Происхождение идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:16, реферат

Краткое описание

Основными формами существования политического сознания является политическая идеология и психология. Среди них особую и всёвозрастающую роль играет политическая идеология. Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях», поскольку состоит из двух слов «идея» и «логос». Одним из первых применил этот термин в своих трудах Платон.

Вложенные файлы: 1 файл

7.docx

— 33.63 Кб (Скачать файл)

Идеология – система идей, вызывающих к жизни определенную политическую практику, идеи, дающих начало интеллектуальным или массовым движениям, и поэтому  эти идеи должны быть поняты и приняты  людьми, объяснять, во имя чего жить, бороться, как строить отношения  с другими людьми. Такое объяснение основывается на упрощении реальной сложности мира. Например, с позиций  науки может исследоваться сложная  феноменология конфликтов, а для  идеолога все будет просто и ясно – он абсолютизирует один фундаментальный  вид – классовый или расовый, с позиций которого и объяснит жизнь и смысл деятельности своим  последователям13.

При этом идеология должна создавать  положительный образ проводимой политики. Указывать на её соответствие интересам того или иного класса. Идеология должна заниматься не столько  пропагандой и распространением идеалов, ценностей, сколько стимулировать  действия и поступки граждан в  нужном направлении. Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить общество. Способность к сплочению  населения будет зависеть от того, насколько идеи и положения идеологии  соответствуют взглядам и предпочтениям  людей.

В то же время, помимо рациональных положений, любая идеология представляет собой  частично миф и некоторые цели предлагает населению воспринять на веру.

Среди основных функций идеологии  можно выделить следующие:

1. Ориентационную, которая выражается  в том, что, включая основополагающие  представления об обществе, социальном  прогрессе, личности, власти, она  задает систему смыслов и ориентации  человеческой деятельности

2. Мобилизационную, то есть, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию

3. Интеграционную, связанную с тем,  что, наделяя смыслом политическое  действие в пределах предлагаемой  фундаментальной картины мира, политические  идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам  любой индивидуальный или групповой  интерес. Политические идеологии  противостоят частным интересам  и тем самым выступают интегрирующим  фактором

4. Амортизационную, которая заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации

5. Выражения и защиты интересов  определённой социальной группы, поскольку политические идеологии  возникают на базе интересов  какой-либо социальной группы  и призваны противопоставить  их интересам других групп14.

Эти функции политические идеологии  выполняют благодаря двум свойствам, которые отличают их от других форм политического сознания, например, политической психологии – претензии  на глобальность и нормативность. Любая  политическая идеология стремится  подавить другие идеологии, заявить  о своём великом призвании  изменить мир и использовать все  возможные средства во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует  преданности со стороны её приверженцев ценностям и нормам, которые она  культивирует.

Ценность – это значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей или общества в целом. Это  не свойство самих объектов, а результат  их вовлечённости в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей человека. Система ценностей – это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем его собственное существование, так как именно благодаря приобщению к миру ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл. Идеология является теоретическим обоснованием системы ценностей определённых социальных субъектов, она определяет им их мир значений и смыслов, приобщая к делу, которое выходит за рамки индивидуального существования15.

Есть ещё одна сторона ценностного  отношения это то, что чувства  людей диктуют признать стоящим  над всем и к чему нужно стремиться, относиться с уважением и так  далее. Идеологии как теоретические  обоснования тех или иных ценностей  взывают не только к разуму, но и  к чувству. Ценностное отношение  к действительности рассматривалось  ещё М. Вебером в его типологии  социального действия. Вебер различал несколько типов социального  действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. В современной политологии идеологию и идеологическое сознание рассматривают на трех уровнях.

Первый, самый высокий – концептуально-теоретический  или уровень социальной философии, суперидеологии. Это уровень, на котором создаются политико-идеологические теории, разрабатываются, изобретаются новые системы ценностей, способные регулировать поведение людей, а творцами, изобретателями новых ценностей являются малоизвестные широкой публике философы и учёные, учителя человечества, которые будут признаны только тогда, когда разработанные ими идеи востребуются жизнью.

Второй – программно-политический, собственно идеология. На этом уровне система идей, ценностей, идеалов  переходит в цели, переводится  на язык партийно-политических программ, требований, уставов, норм, лозунгов, предполагает выработку стратегии и тактики  действий. Иными словами, вместе с  целями движения разрабатывается вопрос о методах и средствах их достижения с выработкой соответствующих нормативных  правил.

Третий – актуализированный, уровень  массового сознания, идеологии-чувства. Он характеризует степень усвоения массовым сознанием идей, целей, идеалов  и ценностей соответствующей  идеологии. Как говорили о демократических  идеях Руссо во времена французской  революции: «он спустил философию  с небес на землю, принес её в каждый город, в каждый дом».

Четвёртый – пограничный, аффективное  действие, направленное на немедленное  удовлетворение душевного волнения, страсти, владеющей индивидом, находится  на границе осмысленности. Чувство  довлеет над человеком в аффективном действии16.

Таким образом, к XIX веку сложились  четыре основных типа идеологии:

1) либеральная

2) консервативная

3) социалистическая (социал-демократическая)

4) националистическая

Характерным современным явлением стало обновление традиционных идеологий, появление их неоклассических форм: неомарксизма, неолиберализма, неоконсерватизма. Они сохраняют основные установки прежних течений, но в некоторых отношениях способны радикально перестраиваться, например, в оценке экономической деятельности государства.

5)

Унаследовав ряд  идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частной собственности, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное  равенство людей;

2) наличие и гарантия  неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

3) верховенство  закона, его обязательность для  всех;

4) договорный характер  отношений государства и граждан,  предусматривающий их взаимную  ответственность;

5) демократический  политический режим, предоставляющий  всем гражданам равные права  избирать и быть избранными;

6) наличие развитого  гражданского общества и гарантий  невмешательства в частную жизнь;

7) конституционализм,  предусматривающий ограничение  законодательной и исполнительной  власти посредством, прежде всего,  системы разделения властей, механизма  сдержек и противовесов, установления  пределов и «ясных» процедур  деятельности законодателей.

Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.

Попытки решения  этих вопросов привели к возникновению  в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние всех людей, нежели отдельного индивида, либо с представлениями, отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.

Усиление элементов  государственной идеологии и  социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим  и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его  исторически обновленной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

В отличие от прежней  склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

В то же время сохранившаяся  в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.

С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т.д.


Информация о работе Происхождение идеологии