Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 13:59, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – исследовать различные взгляды на происхождение государства и права, проанализировать основные способы и формы возникновения государства и права. Для выполнения заданной цели необходимо решение следующих задач: - рассмотреть причины возникновения государства; - определить типичные и уникальные формы возникновения государства; - проанализировать основные способы возникновения права; - охарактеризовать общую характеристику теорий о происхождении государства и права. Объектом исследования являются причины, формы, способы и теории происхождения государства и права.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3 ГЛАВА I....................................................................................................................... 5 §1. Причины, факторы, предпосылки многообразия теорий происхождения государства……………………………………………………………………………5 §2. Исторические пути происхождения……………………………………………. 7 §3. Классификация теорий происхождения государства…………………………. 9 ГЛАВА II…………………………………………………………………………….11 §1. Локальные теории происхождения государства………………………………11 1.1 Ирригационная теория…………………………………………………………..11 1.2 Патриархальная теория………………………………………………………….12 1.3 Спортивная теория……………………………………………………………....13 1.4 Патримониальная теория……………………………………………………......15 1.5 Классовая теория………………………………………………………………...16 §2. Глобальные теории происхождения государства……………………………..20 2.1 Теологическая теория……………………………………………………………20 2.2 Теория насилия…………………………………………………………………..21 2.3 Органическая теория…………………………………………………………….24 2.4 Психологическая теория………………………………………………………...26 2.5 Договорная теория……………………………………………………………….28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..34
Интересен и другой
момент. Если предположить, что государство
возникло в результате подавления
сопротивления, то приходится предполагать,
что оно существовало вечно
и возникло одновременно с
человеческим сознанием.
Таким образом, фактор завоевания
в образовании государств не имеет первопричинного
характера.
Б. Теория внутреннего
насилия.
Авторство этой теории принадлежит
немецкому философу и экономисту Дюрингу
(1833-1921), создателю работы «Ценность жизни».
Суть теории. Дюринг
считал, что основой общественного
развития являются формы политических
отношений, а экономические отношения
- следствие политических актов.
Чтобы объяснить свою концепцию,
Дюринг предлагал представить
общество в виде двух человек.
Две человеческие воли вполне
равны друг другу, и ни одна
из них не может предъявить
другой никаких требований. При
таком положении дел, когда общество
состоит из двух равных лиц,
неравенство и рабство невозможны.
Но равные люди могут спорить
по определенным вопросам. Как
быть тогда? Дюринг предлагал
в таком случае привлечь третьего
человека, без которого нельзя
принять решение большинством
голосов и разрешить спор. Без
подобных же решений, т.е. без господства
большинства над меньшинством, не
может возникнуть и государство.
По его мнению, собственность, классы
и государство возникают именно
как результат подобного, «внутреннего»,
насилия одной части общества
над другой.
Оценка теории. Действительно,
насилие в обществе в виде
подчинения меньшинства воле
большинства – явление распространённое
и поэтому нормальное. Если каждый
будет настаивать на своей
позиции, то возникнет борьба, которая
приведёт общество к саморазрушению.
Третья сила действительно необходима,
её роль может выполнять государство.
Но всегда ли государство выражает
интересы большинства? (Дюринг это
факт берёт за аксиому). Далее,
Дюринг исходит из постулата,
что все люди равны. Но генетическое
неравенство сказывается и в
социальной жизни. Кто сильнее, тот
и достигает больших успехов
в жизни. Таких людей не большинство,
но именно от них зависит
общественный прогресс. Так кого
же должна поддерживать третья
сила?
Обе теории насилия
не отвечают на вопрос, что, если
с помощью насилия можно создать
государство, то, вероятно, с его
же помощью можно государство
и разрушить. Однако, государство, возникнув
где-либо, может только преобразовываться,
но не исчезать16.
Органическая теория.
Создателем органической
теории происхождения государства
является английский ученый Г.
Спенсер.
Суть теории. Появление
этой теории во многом было
обусловлено успехами естествознания
в XIX в. Суть органической теории
такова: общество и государство
похожи на человеческий организм,
и поэтому их сущность можно
понять и объяснить по аналогии
с закономерностями анатомии
и физиологии. Данной теорией
государство рассматривается не
как продукт общественного развития,
а как произведение сил природы,
некое непостижимое биологическое
существо. Все части этого существа
специализируются на выполнении
определенных функций, например
деятельность правительства аналогична
функциям человеческого мозга и т. п.
