Люди передали часть
своих прав государству, которое
теперь стало иметь право издавать
законы, снабжённые санкциями, а
также ведать отношениями с
другими государствами. Иначе они
заключили договор с публичной
властью. Общественный договор правящих
с подвластными условно назовём
вторичным договором или договором
– подчинением.
Однако, утверждал А.Н.
Радищев государственная власть
принадлежит народу, передана им
монарху, и должна находиться
под контролем народа. Люди же,
входя в государство, лишь ограничивают,
а вовсе не теряют свою естественную
свободу. Отсюда он и выводил
право народа на восстание
и революционное ниспровержение
монарха, если тот допускает злоупотребление
властью и произвол.
Таким образом, государство
является порождением разумной
воли народа. По мнению Локка
общественный договор – это
постоянно возобновляющийся процесс
перехода из естественного состояния
в правовое, которое случается
с каждым гражданином по отдельности,
а не одноразово всеми вместе. Вот почему,
если условия общественного договора
окажутся нарушенными, то люди могут его
пересмотреть.
Оценка теории. Положительные
моменты:
Её авторы отметили
характерные черты, присущие человеку:
страх и чувство самосохранения.
Именно это толкает его к
объединению, к достижению компромиссов
с другими людьми, способствует
возникновению желания поступиться
чем-либо, дабы чувствовать себя
спокойно и уверенно. Подобное
понимание одной из причин
зарождения в обществе государственной
власти стало крупным шагом
в осознании общественной природы
государства.
Договорная теория
носит демократический характер,
она исходит из того, что человек
ценен сам по себе, а потому
с рождения имеет права и
свободы, столь важные для него,
что за них он готов бороться,
вплоть до свержения публичной
власти, злоупотребляющей доверием
со стороны народа, поверившего
ей и передавшего часть своих
прав.
Теория подточила феодальные
устои. Постепенно возникло понимание
того, что люди сами, а не монарх
или феодал должны распоряжаться
своей судьбой.
Она порывала с религиозным
представлением о происхождении
государства и государственной
власти.
Она опиралась на
общественную практику, а не носила
умозрительный характер. Недостатки
теории:
В частности, Гоббс
и Локк утверждают, что человек
изначально чувствует за собой
право на свободу. Но в первобытном
обществе тоже был свой порядок,
основой которого было коллективное
сознание. В обществе появляются
ещё и социальные нормы, которые
оказывают умеряющее значение
и нейтрализуют естественный
отбор.
Сторонники теории
рассматривают человека, независимо
от окружения, но человек –
существо общественное. Именно эти
общественные группы и есть
реальные субъекты исторического
процесса.
Авторы указывают на
то, что человеку первоначально
присуще желание быть свободным.
Что есть свобода? Она предполагает,
что человек не только никому
не подчиняется, но и никого
не подчиняет себе. Так свободен
ли в самом деле человек
от рождения?
Сторонники теории
представляют процесс создания
государства как сознательное
творение человека. Это значит, что
каждый человек должен был
выйти из своей социальной
роли и играть одинаковую роль:
роль государственных людей и
организаторов.
Для того чтобы сознательно
что-то создать, нужно иметь об этом представление.
Может, помогла им в этом интуиция, а не
сознание?
Предположим, что общественный
договор людьми всё же заключен,
но получается, он не носит
юридического характера, так как
момент его заключения государство,
гарантирующего обеспечения договорённости,
не существовало.
Сторонники теории
утверждают, что государство создаётся
по воле людей, то, вероятно, по
их же воле может быть уничтожено.
Но, государство, раз возникнув, никогда
не исчезает. Оно может преобразоваться,
видоизмениться. Руссо допускает
насильственное свержение правителей,
обосновывает право на революцию.
Это всегда регресс19.
С принятием Европейской конвенции
о защите прав человека и основных свобод
1950 г., Международного пакта о гражданских
и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых
учений пошло на убыль. Политики и юристы,
аргументируя свои позиции по правам человека,
предпочитают ссылаться на международные
пакты как на нормативные документы. Во
многих странах снижается интерес к теориям
естественных прав личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За многие столетия
и тысячелетия существования, качественных
преобразований и совершенствования
государства сменились не только
тысячи поколений – пришли
и ушли целые общественно-экономические
формации со своими ведущими
общественно-политическими силами,
классами-протагонистами и со
своими весьма неодинаковыми
жизненными проблемами. Цари и
короли, императоры и фараоны, диктаторы
и демократы, цезари и консулы,
мудрецы и проходимцы, каждый
по-своему – в зависимости
от существовавшей политической
системы и утвердившегося политического
режима – но всегда настойчиво
и неизменно стремились захватить,
удержать, укрепить государственную
власть как важнейший решающий
рычаг своего господства20.
Уже тысячелетия люди
живут в условиях государственно-правовой
действительности. Они являются
гражданами определенного государства,
подчиняются государственной власти,
сообразуют свои действия с
правовыми предписаниями и требованиями.
