Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:05, реферат
Краткое описание
Актуальность работы обусловлена тем, что существует множество теорий происхождения государства: разные варианты теологической теории выводили государство из божественных начал; органическая теория по сути отожествляла государство с живым организмом, частями которого будто бы являются люди и их объединения; теория насилия объясняла возникновение государства внутренними столкновениями в обществе и внешним насилием (войнами); договорная теория исходила из того, что государство являлось результатом добро- вольного соглашения между его поданными для защиты их общих интересов; патриархальная теория представляла государство как большую разросшуюся семью, во главе с отцом-монархом. По мнению ученых, ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. Понятие функций государства и их классификация …………………...……5 2. Общественные функции государства ……………………………………...…9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……12 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..13
1. Понятие функций государства
и их классификация …………………...……5
2. Общественные функции государства
……………………………………...…9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…..13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что
существует множество теорий происхождения
государства: разные варианты теологической
теории выводили государство из божественных
начал; органическая теория по сути отожествляла
государство с живым организмом, частями
которого будто бы являются люди и их объединения;
теория насилия объясняла возникновение
государства внутренними столкновениями в обществе
и внешним насилием (войнами); договорная теория исходила из того, что
государство являлось результатом добро- вольного соглашения между
его поданными для защиты их общих интересов; патриархальная теория представляла
государство как большую разросшуюся
семью, во главе с отцом-монархом. По мнению
ученых, ни одна из вышеперечисленных
теорий не обладает достаточными доказательствами,
чтобы ее можно было принять за основу.
Для того чтобы сложилось правильное
и полное представление о государстве, его сущности,
функциях, структуре, необходимо рассматривать
их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального
анализа этих понятий.
Функции государства – это
направления деятельности, но не сама
деятельность. В них выражается его сущность, его
предназначение.
Функции государства сложное
по своему содержанию явление.
Вопрос о функциях государства
имеет не только теоретическое, но и практическое
значение. Он позволяет взглянуть на государство
не только со стороны его формы, но и рассмотреть
его под углом зрения его разносторонней
деятельности, функционирования. С помощью
функций представляется возможным с достаточно
высокой точностью определить характер
деятельности государства, правильность
выбора им на том или ином этапе его развития
приоритетов, наконец, уровень его организованности
и эффективности.
Целью контрольной работы является
изучение общественных функций государства.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность общественных
функций государства;
Определить цели общественных
функций государства.
Объект работы – функции государства.
Предметом работы является исследование
общественных функций государства.
Структура работы состоит из введения,
2 глав, заключения, список используемых
источников.
1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Термин "функции государства"
применяется для обозначения основных,
наиболее важных направлений деятельности
государства, в которых проявляется его
социальное назначение. [4]
Функции государства отражают
его динамическую характеристику. Они
показывают, что должно делать государство
для достижения и осуществления тех целей
и задач, которые стоят перед ним в определенный
исторический период. Однако функции государства
как основные направления его деятельности
не следует сводить к самой деятельности,
так как на практике государство иногда
уклоняется или искажает эти направления.
Не следует их отождествлять и с целями
и задачами, стоящими перед государством.
Если цель указывает на то, к чему стремится
государство, а задача — на средства и
способы ее достижения в определенных
условиях, то функция отражает скоординированные
направления деятельности государственного
механизма. Одна задача может решаться
посредством выполнения нескольких функций.
[5]
В функциях государства выражается
его сущность, его предназначение и структура
государства, т.е. его внутреннее строение,
которое определяется в первую очередь
его назначением и направлением деятельности,
которую оно осуществляет. Предназначение
государства, проявляющееся в его функциях,
есть объективная необходимость выполнения
общественно полезной, социально обусловленной
деятельности.
Иногда понятие функций государства
ограничивается представлением об основных
направлениях деятельности государства
лишь «по управлению обществом» или, наоборот,
расширяется за счет включения в их понятие
и содержание «механизма государственного
воздействия на развитие общественных
процессов». Кроме того, ранее существовала
точка зрения на функции государства как
на предметно-политическую характеристику
содержания его деятельности. [1, с.98]
Существенными признаками функций государства
являются:
предметная деятельность государства
в важнейших сферах общественной жизни;
направленность этой деятельности на
выполнение тех задач и целей, которые
стоят на конкретном историческом этапе
развития общества;
определенные формы (чаще всего правовые)
реализации государственных функций,
связанные с применением особых, в том
числе властно-принудительных, методов. [3]
Формирование функций происходит
в процессе становления и развития государства.
Последовательность возникновения тех
или иных функций зависит от важности
и очередности задач, стоящих перед обществом.
В разные исторические периоды приоритетное
значение могут приобретать различные
цели государства, а, следовательно - и
его различные функции.
Каждая из функций государства
имеет определенное содержание, которое
показывает, что делает государство, чем
занимаются его органы, какие вопросы
они решают. Содержание функций не остается
неизменным - оно меняется вместе с изменениями,
происходящими в обществе. На содержание
функций современных государств оказывают
влияние национальные факторы, научно-технический
прогресс, процессы информатизации и др.