Представления о государстве
как своеобразном подобии человеческого
организма были сформулированы
первоначально ещё древнегреческими
мыслителями. Платон, например, сравнивал
структуру и функции государства со способностью
и сторонами человеческой души. Аристотель
считал, что государство во многих отношениях
напоминает живой человеческий организм,
и на этом основании отрицал возможность
существования человека как существа
изолированного. Образно свои взгляды
он аргументировал следующим сравнением:
как руки и ноги отнятые от человеческого
тела, не могут самостоятельно функционировать,
так и человек не может существовать без
государства.
По мнению Г. Спенсера,
государство есть некий общественный
организм, состоящий из отдельных
людей, подобно тому, как живой
организм состоит из клеток. Важной
стороной данной теории является
утверждение о том, что государство
образуется одновременно со своими
составными частями - людьми - и будет
существовать, пока существует человеческое
общество. Государственная власть -
это господство целого над
своими составными частями, выражающееся
в обеспечении государством благополучия
своего народа. Если организм
здоровый, то и клетки его функционируют
нормально. Болезнь организма подвергает
опасности составляющие его клетки,
и, наоборот, больные клетки снижают
эффективность функционирования всего
организма.
Оценка теории. Утверждение
Спенсера о том, что теория
государства станет научной лишь
при условии, если она воспримет
методологию и понятия естественных
наук, не лишено объективного
смысла.
Во-первых, законы социальной
жизни предопределяются законами естественными.
Человек становится существом общественным,
будучи уже биологически сформированным
индивидом обладающим волей и сознанием.
Первично он являлся творцом природы,
затем членом общества, а затем гражданином
государства. Понятно, что исчезновение
человека как биологического вида одновременно
будет означать гибель и общества, и государства.
Следовательно, в общественной жизни необходима
гармония естественных и социальных законов
человеческого развития.
Во-вторых, органическая
теория довольно четко вводит
в понятие об обществе и
государстве системный признак.
Подавляющее большинство ее сторонников
считает, что общество и его государственная
организация - это сложная система, состоящая
из взаимодействующих и взаимообусловленных
элементов.
В-третьих, необходимо
согласиться с авторами теории
и в том, что государство не
является явлением, навязанным его
эволюции.
Однако глубинных причин
образования государства органическая
теория всё же не указывает.
К числу недостатков можно
отнести и тот факт, что различность
самой природы государства и
живого организма требует разделения
методов и подходов при их
изучении. Эта теория не объясняет
глубинных процессов образования
государства. Общественные системы
имеют свои законы, и они являются
определяющими. Органическая теория
является умозрительною.
Психологическая
теория.
Психологическая теория происхождения
государства и права возникла в середине
XIX века. Широкое распространение получила
в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее
крупные представители – Цицерон, Н.М.
Коркунов, З. Фрейд, русский государствовед
и правовед Л. Петражитский, Г. Тард.
Суть теории. Ее сторонники
определяют общество и государство как
сумму психических взаимодействий людей
и их различных объединений. Суть данной
теории состоит в утверждении психологической
потребности человека жить в рамках организованного
сообщества, а также в чувстве необходимости
коллективного взаимодействия. Говоря
о естественных потребностях общества
в определенной организации, представители
психологической теории считают, что общество
и государство есть следствие психологических
закономерностей развития человека. Образование
государства Петражицкий пытается изобразить
как продукт явлений индивидуальной психики,
он старается объяснить его психикой отдельного
индивида, взятого изолированно, в отрыве
от общественных связей, общественной
среды. Психика человека, по Петражицкому,
его импульсы и эмоции играют главную
роль не только в приспособлении человека
к изменяющимся условиям, но и в психических
взаимодействиях людей и их различных
объединений, сумма которых и составляет
государство. Петражицкому вторит Е.Н.
Трубецкой, указывавший, со ссылкой на
Спенсера, на основную черту человека
– солидарность: «между частями биологического
организма существует связь физическая;
напротив того, что между людьми – частями
социального организма – связь психическая».
Солидарность, таким образом, основная
черта человека.
Однако люди не равны
по своим психологическим качествам.
Одни люди склонны подчинять
свои поступки авторитету. Им
свойственна потребность подражать.
