксклюзивных прав (льгот, в том числе
— по экспорту и импорту, налогам, лицензирование
и т.п.) — благодатнейшая почва для
коррупции. При подготовке проекта концепции
Административной реформы производилось
анкетирование правительственных ведомств,
и среди прочего анкета содержала вопрос
о полномочиях, которых не хватает ведомству.
Право выдачи лицензий было в числе наиболее
распространенных пожеланий.К этой же
категории следует отнести такие коррупциогенные
рычаги, как отсрочки налоговых платежей,
предоставление льгот заемщикам бюджетных
средств, продление кредитных договоров,
предоставление государственных гарантий, бюджетные
преференции, реализуемые через «бюджет
развития».
Региональные власти
не уступают федеральным в использовании
права предоставления льгот для получения
взяток. По данным Генеральной прокуратуры,
в одном только Ставропольском крае в
1995 г. было выявлено 130 преступлений должностных
лиц в этой сфере.
4. Банковская
сфера в России начала преобразовываться
одной из первых — на рубеже 80-90гг. фактически
происходила ненормативная приватизация
существенной части государственного
банковского сектора. Создание системы
уполномоченных банков, которым передавались
в управление бюджетные средства, в условиях
высокой инфляции было для последних источником
получения колоссальных прибылей. Естественно,
что и здесь коррупция пустила глубокие
корни.
Сотрудничество чиновников
с коммерческими банками позволило цивилизовать
формы получения взяток и от традиционных
конвертов (а затем — чемоданчиков) с наличностью
перейти к льготным кредитам, завышенным
в десятки раз процентам по вкладам и другим,
более утонченным, формам благодарности.
В 1996 г. Генеральная
прокуратура сообщала о своей озабоченности
положением дел в Центральном банке России
и его территориальных управлениях. Число
уголовных дел, возбужденных по фактам
взяточничества чиновников кредитно-финансовых
учреждений, росло в период с 1993 по 1995 гг.
практически экспоненциально (это значит,
что взяточники размножались как колония
бактерий в питательном бульоне): 1993 г.
— 48 дел, 1994 г. — 93, 1995 г. — 143.
5. Противозаконный
лоббизм в законодательных органах труднее
всего поддается контролю и уголовному
преследованию, прежде всего из-за гипертрофированной
депутатской неприкосновенности. Именно
поэтому из общего числа должностных лиц,
привлеченных к ответственности за деяния,
которые можно квалифицировать как коррупцию
(этого термина нет в Уголовном Кодексе),
законодатели составляют не более 3%. Неясно,
должно ли служить утешением ходящее по
рукам и страницам газет «меню» коррупционных
услуг в Государственной Думе с расценками,
на порядок меньшими тех, за которые совершают
грехопадение законодатели во многих
странах с более развитой демократией.
6. Правоохранительные
органы и экономическая преступность сращиваясь
создают среду, которая является существенным
препятствием для борьбы с коррупцией.
Создаются «комплексные бригады», зарабатывающие
деньги на развале уголовных дел; за взятки
организуется давление правоохранительных
органов на конкурентов в коммерческой
сфере, эти же средства используются для
вымогательства; немало фактов поступления
работников правоохранительных органов
на службу («по совместительству») в коммерческие
структуры и создания таковых под патронажем
стражей порядка. Родственники чиновников
высокого ранга из таможенных или налоговых
органов вдруг, независимо от квалификации,
оказываются на весьма денежных должностях
в коммерческих структурах. (Не менее удачливы
и родственники некоторых высокопоставленных
служащих из других органов власти.)
В 1995 г. выявлено 270
случаев незаконного участия в коммерческой
деятельности налоговых инспекторов.
В 1996 г. за взяточничество были привлечены
к уголовной ответственности 404 сотрудника
органов внутренних дел. Большинство преступлений
в таможенной службе (около 40%) совершается
при одновременном получении взятки.
Коррупция проникает
в суды. В этих условиях адвокаты делают
взятки эффективным инструментом защиты
своих клиентов.
Условия
для низовой коррупции
Социологические исследования,
показывающие, что 98% автомобилистов хоть
раз в жизни давали взятку инспектору
ГАИ, говорят не только о высокой степени
коррумпированности этой службы. Данные
свидетельствуют о широчайшей коррумпированности
общественного сознания, о том, что низовая
коррупция внедрена в общественную практику.
Привлекательность
низовой коррупции в том, что при минимальном
риске для обеих сторон она обладает специфической
ценностью не только для получателя (или
вымогателя) взятки, но и для взяткодателя.
