Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 19:24, курсовая работа
Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
4. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
Особенностью социальной власти и норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.
Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.
Признаки социальной власти, существовавшей в догосударственный периодраспространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью); 3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени); 4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях); 5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: политическими партиями, органами местного самоуправления и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.
Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История». – 5-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001.
Брояка, Ю. В. Органическая теория происхождения государства А. Д. Градовского /Ю. В. Брояка. //Вестник Саратовской государственной академии права. -2006. - № 6.
Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
Грачев, В.С. Эволюция представлений о социальной сущности государства в истории политико-правовой мысли /В.С. Грачев. //История государства и права. -2007. - № 5.
Ильин И.А. Общеучение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. – 1992. – № 3.
История древнего Востока: От ранних государственных образований древних империй / Под ред. А.В. Седова. – М.: Вост. лит., 2004. – 895 с.
КашанинаТ.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. М., 1999.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. – М., 1999.
Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст., примеч. А. Островского. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999. – 392 с.
Леви-Строс К. Раса и история // В кн.: Путь масок / Пер. с фр., сост., вступ. ст. и примеч. А.Б. Островского. – М.: Республика, 2000. – 399 с.: ил. – (Мыслители ХХ века).
Ленин В.И. О государстве / Полн. собр. соч. Т.39.
Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е перераб., доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.
Першиц А.И. Раннее производящее хозяйство и начальные формы эксплуатации // В кн.: Формы перехода от присваивающегохозяйства к производящему. Особенности развития общественного стороя. – М., 1974.
Першиц А.И., Монгайт А.Н., Алексеев А.П. История первобытного общества: Учебник, 3-е изд. перераб. и доп. – М., 1982.
Платон. Государство. Сочинения: В 3-х т. – М., 1971. Т.3.
Поляков А.В. Правогенез // Правоведение. 2001, № 5.
Тимошина С.В. Учение о царской власти в византийской церковной историографии IV – VI вв. (В сравнении с учением святоотеческой литературы IV в.) // Правоведение. – 1994. – № 5 – 6.
Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. – 1993. – №8.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Т. Моргана. – М., 1973.