До сих пор в
России не получило развития
привлечение инвесторов на основе
концессий и соглашений о разделе
продукции (эта форма широко
применяется в других странах
в первую очередь для привлечения
иностранных вложений в разработку
недр, лесных и водных ресурсов,
использование государ-ственных
земель
Не получили пока
должного развития в России
и свободные экономические зоны
(СЭЗ). В отсутствие закона о
СЭЗ уже созданные зоны существуют
практически в правовом вакууме.
Это приводит к постоянным
конфликтам местных и федеральных
властей, произвольному введению
и отмене льгот для инвесторов
и т.п., что в конечном счете
сводит на нет усилия по
привлечению в СЭЗ иностранных
вложений.
Анализ структуры
уже привлеченных прямых инвестиций
в первую очередь показывает,
что львиная доля таких инвестиций
направляется либо в экспортно-ориентированные
отрасли (ТЭК, горнодобывающая
промышленность, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность),
либо в сверхприбыльные проекты
с малыми сроками окупаемости
и незначительной фондоемкостью
(торговля, телекоммуникации, общественное
питание, строительство офисных
и гостиничных зданий в крупных
городах, пищевая промышленность,
финансовые услуги).
Такой “отраслевой
перекос” не случаен, сегодня
он отражает реальное положение
России в международном разделении
труда. Страна выступает на
мировой экономической сцене
как экспортер сырьевых ресурсов
и продуктов первого передела,
и как импортер иностранной
высокотехнологичной продукции
и услуг, рассчитанных в первую
очередь на потребительский спрос.
В то же время такая отраслевая структура
инвестиций свидетельствует и о том, какие
категории иностранных инвесторов в первую
очередь готовы производить прямые вложения
в Россию, невзирая на высокие риски и
крайне неблагоприятный инвестиционный
климат.
Прежде
всего это:
крупнейшие транснациональные
корпорации, рассматривающие вложения
в Россию как способ получения
доступа к российским ресурсам
и внутреннему рынку. Инвестиции
в Россию являются для них
лишь относительно небольшой
частью глобальной долгосрочной
инвестиционной стратегии, что
позволяет им мириться с высокой
рисковостью и временной невыгодностью
вложений. К этому разряду можно
отнести крупнейших иностранных
инвесторов в российском топливно-энергетическом
комплексе (Exxon, Amoco), химической промышленности
(Procter & Gamble), пищевой промышленности
(CocaCola, Philip Morris).
средний и мелкий
иностранный капитал, привлекаемый
в Россию сверхвысокой рентабельностью
и быстрой окупаемостью отдельных
проектов, прежде всего в торговле,
строительстве и сфере услуг.
Указанные преимущества перекрывают
в глазах этих инвесторов общие
недостатки и риски, присущие
инвестиционному климату России;
компании, вкладывающие
в Россию незаконно вывезенный
за ее пределы и легализованный
за рубежом капитал. Для таких
инвесторов характерны вложения
в высокорентабельные и быстроокупаемые
проекты; риски инвестиций в
Россию для них существенно
снижаются за счет хорошего
знания местной специфики и
обширных деловых и статусных
контактов в стране.
При этом, как уже
было отмечено, все указанные
категории инвесторов практически
не направляют инвестиций в
фондоемкие отрасли, находящиеся
в наиболее тяжелом экономическом
положении. Инвесторов отпугивают
низкая рентабельность и необходимость
долгосрочных инвестиционных программ
по техническому перевооружению,
высокая конкуренция со стороны
производителей из стран с
более стабильной экономикой (производство
высокотехнологичной продукции,
легкая промышленность), отсутствие
частной собственности на землю
(сельскохозяйственное производство).
Кроме ”того на
лицо и территориальная неравномерность
размещения инвестиций. Львиная
доля инвестиций из-за рубежа
идет либо в регионы с развитой
торговой, транспортной (в первую
очередь - внешнеторговой) и информационной
инфраструктурой и высоким потребительским
спросом (Москва и Московская
область, Санкт-Петербург), либо в
регионы с высокой плотностью
экспортноориентированных предприятий
ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская,
Нижегородская области, Татарстан).
Характерно, что эта диспропорция
не имеет тенденции к уменьшению.
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что иностранный
капитал, не оказывая почти
никакого значительного воздействия
на развитие национального хозяйства
в целом, играет сейчас роль
“катализатора роста” лишь в
нескольких узких секторах производства,
ориентированных в первую очередь
на зарубежный спрос.
Чтобы добиться
существенного количественного
увеличения прямых иностранных
вложений в российскую экономику
можно путем выработки комплексной
государственной программы по
привлечению иностранных инвестиций.
Учитывая опыт многих зарубежных
стран, в число необходимых
для России мер в этом направлении
(помимо общего улучшения политической
и макроэкономической ситуации)
должны войти:
создание реально
действующей системы льгот для
иностранных инвесторов в отдельных
отраслях и регионах (в частности,
создание реально действующих
свободных экономических зон);
четкое разграничение
собственности между хозяйствующими
субъектами, а также между федеральными
и местными властными структурами;
создание стабильного
экономического и внешнеторгового
законодательства;
снижение налогового
бремени и упрощение структуры
налогов;
введение частной
собственности на землю;
создание механизмов
страхования иностранных инвестиций.
В условиях сегодняшнего
экономического и политического
кризиса нельзя рассчитыватьна
скорое разрешение всех этих
проблем.
