Проблемы юридических фактов в правоприменении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Юридическими фактами признаются факты реальной действительности, с которыми действующие законы и правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений .

Корни понятия «юридический факт» уходят в глубь истории юридической науки. В римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений. Общее понятие юридического факта римские юристы не сформулировали. Создание этой категории связано с последующей переработкой, осмыслением и систематизацией римского права его позднейшими исследователями.

Содержание

Введение

1. Сущность и виды юридических фактов

1.1 Понятие юридического факта

1.2 Функции юридических фактов

2. Классификация юридических фактов

2.1 Виды юридических фактов

2.2 Сложные юридические факты, юридические составы

3. Проблемы юридических фактов в правоприменении

3.1Определение места юридических фактов в общей концепции правового регулирования

3.2 проблемы юридических фактов в правоприменительном процессе

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.05 Кб (Скачать файл)

 

 Завершающим этапом  процесса доказывания юридических  фактов является их оценка. Оценочность  - неотъемлемый элемент целесообразной  сознательной деятельности. Она  пронизывает весь ход проuессуального  познания, начиная с самых первых  его этапов: оцениваются различные  версии. относимость и допустимость  отдельных фактов, их достоверность  и т. п. Наибольшую трудность,  как свидетельствует практика, представляет  оценка достаточности собранных  по делу доказательств.

 

 С точки зрения теории  информации, правоприменительная деятельность - это процесс преобразования  информации о фактических обстоятельствах  дела в информацию о принятом  решении.

 

 Ключевым моментом  этого преобразования являются  юридическая оценка фактических  обстоятельств, их квалификация.

 

 Любой юридический  факт представляет собой единство  содержания и формы - внешнего  выражения этого содержания. Юридические  факты по своей природе таковы, что они, как правило, не  могут существовать в неоформленном  виде. Социальное обстоятельство  лишь тогда порождает правовые  последствия, когда оно определенным  образом зафиксировано и установлено  законными средствами в правоприменительном  процессе. Такие социальные обстоятельства  как трудовой стаж, образование,  нуждаемость в жилье и т.  п. вообще не могут войти в правовое регулирование без их регистрации, законного процедурно-процессуального оформления. Сказанное позволяет понять значение фиксации и удостоверения юридических фактов для их функционирования в механизме правового регулирования.

 

 Система фиксации и  удостоверения юридических фактов  изучается под своим углом  зрения отраслевыми юридическими  науками, например, в области пенсионного  законодательства. В систему органов,  фиксирующих юридические факты  в области пеисиоииого обеспечеиия,  включаются оргаиы записи актов  гражданского состояния, оргаиы  социального страховаиия, воениые  комиссариаты, архивы, отделы кадров  предприятий, домоуправления и  др. Участиики данных процедурно-процессуальных  отношений подразделяются на  первичные (фиксируют первоначальные  факты) и вторичные (на основании  фактических данных принимают  решения о назначении пенсии  или предоставлении иного блага).

 

 В общетеоретическом  плане вопрос о системе фиксации  и удостоверения юридических  фактов разработан недостаточно. Между тем, это один из важных  вопросов общей теории юридических  фактов. Взятая в общем виде  данная система включает в  себя, во-первых, органы, организации  и должностных лиц, уполномоченных  фиксировать те или иные фактические  обстоятельства; во-вторых, установленные  законом средства фиксации и  стандартные процедуры работы  с ними (издание приказов, оформляющих  те или иные факты, внесение  записей в личные дела, в трудовые  книжки, регистрация тех или иных  фактов записями в журналах, составление  актов и т. п.); в-третьих, действия  по выдаче информации о юридических  фактах (свидетельств, копий, выписок,  справок и др.).

 

 Фиксация и удостоверение  фактов - близкие, сопряженные, но  все же не совпадающие виды  деятельности. Фиксация представляет  собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических  обстоятельств. Удостоверение состоит  в подтверждении истинности фактов  их существования. Фиксация и  удостоверение факта нередко  сливаются в едином акте (например, регистрация брака, нотариальное  удостоверение сделки), но они  могут существовать и порознь  (например, удостоверение подлинности  документа, аутентичности копии).

 

 Реальные системы фиксации  и удостоверения юридических  фактов существенно различаются  в зависимости от характера  юридического факта, его социалыюй  значимости, области правовых отношений,  с которыми связан данный факт. Они включают несколько подсистем,  отличающихся далеко неодинаковым  уровнем развитости, нормативной  урегулированности, юридической  культуры. Следствием этого является  разный уровень "юридической  надежности" фиксируемых и удостоверяемых  ими фактов. Различия отчасти  обусловлены характером самих  фактических обстоятельств, не  совпадающим их значениям в  регулировании общественных отношений.  Но очевидно и то, что сама  фактофиксирующая деятельность  не всегда отвечает необходимым  требованиям, особенно, когда она  сочетается с управленческой, производственной  деятельностью.

 

 Установлено, например, что предприятия, учреждения и  организации обязаны свидетельствовать  копии документов, представляемых  гражданами в эти предприятия,  учреждения, организации, если законодательством  не предусмотрено свидетельствование  копий таких документов в нотариальном  порядке. Следовательно, на субъекта, предоставляющего права или освобождающего  от обязанностей, возлагается полная  ответственность за свидетельствование  всех необходимых для этого  фактов.

 

 Система фиксации и  удостоверения юридических фактов  нуждается в дальнейшем совершенствовании.  В литературе неоднократно указывалось  на отсутствие единой общегосударственной  системы регистрации предприятий,  а также общегосударственной  системы регистрации недвижимости. Очевидно, что отсутствие подобных  общегосударственных регистрационных  систем крайне отрицательно влияет  на становление рыночной экономики,  выступает одним из факторов  ее криминализации.