Другие люди, напротив, отличаются
желанием повелевать. Именно они
становятся лидерами в обществе,
а затем и служащими государственного
аппарата.
Оценка теории. Теория
возникла в конце XIX века, когда
стала формироваться психология
как самостоятельная отрасль
знания. Заслугой сторонников этой
теории является указание на
то, что в процессе образования
государства большую роль играют
психологические факторы, верно
и то, что различные интересы
людей реализуются только через
психику. Человек – не автомат.
Да и люди по психологическим
качествам отличны друг от
друга.
Эта теория имеет
ряд недостатков:
Её сторонники не
могли дать развернутого учения
о роли психики в образовании
государства с позиции развития
психологической науки того времени.
Они не видели разницы между
национальной и волевой мыслительной
сферы.
Сторонники психологической
теории подчёркивают, что стремление
к солидарности людям присуще
чуть ли не с рождения. В
действительности, люди воюют друг
с другом постоянно, и война
в древности была правилом, а
не исключением. Да, под влиянием
угрозы уничтожения люди способны
объединяться, но солидарность присуща
и животным.
Сторонники придают
решающее значение в процессе
образования государства психологическим
факторам. Однако психические и
психологические качества людей
формируются под влиянием экономических,
политических, социальных, военных, религиозных,
духовных факторов17.
Договорная теория.
В большинство концепций входит
идея «естественного права», т.е. наличия
у каждого человека неотъемлемых, естественных
прав, полученных от Бога или от Природы.
Однако в процессе развития человечества
права одних людей приходят в противоречие
с правами других; нарушается порядок,
возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную
жизнь, люди заключают между собой договор
о созданий государства, добровольно передавая
ему часть своих прав. Эти положения нашли
выражение в конституциях ряда западных
государств. Так, в Декларации независимости
США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными
истины: что все люди созданы равными и
наделены Творцом определенными неотъемлемыми
правами, к числу которых относится право
на жизнь, на свободу и на стремление к
счастью; что для обеспечения этих прав
люди создают правительства, справедливая
власть которых основывается на согласии
управляемых...».
Некоторые идеи о
договорном происхождении власти
возникли еще в древности (ранний
буддизм, учение Моцзы), имели место
в античной философии (сочинения
Эпикура, Тита Лукреция Кара). Но
все-таки авторами договорной
теории возникновения государства
принято считать голландского
философа Г. Гроция, английских мыслителей
Т. Гоббса и Д. Локка, французских
ученых Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха.
В России договорную теорию
создания государства поддерживал
А. Н. Радищев.
Суть теории. Основой
данной теории является положение
о том, что государству предшествовало
естественное состояние человека.
Условия жизни людей и характер
человеческих взаимоотношений в
естественном состоянии представлялись
не однозначным образом. Гоббс
видел естественное состояние
в царстве личной свободы, ведущей
к «войне всех против всех»;
Руссо считал, что это есть
мирное идиллистическое первобытное
царство свободы; Локк писал, что
естественное состояние человека
- в его неограниченной свободе.
Естественные права обеспечиваются
наказанием нарушителей закона
в такой степени, в какой это
может воспрепятствовать его
нарушению. В естественном состоянии
эти гарантии недостаточно надёжны,
часто происходят споры из-за
понимания и толкования естественных
законов. Кроме того, Локк определял естественное
состояние не как состояние общества в
целом, а состояние отдельных эмпирических
субъектов.
По мнению всех указанных
мыслителей, люди вынуждены были
заключить договор всех со
всеми ради соблюдения права
и общей пользы, позволяющий установить
мир. Назовём его первичным договором
или договором – объединением18.
Гольбах, например, определял
общественный договор как совокупность
условий для организации и
сохранения общества. Дидро суть
своего понимания общественного
договора изложил следующим образом:
«Люди быстро догадывались, - писал
он, что если они будут продолжать
пользоваться своей свободой, своей
независимостью и безудержно
предаваться своим страстям, то
положение каждого отдельного
человека станет более несчастным,
чем если бы он жил отдельно;
они осознали, что каждому человеку
нужно поступиться частью своей
естественной независимости и
покориться воле, которая представляла
бы собой волю всего общества
и была бы, так сказать, общим
центром и пунктом единения
всех их воль и всех их
сил. Таково происхождение государей».