Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Изучение социальной организации первобытно-общинного строя представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время.

Вложенные файлы: 1 файл

Происхожддение государства курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Теоретические взгляды  русских юристов относительно проблем  происхождения государства развивались  в общеевропейском контексте  юридической науки. Русскими учеными  был воспринят исторический метод исследования в области учения о государстве, которому Георг Еллинек придавал решающее значение в познании процесса происхождения государства.

Итак, русскими учеными-юристами было воспринято историко-материалистическое видение причин и процесса происхождения государства. Ко всему прочему, это проявляется и во взаимствовании отдельных положений марксистской теории, хотя им дается собственная интерпретация. Русские юристы признавали заслуги марксизма перед наукой о государстве и праве. Оценка марксизма, применение ряда его методологических принципов в совокупности с иными методами исследования обусловили то, что они пришли к таким научным результатам, которые имеют значение и для сегодняшней юриспруденции. Современным исследователям проблем теории государства и права необходимо обратить внимание на те ценные идеи, которые выработали наши предшественники. Вне сомнения, они сыграют положительную роль в дальнейшем развитии отечественной юридической науки.

 

3. Происхождение права

3.1. Развитие регулятивных систем

Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт - частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.

В процессе перехода от первобытности  к государственной организации  общества возникает право. Источниками  права являются10:

1. Санкционированные  государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нарушений.

2. Юридический прецедент,  которому государство придает  юридически обязательную силу  для аналогичных дел. 

3. Издание государством  нормативных актов, содержащих  нормы права.

Сначала власть стремится  укрепить свое положение и отношения  между подданными ее не интересуют: это их дело, а не государственное. Только много позднее власть приходит к сознанию, что истинная опора  ее в самом обществе, а, следовательно, чем прочнее правовой порядок, тем тверже основа, на которой держится государственная власть. Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны. Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» - новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства. Формирование права проявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц. Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: теологическую (божественную), патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, материалистическую (классовую) теории.

Таким образом, возникает  принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение  людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

3.2. Теории происхождения права

Государство и право  как феномены общества непосредственно  взаимодействуют между собой, составляют диалектическое единство. Право создается  государством, которое должно быть связано правом. Принято считать, что право возникло раньше государства.

Учения о возникновении  права обычно тесно связаны с  концепциями происхождения государства, которые отдельно в данной работе рассматриваться не будут, хотя и  содержат немало специфического. Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. Возникновение государства и права происходит практически одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации11.

Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая  и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности  деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Общечеловеческое предназначение права состоит в том, чтобы  помочь обществу преодолеть противоречия, найти «нити» согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Право выступает и как  фундамент организации политической власти общества. Уже тысячи лет люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами или поданными определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Еще в древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы.

Итак, среди теоретиков права и  государства никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права и государства. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения права и государства. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

 

Заключение

На основании вышеизложенного  можно сделать заключение, что  спектр теорий возникновения подобного уникального общественного явления в жизни людей необычайно широк. Авторы, занимавшиеся исследованиями теоретических правовых вопросов, создали множество концепций и школ права, выдвигая порой самые фантастические аргументы в защиту той или иной теории, приверженцами которой они являлись, попутно подвергая беспощадной и не всегда аргументированной критике теории и доводы, отличающиеся от своих собственных; иные же просто полагались на вопросы веры, ссылаясь на божественный авторитет.

Рассматриваемые выше теории государства  и права в основе правопонимания имеют разные явления правовой действительности. Одни - явления существующие «до  закона» (естественное право, солидаризм), другие - то, что возникает «после закона» (социологическое направление в теории права), третьи делают акцент на нормативности права (юридический позитивизм). Первые два подхода не сводят право к закону. Наряду с законом в качестве права рассматривают и другие явления. Однако следует подчеркнуть, что ни одно из этих направлений не отрицает существования позитивного права как системы норм, связанных с государством.

Факторы возникновения  государства: общественное разделение труда дало толчок росту производительности труда, человек стал производить  большее количество продукции, чем необходимо для поддержания его собственной жизни, появился избыточный продукт, что привело к возникновению частной собственности. В таких условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Общество делится на экономически неравные классы, порождая такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих. Такой организацией становится государство. В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения. От органов власти первобытного общества государство отличает следующее: признак «публичной» власти (власть организована по принципу «субъект – объект»); в государственно-организованном обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории; признак государственной казны, с существованием которой связаны такие явления как налоги.

Право как особая система  юридических норм и связанных  с ними правовых отношений возникает  в истории общества в силу тех  же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

Государство и право – важнейший  фактор общественной эволюции, непременный  спутник современного общества. Теория государства и права – составная  часть обществоведения, идейная  основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

 

Использованная литература

 Акмалова А.А. История политических и правовых учений: учебник для вузов. – М.: Юриспруденция, 2009. – 288 с.

  1. Бобылев А.И. К вопросу о концепциях происхождения права и государства // Право и политика. - 2011. - № 11. - С. 4 - 14.
  2. Бутенко А.Б. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. - 2009. - №7. – С.16-22.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2011. – 496 с.
  4. Коваленко А.И. Теория государства и права. – М.: Приор, 2010. – 674 с.
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: курс лекций. - М.: Манускрипт. 2011. – 686 с.
  6. Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права: учебное пособие. - М.: Зеркало, 2011. – 785 с.
  7. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов. - М.: Инфра-Норма, 2010. – 562 с.
  8. Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2011. – 879 с.
  9. Основы права / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2009. – 288с.
  10. Панфилова Т.В. Формационный и цивилизационный подходы - возможности и ограниченность // Общественные науки. - 2008. - №6. – С.27-34.
  11. Попова А.В. История политических и правовых учений: учебное пособие. - М.: Проспект, 2009. – 620 с.
  12. Проблемы общей теории государства и права: учебное пособие / В.Нерсесянц. – М.: Приор, 2009. – 654 с.
  13. Теория государства и права: учебное пособие / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2010. – 642 с.
  14. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 765 с.

Информация о работе Происхождение государства