Взятка помогает решать постоянно возникающие
бытовые проблемы; она же служит небольшой
платой за постоянную возможность мелких
нарушений законов и инструкций. Купюра,
которую держит в документах владелец
автомобиля, лежит там и на те случаи, когда
понадобится превысить скорость, проехать
в автомобиле в состоянии опьянения. (В
Москве взятка в связи с избавлением от
санкций за управление автомобилем в нетрезвом
состоянии обходится в сумму от 100 до 300
долларов США, в зависимости от марки автомобиля.)
Масштабная низовая
коррупция предельно опасна, поскольку,
во-первых, создает благоприятный психологический
фон для существования остальных форм
коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную
коррупцию. Последняя же является исходным
материалом для формирования организованных
коррупционных структур и сообществ.
Низовая коррупция
в России возникает почти везде, где рядовой
гражданин сталкивается с необходимостью
обращаться к государству, или, наоборот,
— государство считает уместным тревожить
гражданина. Ниже перечисляются только
основные сферы.
1. Жилищно-коммунальной
сфера, как показывают социологические
опросы российского населения, воспринимается
им как самая коррумпированная. Казалось
бы, появление рынка жилья должно привести
к уменьшению коррупции в этой сфере. Однако
укорененность ее здесь чрезвычайно прочна.
Это яркий пример того, что одних мер по
ликвидации экономических условий коррупции
может не хватать для борьбы с ней.
2. Правоохранительные
органы, и прежде всего
милиция, находятся на втором месте. В
последнее время среди привлеченных к
ответственности за коррупцию одну четверть
составляют работники правоохранительных
органов. Как уже упоминалось, наиболее
весомый вклад в этот высокий результат
вносит ГАИ. Помимо дорог граждане часто
вступают в коррупционные отношения с
правоохранительными органами при выдаче
водительских прав, разрешений на хранение
огнестрельного оружия и в иных подобных
случаях.
3. Налоги
и таможенные сборы — прекрасная «питательная
среда» для низовой коррупции. Опросы
многострадальных российских «челноков»
показали, что среди них практически нет
тех, кто хоть раз не дал взятку таможеннику.
4. Призыв
на военную службу последние годы сталкивается
с постоянными трудностями. В связи с этим
будет небезынтересно узнать, что, по предварительным
оценкам, более половины молодых людей,
освобожденных от призыва в армию, добились
этого с помощью взяток.
В добавление к перечисленному
упомянем еще ряд ситуаций, попадание
в которые сопряжено с высокой вероятностью
соприкосновения с коррупцией:
сбор штрафов и иных платежей
с населения разными ведомствами;
выдача разрешений на занятие
различными видами деятельности;
разрешение на строительство
и наделение земельными участками;
контроль со стороны государственных
служб (пожарные, санэпидемстанции и т.п.), от которого страдает малый бизнес в России.
Взаимодействие власти
с гражданином возникает в двух случаях.
Первый — когда власть должна предоставить
ему некоторые услуги (дать разрешение,
предоставить справку). В подобных ситуациях
коррупции способствует (помимо перечисленного
в предыдущих разделах):
сохранение широкой сферы государственных
услуг, охваченных разрешительным принципом;
незнание гражданами своих
прав на получение услуг и обязанностей
чиновников на их предоставление;
сокрытие чиновниками информации
о своих обязанностях и правах граждан;
усложненность бюрократических
процедур;
монополия ведомств на предоставление
услуг;
структурные особенности органов
власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями и принимать властные решения, и оказывать услуги.
Второй случай, когда
власть, выполняя свою ограничивающую
и регулирующую функцию, обязывает гражданина
поделиться своими ресурсами с государством,
взыскивая обязательные платежи или налагая
штрафы за нарушение действующих норм.
В этих ситуациях коррупции способствуют
следующие условия (помимо перечисленного
в предыдущих разделах):
отсутствие удобных процедур
реализации гражданином своих обязательств;
неадекватность шкал штрафов,
способствующая уклонению от их уплаты
с помощью взяток.
Социально-психологические
условия коррупции
Морально-психологическая
атмосфера в обществе серьезно влияет
на уровень коррупции. Большинство чиновников
рано или поздно сталкивается с обстоятельствами,
в которых они впервые должны делать выбор:
принимать или не принимать коррупционное
решение. Появление этих обстоятельств
зависит как от обсуждавшихся выше проблем
и условий, порождающих коррупцию, так
и от социально-психологических факторов.
Поняв их природу, легче определить, что
надо делать для борьбы с коррупцией.Среди
наиболее распространенных мотивов —
компенсация за ощущаемый чиновником
ущерб, связанный с прохождением службы.
