ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Проблемы привлечения
иностранных инвестиций в экономику России.
Реферат
по дисциплине «Государственное регулирование
экономики»
Выполнил
Лазарева Ирина Юрьевна
Проверил
Косицина Фаина Павловна
Волгоград 2011
План:
1. Введение.
2. Иностранные инвестиции.
2.1. Общий обзор
2.2. Сущность, формы,
цели и задачи инвестирования
3. Прямые иностранные
инвестиции в России
4. Проблемы и факторы
влияющие на приток инвестиций.
5. Заключение.
1.Введение.
В связи с продолжающейся
нестабильностью экономического
положения Российской Федерации
многие ведущие экономисты связывают
будущее нашей страны с привлечением
в широких масштабах в российскую
экономику иностранных инвестиций,
что преследует долговременные
цели создания в России цивилизованного
общества, характеризующегося высоким
уровнем жизни населения. Трудно
поверить, что одни иностранные
инвестиции помогут поднять экономику
нашей огромной страны. Но с
другой стороны, они могут послужить
стимулом, катализатором развития
и роста внутренних инвестиций.
Приток зарубежных капиталовложений
жизненно важен для достижения
таких целей, как выход из
современного кризисного состояния,
начальный подъем экономики. . При
этом российские общественные
интересы не совпадают с интересами
иностранных инвесторов, следовательно,
важно привлечь капиталы так,
чтобы не лишить их владельцев
собственных мотиваций, одновременно
направляя действия последних
на благо общественных целей.
Эта задача разрешима,
но для этого в первую очередь
нужно изучить конкретное состояние
в области привлечения иностранных
инвестиций в настоящих российских
условиях, рассмотреть экономическую
и законодательную базы, обеспечивающие
инвестиционный климат в стране.
При этом, большое внимание надо
уделить последней из указанных,
так как сегодня именно неопределенность
в данной сфере ограничивает
инвестиционный процесс, то есть
наблюдается своеобразный парадокс:
сильнейший инструмент по привлечению
зарубежного капитала одновременно
является основной причиной, удерживающей
инвесторов от крупных вложений.
Учитывая серьезное
технологическое отставание российской
экономики по большинству позиций,
России необходим иностранный
капитал, который мог бы принести
новые (для России) технологии
и современные методы управления,
а также способствовать развитию
отечественных инвестиций. Опыт
многих развивающихся стран показывает,
что инвестиционный бум в экономике
начинается с прихода иностранного
капитала. Создание собственных
передовых технологий в ряде
стран начиналось с освоения
технологий, принесенных иностранным
капиталом.
Среди регионов
России 66% всего иностранного капитала
($4 млрд. 291,6 млн.) было вложено в
экономику Москвы.
На долю развитых
стран приходится более четырех
пятых всех инвестиций в Россию,
причем из США в 1996 году поступило
$1 млрд. 695 млн. (26,1%), из Швейцарии
- $1 млрд. 323 млн. (20,3%), из Нидерландов
- $980 млн. (15,1%), из Великобритании - $486
млн. (7,5%).
Столь небольшие
объемы иностранных инвестиций
можно объяснить плохим инвестиционным
климатом, создавшимся в настоящее
время в России, а также настороженным
отношением к иностранному капиталу со
стороны государства и руководителей
некоторых предприятий.
Опыт многих стран
“третьего мира”, особенно латиноамериканских,
показывает, что неблагоприятные
условия для работы иностранных
компаний внутри страны приводят
к необходимости внешних государственных
займов и возрастанию внешнего
долга страны. Причем, поскольку
государственные займы обычно
используются неэффективно, то большие
внешние долги начинают тормозить
развитие экономики. Кроме того,
государственные займы являются
рычагом политического давления
и причиной экономических уступок.
2. Иностранные инвестиции.
2.1. Общий
обзор
Активная деятельность
по привлечению иностранных инвестиций
в отечественную экономику началась
в СССР в годы перестройки
- в 1987 году были приняты первые
нормативные документы, которые
положили начало регулированию
прямых иностранных инвестиций
в российскую экономику. Важнейшим
законодательным актом, и по
сей день регулирующим деятельность
иностранных инвесторов в России,
явился принятый в 1991 году закон
“Об иностранных инвестициях
в РСФСР”
Процесс массовой
приватизации в России в 1992-94
годах, стремительное развитие
российского рынка ценных бумаг
и создание его нормативной
базы впервые в отечественной
истории создали предпосылки
для развития зарубежных портфельных
инвестиций в России. Вместе с
тем, несмотря на определенный
прогресс в последнее время,
противоречивость, неполнота и нестабильность
нормативно-правовой базы остаются
одними из важнейший препятствий
на пути привлечения иностранных
инвестиций в Россию.
По данным Госкомстата,
накопленный объем вложений иностранного
капитала в Россию к началу
1998 года составил около 12 млрд
долларов, из которых около 10,7
млрд долларов пришлось на
прямые инвестиции и около
1,5 млрд - на портфельные. При этом
динамика иностранных вложений
по годам неравномерна - так, их
средний ежегодный объем в
1992-94 годах составлял около 1,0
млрд долларов, за 1995 год - около
1,6 млрд долларов, в 1996 году –
примерно 2 млрд долларов, в 1997 –
4,2 млрд. Следует отметить, что указанный
уровень иностранных вложений
является (учитывая масштабы российской
экономики) крайне низким, особенно
на фоне привлечения зарубежных
инвестиций другими странами
мира. Так, в последние годы
ежегодный приток только прямых
иностранных вложений в экономику
Таиланда достигал 2,5 млрд долларов,
Мексики и Малайзии - 10 млрд долларов,
Китая - 25 млрд долларов, а в
экономику США - 60-65 миллиардов
долларов.Следствием незначительного
объема инвестиций является малая
роль уже существующих предприятий
с иностранными инвестициями в экономике
России - на их долю, по самым оптимистичным
данным, приходится менее 2% общего объема
промышленного производства в России.