[2, с. 56]
Вся функциональная
деятельность государства направлена
на
достижение главной
цели: блага человека, его нравственного,
материального и физического благополучия,
максимальной правовой и социальной защищенности
личности. Государство всегда должно выступать
как верховных хранитель
и защитник законных интересов личности.
Через
личность государство
содействует общественному процессу в
целом, совершенствует и обогащает всю
систему общественных отношений. [5]
Таким образом, функции государства - это
основные направления его деятельности,
в которых выражается сущность и социальное
назначение государственного управления
обществом.
Все основные направления деятельности
государства в зависимости от того, в какой
сфере общественной жизни они протекают,
подразделяются на внутренние и внешние.
Жизнь любого современного общества
осуществляется в двух
основных сферах: внутри страны и на международной
арене.
По продолжительности действия функции
государства подразделяются на постоянные
и временные. Постоянные функции осуществляются
на
всех этапах развития
государства. Временные же функции прекращают
свое
действие с решением
определенной задачи, как правило имеющей
чрезвычайный характер (например, ликвидация
стихийного бедствия).
К внутренним функциям, охватывающим сферу
внутренней, самостоятельной жизни государства,
непосредственно касающимся каждого члена
общества, относятся следующие виды функций:
Экономическая функция;
Социальная функция;
Функция финансового контроля;
Функция охраны правопорядка;
Экологическая функция;
Культурно-воспитательная функция.
К внешним функциям,
направленным на обеспечение существования
государства в мировом обществе, относятся:
Защита государства
от вооруженных нападений других государств;
Поддержание международных
политических отношений (дипломатическая
деятельность), экономических и культурных
связей;
Борьба с международной
преступностью;
Участие в международной
охране окружающей среды.
Реализация функций
осуществляется различными государственными
организациями. Их количество, задачи,
компетенция, взаимоотношения
и связи между ними
определяются функциями государства.
Функция всегда
первична по отношению
к выполняющей ее государственной организации.
Функция - это идея, необходимость деятельности,
ее направление, а государственная организация
- это та материальная сила, которая воплощает
данную идею, материализует ее. Государственная
функция - это
очень широкое направление
деятельности и она не может быть реализована
какой-то одной государственной организацией.
Каждая из государственных организаций
в отдельности имеет свои особенные функции,
отличающиеся по масштабу от государственных
функций. [2, с.115]
Таким образом, функции государства
– это наиболее важные направления деятельности
государства, в которых выражается его
социальное назначение.
В функциях выражается сущность
государства, его предназначение, а также
определяется структура государства,
т.е. его внутренне строение.
Вся функциональная деятельность
государства направлена на достижение
главной цели: блага человека, его нравственного,
физического и материального благополучия.
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Общественная функция
многообразна по содержанию и масштабна
по объему деятельности. Главное ее назначение
- обеспечить общественное благополучие,
создать равные возможности для всех граждан
в его достижении. [2, с. 128]
Общественная функция включает
в себя:
установление и обеспечение
минимальных социальных стандартов жизни
(заработной платы, пенсии, прожиточного
минимума и проч.);
поддержку тех, кто в силу объективных
причин не может полноценно трудиться
(инвалидов, детей, пожилых людей, студентов
и др.);
обеспечение занятости;
развитие пенсионного обеспечения,
страхования, здравоохранения и т. д.
Можно выделить несколько
общественных функций государства, которые
присущи ему в современный период.
Прежде всего, это функция
обеспечения целостности и сохранности
того общества, формой которого выступает
данное государство. Ее можно называть
политической функцией, ибо конечная цель
политики в объективном смысле сводится
к созданию условий для спокойного и гармоничного
развития общества. Государство и возникло
как попытка преодолеть раскол, разброд,
борьбу в обществе, свести противоречия
к разрешению в рамках закона.
Актуальной, можно
назвать ее социальной, функцией государства
выступает обеспечение на всей его территории
прав и свобод каждого человека и гражданина.
Ведь именно для этого люди создают государство
и поддерживают его духовно и материально.
Русский социолог изгнанник И.А. Ильин
в 30-е годы XX века — время террора на его
родине — полагал: "Призвание государства
состоит в том, чтобы при всяких условиях
обращаться с каждым гражданином как с
духовно свободным и творческим центром
сил, ибо труды и создания этих духовных
центров составляют живую ткань народной
и государственной жизни. Никто не должен
быть исключен из государственной системы
защиты, заботы и содействия; и в то же
время все должны иметь возможность работать
и творить по своей свободной, творческой
инициативе" [5]
В Российской Федерации финансируются
федеральные программы охраны и укрепления
здоровья населения, принимаются меры
по развитию государственной, муниципальной,
частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической
культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию.
Поощряются добровольное социальное
страхование, создание дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительность.
Кроме этого в РФ принят ряд важнейших
законов и других актов, направленных
на социальную защиту отдельных категорий
граждан, например: жертв политических
репрессий , малообеспеченных граждан,
ветеранов и др. [1, с. 135]