К потере нравственного иммунитета подталкивает:
упоминавшееся выше
ощущение нестабильности;
низкая зарплата, не соответствующая квалификации ответственности работы;
несправедливость при продвижении
по службе;
хамство или некомпетентность начальника.
Бороться с этим можно,
соответствующим образом меняя систему
государственной службы.Специалисты отмечают,
что в переходные периоды коррупционное
решение подчас рассматривается чиновником
как своего рода диверсия против новой
системы. Взяточник представляет себя
идейным борцом с «преступным режимом»,
являясь, между тем, тривиальным стяжателем.
Принятие первого коррупционного
решения может облегчаться информационной
средой, окружающей чиновника. Честный
чиновник, каждый день слышащий и читающий
одно и то же: «У нас берут все!», может начать
воспринимать себя белой вороной, неудачником,
которому даже взяток никто не предлагает.
Такому остается только дождаться «удачного
случая».Важная особенность социально-психологического
климата в обществе, способствующая процветанию
коррупции, — двойной моральный стандарт.
С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная,
считается общественно-неприемлемой.
Это всячески поддерживается и обыденной
моралью, и прессой, и политической практикой,
эксплуатирующей антикоррупционную тематику.С
другой стороны, коррупция, особенно низовая,
является принимаемой «по умолчанию»
частью быта. Продолжают существовать
зоны, почти закрытые для действий правоохранительных
органов, борющихся с коррупцией. Обвинения
в коррупции стали настолько обыденными
и расхожими, что грань между нормой и
отклонением стирается.Чиновник может
стать коррупционером не только после
принятия критического решения, но и в
результате плавного перехода от действий
«пограничного» характера к преступным.
Это облегчается тогда, когда не налажены
четкие технологии управления, принятия
решений, когда размыты полномочия и сферы
ведения. В переходные периоды плавное
вползание в коррупцию облегчается также
следованием устаревшим, но еще действующим
традициям, культурным стереотипам.
Например, в прежней
системе существовал особый вид ценных
бумаг — документы, снабженные разными
визами, резолюциями и «уголками», от Политбюро
до сельсовета. Они допускали неформализованную
конвертацию властного капитала в экономический.
Эта практика сохранялась во всех ветвях
и уровнях власти и с огромным трудом изживается
сейчас.
Подобные эффекты вызываются
также одновременным существованием старых
и новых стереотипов административного
поведения. Советская система позволяла
легально конвертировать власть в личный
комфорт и нелегально — власть в личный
капитал. Но она категорически запрещала
обратный путь конвертации. Исключения
были, но считались неприемлемыми и время
от времени карались. Можно было получить
теневое влияние, но нельзя было легально
за деньги получить легальную власть.Нормальная
демократия позволяет конвертировать
экономический капитал во властный (например,
через механизм выборов), но в своих развитых
формах препятствует конвертации властного
капитала в экономический. Специфика переходного
периода — смешение традиций и культурных
стереотипов, свобода практически беспрепятственной
конвертации одних форм капитала в другие.
В результате должностные лица рассматривают
свою службу как продолжение рынка, а демократию
трактуют как свободу преобразования
нормального рынка в рынок коррупционных
услуг.
Вывод
Итак, отсутствие реальной
борьбы с условиями, порождающими коррупцию,
приводит к ее распространению как по
горизонтали, так и по вертикали, захвату
новых учреждений и сфер влияния, способствует
образованию коррупционных сетей или
сообществ. Коррупция в таких условиях
стремится захватить не только экономику,
но и политику. В результате стране и обществу
наносится гигантский невосполнимый ущерб.
Эффективность рыночной экономики резко
снижается, а существующие демократические
институты разрушаются. Усугубляется
экономическое и политическое неравенство
населения, увеличивается бедность, растет
социальная напряженность. Под угрозу
ставятся целостность страны и сохранение
ее конституционного строя. Тем самым
коррупция превращается в проблему, угрожающую
национальной безопасности страны.
Эту проблему не способна
решить власть в отрыве от общества. Без
ложного пафоса, эта проблема касается
каждого, кто понял опасность дальнейшего
усиления коррупции для себя и своих близких,
для своего дела, для общества и страны,
кто считает себя гражданином.
Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего
образования
«Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского»
Арзамасский филиал
Направление подготовки «Государственное
и муниципальное управление»
Контрольная работа
по дисциплине: « Этика государственной
и муниципальной службы»
на тему: «Проблемы и условия,
порождающие коррупцию»
Выполнил:
студентка 4-го курса
очной формы обучения
(гр. № 6-Б14ГМУ/11)
Сидорова А.В.
Проверил:
Сорокин Р.Р.
Арзамас, 2015