Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:03, курсовая работа
Изучение социальной организации первобытно-общинного строя представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время.
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Воронежский
государственный
аграрный университет имени императора
Петра I»
Гуманитарно-правовой факультет
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория государства и права»
на тему «Происхождение государства»
Выполнил: студент з/о
Трухачев А.А.
ЭМ/Эк.б-1
ЭБВВ-12861
Проверил: Саратова О.В.
Воронеж 2013г.
Содержание
Изучение социальной
организации первобытно-
Переход от первобытно общинного строя к государству - это крутой поворот в развитии общества он происходит не сразу, захватывает значительный промежуток времени, так как и изменения в производстве совершаются не одномоментно.
Возникновению рабовладения и феодализма из первобытно общинного строя предшествуют исторические эпохи в сотни и тысячи лет когда общество находится на какой-то переходной стадии. И лишь в ходе длительной эволюции преодолеваются черты первобытного строя и утверждаются характеристики, присущие рабовладению или феодализму. Родоплеменные отношения после возникновения государства могут еще долго сохраняться у того или иного народа, но главной силой становится государство.
Жизнь общества на ранних этапах развития строилась на началах естественного самоуправления. В первобытнообщинном строе орудия производства были несовершенны, а производительность труда низка. Власть носила общественный характер. В первобытном обществе действовали определенные правила – социальные нормы (обычаи).
Неолитическая революция – эволюционный этап – который характеризуется переходом от «присваивающего хозяйства» к «производящей экономике». Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется.
Государство и право возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества.
Тема курсовой работы «Происхождение государства и права» является важной и значимой в науке государства и права, т.к. особенности социальной и экономической организации первобытного общества стали основой для возникновения государства и права, которые в настоящее время играют в общественно-политической жизни главную, определяющую роль. История развития первобытно-общинного строя и условия для возникновения государства являются предметом многочисленных споров и диспутов ученых правоведов.
Цель данного курсового исследования заключается в рассмотрении особенностей происхождения государства и права.
Предмет исследования – происхождение государства и права.
Объект исследования – теории происхождения государства и права.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решение следующих задач:
В исследовании проблем
социальной организации первобытно-
Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытно - общинный строй - древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивными. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд стал коллективным, т. е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.
«Неолитическая революция» – переход человечества к производящей экономике – приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному итогу – социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.
Государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге перехода человечества к производящей экономике, в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических1.
Как правило, древнейшие
государственные образования
Первоначально они возникают как города-государства. Поселок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет уже не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходят заседания советов и собраний.
Город-государство имеет социальную дифференциацию. Имущественное расслоение и разделение труда в нем закрепляется территориально – появляются кварталы ремесленников (горшечников, медников и других), выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.
В городе-государстве организуются три центра административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.
Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинными земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен (продуктообмена внутри города-государства почти не существует: каждая «большая семья» – родители, их дети, молодые мужчины и женщины с их женами и мужьями, внуки, другие родственники – обеспечивает себя полностью, за исключением украшений, керамики, некоторых орудий, и лишь на последующих этапах возникают рынки, т.е. торговля); защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов-государств, взимание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов, в основном продуктов на случай стихийных бедствий, военных нападений и т.п.; создание институтов для рассмотрения споров, поддержания соответствующих традиций, обычаев, установления светских и религиозных правил (при переплетении таковых); развитие ремесла и торговли и ряд других функций.
Первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить новые формы трудовой деятельности и функционирование производящей экономики, которая становится условием выживания и воспроизводства человечества, т.е. чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.
Так, в качестве одной
из важных первоначальных функций города-государства
появляется функция информационного
обслуживания общества. Необходимость
учитывать потребность «больших
семей» свободных земледельцев-
Итак, многочисленные функции города-государства привели на первых этапах его возникновения к созданию разветвленного бюрократического аппарата: в некоторых древнейших небольших городах-государствах IV–III тыс. до н.э. насчитывается, по письменным источникам, от 80 до 130 должностей и профессий. Ранние классовые структуры делят общество на знать, зажиточных горожан, свободных лиц. Первичный аппарат городов-государств, как правило, складывался из социальных структур управления земледельческой общины (собрание земледельцев, совет старейшин, вождь, предводитель), но постепенно отделяется от них по своим функциям и отношению к общине, к прилегающим селениям он становится уже аппаратом управления города-государства. При этом выделяются три центра: управление городской общиной, дворец и храм.
История развития человеческого общества неодинакова на разных континентах, что связано с объективными и субъективными факторами. Например, крепостничество в России формально было отменено на 200 лет позже, чем это произошло в Европе.
Географический фактор и возможность контакта с другими народами и др. играли определяющую роль на этапе неолитической революции, поскольку для перехода к производящей экономике необходимо было наличие подходящих природных условий, растений и животных и других.
Там, где условий для организованного земледелия было недостаточно, процесс образования государства был затруднен. Например, аборигены Австралии, насчитывающие много тысячелетий своего существования, так и не стали на путь государственного развития. Присваивающее хозяйство существует у аборигенов уже более 40 тыс. лет и стало разрушаться только в результате колонизации Австралии белыми поселенцами2.
В процессе взаимодействия народов находящихся на разных этапах развития (торговля, военные, культурные и другие контакты) происходило и государственное заимствование, т.е. перенимались отдельные черты государствообразования, способы управления обществом и т.п. Особенно активно это происходило, когда в них были заинтересованы определенные социальные силы или само общество было подготовлено к восприятию тех или иных государственных заимствований. Примером может служить образования государства древних франков, которые перенимают формы государственности от Рима после захвата его территорий. Они переносят государственную форму организации общества на свою территорию.
Данное обстоятельство в теории государства позволило выдвинуть концепцию первичных и вторичных государств или первоначальный и производный путь образования государства. Первичное государство складывается там, где существовали условия для сравнительно быстрого роста общественного производства, земледельческого хозяйства. Первоначальный путь – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей институтов государственности. Вторичное государство появляется под воздействием первичного. Когда народы уже имевшие государственные формы организации общества (первичные государства) оказывали влияние на развитие соседних регионов и способствовали образованию на их территории государств (вторичные государства).Производный путь имеет место когда к возникновению государства или его трансформации приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность (захватнические войны, торговля, революционные преобразования, организационные изменения, распад колоний).
Этот процесс
Государственные заимствования, в истории имели различные последствия – от прогрессивного до регрессивного.
Таким образом, крупные общественные разделения труда происходят как внутри племен, так и между ними, а специализация общественного производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов между ними. Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства. Война доставляла рабочую силу: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют свое значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.