 

 Нередко сами граждане, предприниматели, вступая в те  или иные правоотношения, пренебрегают  их юридическим оформлением. Правовая  связь складывается на не надежной, по существу дефектной фактической  основе. Такого рода правоотношения - один из источников сложных  "казусных" ситуаций, возникающих  в правоприменительной практике.

 

 Небрежное отношение  к оформлению документов служит  благодатной почвой для проходимцев,  создающих финансовые "пирам иды" , домогающихся выплат им различного  рода "пособий" и "компенсаций.  В правовой пропаганде необходимо  настойчиво проводить мысль, что  своевременное и правильное оформление  юридически значимых обстоятельств,  правоотношений, сделок - не формализм,  а необходимый элемент юридической  культуры. предпосылка формирования  правового государства в цивилизованной  рыночной экономике.

 

Заключение

 

 В данной курсовой  работе рассмотрено понятие юридического  факта как основы для возникновения,  изменения или прекращения правоотношений. Не все юридические факты оказывают  влияние на правоотношения, а  лишь те, которые обозначены в  нормативно - правовых актах.

 

 Юридическими фактами  в науке и на практике понимаются  конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в  соответствии с нормами права  наступление определенных правовых  последствий - возникновение, изменение  или прекращение правовых отношений

 

 Все юридические факты  подразделяются на события и  действия. Действия подразделяются  на правомерные и неправомерные.  Правомерные действия делятся  на юридические поступки и  юридические акты.

 

  С точки зрения своего  социального содержания, юридический  факт должен прежде всего адекватно  отражать социальную ситуацию. По  отношению к социальной ситуации  юридические факты выполняют  двоякую роль: во-первых, идентификационную,  поскольку они призваны точно  обозначить социальную ситуацию, обеспечить ее фиксацию в правовом  регулировании. В этом качестве  юридические факты выступают  в роли "индексов". свидетельствующих  о наличии социально-юридической  ситуации. Во-вторых, разграничительную,  состоящую в том, что юридические  факты очерчивают рамки ситуации  позволяют ограничить ее от  сходных случаев.

 

  Главная задача, выполняемая  юридическими фактами в правовом  регулировании - обеспечение возникновения,  изменения, прекращения правовых  отношений. Каждый юридический  факт вызывает либо правообразующие,  либо правоизменяющие, либо правопрекращающие  правовые последствия.

 

  В качестве юридических  фактов выступают не только  простые фрагменты социальной  действительности, но и довольно  сложные ее "срезы".

 

 В результате в правовом  регулировании появляются сложные  юридические факты - такие фактические  обстоятельства, которые состоят  (складываются) из нескольких юридически  значимых сторон (признаков). от сложного  юридического факта фактический  состав отличается тем, что  состоит из разнородных юридических  фактов. В ряде случаев для  юридической полноценности фактического  состава необходимо не только  наличие всех элементов - юридических  фактов, но и строгое соблюдение  порядка их "накопления" в фактическом  составе.

 

 Юридические факты,  должны отвечать не только  ••социологическим", но и некоторым  "специально-юридическим" требованиям,  т. к. они представляют собой  элемент юридической формы общественных  отношений, одно из средств  правового регулирования.

 

 Важным требованием  к юридическому факту является  его юридическая надежность. Это  такая характеристика факта, которая  отражает, с

 

 одной стороны, постоянство  связи факта с социальной ситуацией,  а с другой - стабильность его  социального содержания.

 

  Юридический факт должен  обладать адаптивностью, способностью  в известном смысле "приспосабливаться"  к меняющимся условиям. Юридические  факты, закрепляемые в нормах  законодательства, должны получать  адекватное понятийное выражение  и четкое обозначение

 

 Список литературы

 

1. КЗоТ, 2011

 

2. Кашанина Г.В. Основы  Российского права: Учебник, - М.,НОРМА, 2006

 

3. Комаров С.А., Абдулаев  М.Н. Проблемы теории государства  и права. Учебник для вузов, 2009

 

4. Марченко М.Н. Источники  права . Учебное пособие – М.; Проспект, 2011

 

5. Марченко М.Н. Проблемы  общей теории государства и  права в 2-х томах – М.  Велби, Проспект, 2008

 

6. Марченко М.Н. Теория  государства и права, – М.; Проспект, 2005

 

7. Матузов Н.И., Малько  А.В. Теория государства и права:  Учебник, -М.,2010

 

8. Морозова Л.А. Теория  государства и права. Учебник  – М., ЭКСМО, 2005

 

9. Перевалов. В. Теория  государства и права: Учебник, - М.,Юрайт 2009

 

10. Право Европейского  союза. Вопросы истории и теории, Учебное пособие – М.; Проспект, 2010

 

11. Прудников М.Н. История  государства и права зарубежных  стран. Учебник 3-е издание,- М., Юнити, 2008

 

12. Прудников М.Н. Римское  право. Учебник, - М.,Юрайт 2010

 

13. Теория государства  и права. Учебник. Ред. Садовничий  В.А., - М., Зерцало, 2009

 

 Чашин А.Н. Теория  государства и права: Учебник, - М., Демо и Сервис 2008

 

14. Шкатулла В.И., Надвикова  В.В., Сытинская М.В. «Правоведение»  М., Академия,2004

 

15. Шоткинов С.А. Криминология. Учебно – методический комплекс. Иркутск, 2003


Информация о работе Проблемы юридических фактов в правоприменении