Естественно, что еще в глубокой
древности они стали задумываться
над вопросами о причинах и
путях возникновения государства
и права. Создавались самые разнообразные
теории, по-разному отвечающие на
такие вопросы. Множественность
этих теорий объясняется различными
историческими и социальными
условиями, в которых жили их
авторы, разнообразием идеологических
и философских позиций, которые
они занимали.
При рассмотрении данного вопроса,
я обратила внимание на то, что споры
среди теоретиков, главным образом, ведутся
вокруг причин, характера и
условий возникновения государства, так
как в отличие от таких
исторических фактов как то, например,
что первой государственной
системой в Древней Греции, Риме, Египте
было рабовладельческое
государство, а на территории Германии,
России, Польши и других стран
изначально были феодальные государства,
здесь нельзя установить что-либо
конкретно, поскольку ни одна из теорий,
не имеет своего чёткого
доказательства, равно как и опровержения.
Бесспорно, изучение теории
происхождения государства и права позволяет
ученым увидеть, какими будут в близкой
и далекой перспективе теории; о государстве
и праве, и они сами.Особенно это важно
для России, которая, находясь на переходном
этапе, должна определить свою модель
государства и права.
Что касается теорий создания
и развития моделей государства и права
для сегодняшней России, то особенности
российской ситуации заключатся в том,
что параллельно становлению гражданского
общества необходимо создавать основы
демократического правового государства,
которое объективно заинтересовано в
поддержке институтов гражданского общества,
стремиться активно помогать тем из них,
кто способен непосредственно усилить
могущество и демократизм государственной
власти и права. Гармонизация закономерных
взаимно поддерживающих связей между
ними столбовая дорога мировой цивилизации.
Приемлемы ли эти концепции и модели государства
и права для новой России - покажет будущее.
Государство явление многогранное.
Рассмотренные нами теории по разному
объясняют причины происхождения государства.
Попытка их обобщение и осмысления в рамках
одной универсальной теории вряд ли возможно,
хотя такие попытки и предпринимались.
Каждая из этих теорий раскрывает одну
из возможных сторон процесса возникновения
государства.
Библиографический
список:
- Нормативные акты:
- Декларация независимости США (1776 г.)
- Европейская конвенция о защите
прав человека и основных свобод 1950 г.
- Международный пакт о гражданских
и политических правах 1966 г.
- Литература:
- Алексеев С.С. Государство и
право: Учеб. Пособие для вузов / С.С. Алексеев. М. : Проспект, 2007. 148 с.
- Кашанина Т.В. Происхождение
государства и права: Учеб. пособие / Т.В.
Кашанина. М.: Высш. Школа, 2004. 325 с.
- Марченко М. Н. Теория государства
и права: Учебник / М.Н. Марченко.
М. : Зерцало, 2001. 624 с.
- Матузов Н.И. Теория государства
и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М. : Юристъ, 2001.428 с.
- Маркс К. Сочинения / К.Маркс, Ф. Энгельс. М: Политиздат, 1961, Т. 21. 746 с.
- Бутенко А.П. Государство: его
вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право.1993. №7.с.12-20.
1 Бутенко А.П. Государство: его вчерашние
и сегодняшние трактовки // Государство
и право.1993. №7.с.12
2 Марченко М. Н. Теория государства и права
: Учебник / М.Н. Марченко. - М. : Зерцало,
2001. С. 50
3
Матузов Н.И. Теория государства и права
: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.
: Юристъ, 2004. с. 17.;
4
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина.
- М. : Высш. Школа, 2004. с. 48.
5
Марченко М. Н. Теория государства и права
: Учебник / М.Н. Марченко. - М. : Зерцало,
2001. с. 44.
6
Матузов Н.И. Теория государства и права
: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько.
- М. : Юристъ, 2001. с. 16-17.
7
Алексеев С.С. Государство и право : Учебник
/ С.С. Алексеев. - М. : Высш. Школа, 1993. с..
8
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина.
- М. : Высш. Школа, 2004. - с. 52..
9
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина.
- М. : Высш. Школа, 2004. - с. 52..
10
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина.
- М. : Высш. Школа, 2004. - с. 68-71..
11
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. -
М. : Высш. Школа, 2004. с.71-72.
12 Маркс К. Сочинения / Маркс,
Ф. Энгельс. - М. : Политиздат, 1961, Т. 21. с.
169..
13 Маркс К. Сочинения / Маркс, Ф. Энгельс.
- М : Политиздат, 1961, Т. 21. с. 170..
14
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина.
- М. : Высш. Школа, 2004. с. 76-78.
15
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина.
- М. : Высш. Школа, 2004. с. 56-58.
16
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина.
- М. : Высш. Школа, 2004. с. 58-62..
17
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина.
- М. : Высш. Школа, 2004. с. 78-81..
18
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина.
- М. : Высш. Школа, 2004. с. 83..
19
Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина.
- М. : Высш. Школа, 2004. - с. 84-88..
20
Бутенко А.П. Государство: его вчерашние
и сегодняшние трактовки // Государство
и право. - 1993. - №7. с. 20..