Причиной такой
ситуации является сохраняющийся
неблагоприятный инвестиционный
климат России, основными характеристиками
которого являются:
высокая общая
политическая нестабильность, в
частности нестабильность законодательства;
резкий спад производства
начиная с 1991 года, следствием
которого, в частности, является
резкое сокращение внутреннего
спроса на промышленную продукцию
и услуги;
несовершенство нормативно-правовой
базы в экономике в целом
и в области иностранных инвестиций
в частности;
высокий уровень
налогообложения и внешнеторговых
пошлин;
недостаток качественной
инфраструктуры;
фактическое отсутствие
единой государственной политики
в области привлечения иностранных
инвестиций.
Все эти причины
приводят к тому, что в рейтингах
инвестиционной привлекательности
Россия находиться на до обидного
низком для ранее великой державы
уровне.
Вместе с тем
уже существующая практика иностранных
инвестиций в России выявила
определенные закономерности, которые
позволяют анализировать сложившуюся
структуру вложений зарубежного
капитала и прогнозировать развитие
инвестиционного процесса в ближайшие
годы.
2.2. Сущность, формы,
цели и задачи инвестирования
Инвестирование (экспорт
капитала) это многосторонний процесс.
По определению инвестициями
являются долгосрочные вложения
капитала в различные отрасли
хозяйства с целью получения
прибыли. Однако, необходимо учитывать,
что осуществление инвестиций, в
том числе иностранных, должно
быть взаимовыгодным процессом,
то есть приносить прибыль
как объекту, так и субъекту
(инвестору).
В мировой практике
выделяют три основные формы
инвестирования:
Прямые, или реальные,
инвестиции (помещение капитала
в промышленность,
Портфельные, или
финансовые, инвестиции (инвестиции
в иностранные акции, облигации
и иные ценные бумаги).
Среднесрочные и
долгосрочные международные кредиты
и займы ссудного капитала
промышленным и торговым корпорациям,
банкам и другим финансовым
учреждениям.
Прямые инвестиции
могут обеспечивать инвестирующим
корпорациям либо полное владение
инвестируемой компанией, либо
позволяют устанавливать над
ней фактический контроль. Иногда
для этого необходимо иметь
не более 10% акционерного капитала.
Ведущими инвесторами
являются развитые экономически
страны, в первую очередь США,
но за последние 20 лет их
доля в общей сумме зарубежных
прямых инвестиций сократилась.
Значительны изменения
и в направлениях прямых инвестиций:
до Второй Мировой войны основная
часть капиталовложений приходилась
на отсталые страны, а в последнее
время вкладчиков притягивают
страны с уже развитой экономической
системой. Объясняется такое поведение
сдвигами в отраслевой структуре
инвестирования, которое теперь
преимущественно сосредотачивается
в обрабатывающей промышленности,
а внутри нее — в наукоемких
и высокотехнологичных отраслях.
Портфельные инвестиции
— основной источник средств
для финансирования акций, выпускаемых
предприятиями, крупными корпорациями
и частными банками
В послевоенный
период объем таких инвестиций
растет, что свидетельствует об
увеличении количества частных
инвесторов. Посредниками при зарубежных
портфельных инвестициях в основном
выступают инвестиционные банки
(посреднические организации на
рынке ценных бумаг, занимающиеся
финансированием долгосрочных вложений).
На движение данного
вида инвестиций оказывает влияние
разница в норме процентных
ставок, выплачиваемых по различным
ценным бумагам. Так, высокая
норма процентных ставок в
США привлекла множество иностранных
инвесторов, особенно японских.
В 70 — 80 гг. произошел
взрыв роста международных кредитов,
что привело к образованию
мировой кредитно-финансовой сферы.
Международный рынок ссудных
капиталов растет особенно высокими
темпами: его валовый объем
увеличился с 10 млрд. долларов
в 1960 году до 2395 в конце 80 гг.
3.Прямые иностранные инвестиции
в России
Основными способами
привлечения прямых иностранных
вложений в экономику России
являются:
привлечение иностранного
капитала в предпринимательской
форме путем создания совместных
предприятий (в том числе - путем
продажи зарубежным инвесторам
крупных пакетов акций российских
акционерных обществ);
регистрация на
территории России предприятий,
полностью принадлежащих иностранному
капиталу;
привлечение иностранного
капитала на основе концессий
или соглашений о разделе продукции;
создание свободных
экономических зон (СЭЗ), направленное
на активное привлечение зарубежных
инвесторов в определенные регионы
страны.
На первом этапе
привлечения иностранных инвестиций
в экономику бывшего СССР, в
1987-1991 гг. среди всех этих форм
привлечения капитала преобладало
создание совместных предприятий
российских юридических лиц с
зарубежными партнерами, создававшихся
в форме закрытых корпораций.
В дальнейшем, когда недостатки
“советской” формы СП (произвольная
оценка вкладов сторон, невозможность
контроля производства иностранным
партнером) стали очевидными, преобладающей
формой вложений в России стало
приобретение крупных пакетов
открытых АО (что стало особенно
актуальным в ходе приватизации)
или создание 100%-ых дочерних предприятий.
Обе эти формы прямого инвестирования
остаются преобладающими и в
настоящее время, хотя начала
расти роль вложений в различные
финансовые и страховые предприятия
(в 1997 году только 26% прямых иностранных
инвестиций было направленно
в промышленность, 9% в деятельность
по обеспечению функционирования
рынка (аудит и реклама), а целых
54% (или 2,1 млрд долларов) – в
финансово-кредитную сферу).