В связи с этим
регулирование рынка капиталов
и приведение его в соответствие
с нормальной мировой практикой
является важнейшим фактором
для привлечения портфельных
вложений из-за рубежа. Главными
задачами, стоящими в этой связи
перед российскими экономическими
властями и предприятиями, являются:
- создание стабильной
и всеобъемлющей нормативно-правовой
базы, регламентирующей выпуск ценных
бумаг российскими предприятиями
и порядок их обращения на
фондовом рынке;
- правовое обеспечение
прав акционеров и владельцев
иных корпоративных ценных бумаг;
- создание надежной
общенациональной инфраструктуры
фондового рынка, открытой как
для отечественных, так и для
зарубежных инвесторов;
- создание внутрироссийской
системы коллективных инвестиций
(в первую очередь - инвестиционных
фондов и трастовых структур),
что должно придать рынку ценных
бумаг дополнительную стабильность
и снизить его привлекательность
для спекулятивного иностранного
капитала.
Эти меры, безусловно,
не могут сами по себе в
условиях экономического и политического
кризиса привести к резкому
увеличению объема иностранных
портфельных инвестиций, однако
без их реализации эта область
инвестиций окажется практически
потерянной для развития российской
экономики.
4.
Проблемы и факторы влияющие на приток
инвестиций.
Инвестиционный климат
- это совокупность политических,
экономических, юридических, социальных,
бытовых и других факторов, которые
в конечном счете определяют
степень риска капиталовложений
и возможность их эффективного
использования.
Приток иностранного
капитала в любую страну, а
также эффективность капиталовложений
определяются преимуществами инвестиционного
климата в данной стране.
Основными препятствиями
для притока иностранного капитала
в Россию являются: неотработанность
законодательства, чрезмерные налоги,
отсутствие механизма защиты
иностранных инвестиций, криминогенность
обстановки, распространение коррупции.
Многие иностранные предприниматели
называют последние причины в
качестве основных, а также подчёркивают
нестабильность ""правил игры"".
Необходимым условием
для привлечения иностранных
капиталов в Россию является
борьба с криминальными элементами.
В международной экономике всё
больше возрастает роль мелких
и средних инвесторов, а они
и являются основными объектами
криминальных структур. Важнейшей
причиной недостатка капиталовложений
является именно криминальность
нашего общества.
За последние годы
Россия потеряла ощутимое количество
реальных иностранных инвесторов,
которые желали вложить средства
в российские предприятия, но
были вынуждены отказаться от
этого. Причинами отказа стали:
- высокие издержки и,
как следствие, неконкурентоспособность
производства в
России;
- сложные и запутанные
способы регистрации инвестиций
в российские предприятия; неуступчивость
российских партнёров, а также
их неадекватная оценка вклада
российской стороны; резкое расхождение
между словами и делами российских
руководителей и чиновников (почти
все компании жалуются на то,
что на встречах с российскими
руководителями высокого уровня
– членами правительства, министрами,
руководителями субъектов Российской
Федерации – их заверяют в
том, что им предоставят помощь
в решении возникших проблем,
но когда дело доходит до
непосредственных исполнителей, движение
полностью останавливается); неготовность
руководителей российских предприятий
к конкретным действиям и сотрудничеству
с иностранными инвесторами, низкий уровень
менеджмента.
Крайне острой проблемой
стало регулирование таможенного
режима в
России. В настоящее
время ряд иностранных компаний,
реализующих импортозамещающие
проекты, столкнулись с ситуацией,
в которой действующие ставки
таможенных пошлин на сырьё,
комплектующие и готовую продукцию
делают производство в России
нецелесообразным.
Неблагоприятный инвестиционный
климат имеет для страны, принимающей
инвестиции, реальное денежное выражение,
в котором исчисляются материальные
потери вследствие недополучения
значительных инвестиций и низкой
эффективности «работающих» капиталовложений.
Для потенциальных
инвесторов в России при анализе
политической ситуации решающую
роль играет политика государства
в отношении иностранных инвестиций,
вероятность национализации иностранного
имущества, участие страны в
системах международных договоров
по различным вопросам, прочность
государственных институтов, преемственность
политической власти, степень государственного
вмешательства в экономику и
т.д.
На инвестиционном
климате отрицательно сказываются
не только прямые ограничения
деятельности иностранных фирм,
содержащиеся в законодательстве,
но и нечёткость и особенно
нестабильность законодательства
принимающей стороны, поскольку
эта нестабильность лишает инвестора
возможности прогнозировать развитие
событий, что снижает рентабельность
вложений.
Одним из проявлений
кризисного состояния российской
экономики является инвестиционный
кризис, означающий долговременную
тенденцию снижения объёма капиталовложений,
а, следовательно, быстрое устаревание
основных фондов и тем самым
угрозу утраты не только конкурентоспособности,
но и самой возможности существования
многих предприятий и целых
отраслей. Выход из кризиса зависит
от решения проблемы инвестиций.
Среди экономических
параметров основное внимание
при оценке инвестиционного климата
уделяется общему состоянию экономики,
положению в валютной, финансовой
и кредитной системах, таможенному
режиму, возможностям использования
рабочей силы (стоимость рабочей
силы и её соотношение со
средним уровнем квалификации
работников и производительности
труда).
Большую роль в оценке
социальной среды для инвестиций
играют показатели отношения
к иностранным инвестициям в
обществе, степень его расслоения,
наличие или отсутствие согласия
по основным вопросам экономического
и социального развития страны, уровень
безработицы, возможность забастовок.
5. Заключение.
Российский рынок
капиталов претерпел в 1996-97 гг.
существенные перемены. Сейчас уже
можно говорить о том, что
в стране сложилась основа
для долгосрочного стабильного
развития финансового рынка и
достигнуты первые значительные
успехи.