Происхождение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.1 Позволяет четче определять все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Содержание

Введение………………………………..……………………………..................3 Глава1. Понятие и причины возникновения права….…………………........5 1.1 Понятие права…..………………………………………………..........5 1.2 Причины возникновения права………………………………….........7 1.3 Основные пути возникновения права…...……………………….......10 Глава 2. Теории происхождения права………………………………............12 2.1 Теологическая или божественная теория…………………………….12 2.2 Теория естественного права…………………………………………...14 2.3 Договорная теория………………………………………………..........15 2.4 Историческая теория…………………………………………………...19 2.5 Нормативистская теория…………………………………………….20 2.6 Психологическая теория………………………………………..........22 2.7 Марксистская теория…………………………………………...........25 Заключение.........................................................................................................27 Список использованной литературы............................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Vostochno_3_28.docx

— 86.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

факультет  непрерывного образования  по подготовке специалистов для судебной

системы

(юридический  факультет)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине   Теория государства и права

Происхождение права

 

 

 

 

Выполнил:

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

Дата представления работы                                           Работа защищена

………………………..2013 г.                                         …..…………………2013 г.

                                                          

Подпись……………………..                                          Оценка…………...……….

 

 

 

 

 

Иркутск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………..……………………………..................3                   Глава1.  Понятие и причины возникновения права….…………………........5 1.1  Понятие права…..………………………………………………..........5 1.2  Причины возникновения права………………………………….........7 1.3  Основные пути возникновения права…...……………………….......10 Глава 2.  Теории происхождения права………………………………............12 2.1  Теологическая или божественная теория…………………………….12 2.2  Теория естественного права…………………………………………...14 2.3  Договорная теория………………………………………………..........15 2.4  Историческая теория…………………………………………………...19 2.5  Нормативистская теория…………………………………………….20 2.6  Психологическая теория………………………………………..........22 2.7  Марксистская теория…………………………………………...........25 Заключение.........................................................................................................27 Список использованной литературы............................................................30

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ       Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу  права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.1 Позволяет четче определять все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.           По мере развития общества и государства у людей, естественно менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством таким образом вырастало право из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев табу и других регуляторов. Возникновение права занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.       Актуальность темы: в мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Прежде всего, это связано с тем, что каждая из них отражает  различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий, высказаны сотни различных предположений. Однако споры о природе происхождения права продолжаются и по сей день что обуславливает то что изучение теорий происхождения права, их характерных особенностей не завершёно и не исчерпано.           Цели и задача курсовой работы: выяснить реальные и объективные причины возникновения права, его особенности и закономерности. В ходе работы предстоит попытаться сформировать представление о праве, описать причины, которые повлияли на возникновение и развитие права, а так же обратить внимание на многообразие теорий происхождения права.

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА

1.1    Понятие права          На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех аспектах.2

  • Общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других  юридических учреждений т.е.  речь идет о реалиях с которыми человек сталкивался  в своей практической жизни;
  • Особое сложное социальное образование, такое же как государство искусство, мораль;
  • Явление мирозданческого порядка – одно из проявлений жизни людей.

Каждый из аспектов своеобразный угол зрения в понимании права. Надо отметить, что в современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический и в) философский (его иногда называют нравственным).        Нормативный подход. При нормативном подходе (его называют  этатиским от фран. Слова “Etat” -  государство ) право трактуется как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от  государства и охраняемых им.3 Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон4.  Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяетправо, — они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда — игнорирование содержания права, степени свободы,  так же не раскрываются действие права, его движущие силы регулятивные свойства личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.   Социологический подход  к пониманию права сложился во второй  половине девятнадцатого века, и был направлен на познание права как социального  явления,  которое относительно независимо от государства.5 Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. Право – это не то что задумано и записано, а то, что получилось в действительности,  в практической деятельности  адресатов норм права.  При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Собственно говоря право состовляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.6 Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.           Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие — нет.          Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе — извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы. Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.    Все три подхода имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве. Обычно право воспринимается как  система действующих  общеобязательных  нормативных предписаний,  установленных или санкционированных  уполномоченными  на то субъектами , закрепленных  в официальных  нормативных  актах  и обеспечиваемых  в своей  реализации  всеми  мерами  государственного  воздействия, вплоть  до принуждения.7  В целом это определение права правильно.               1.2 Причины возникновения и становления права    Обычное право  формируется, с одной стороны, путем приспособления и видоизменения правил родового строя а с другой – введения новых норм поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.8 В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних нормативных агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу9. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии. В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного огосударствления. С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов (Законы ХII таблиц, "варварские правды"). Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры. 
Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент). Письменность способствовала развитию  нормативного договора как источника права, появлению  публичного правового договора.10 Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности. 
Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.  Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.  Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны. Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.    Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права: 
1.Необходимость установления единого порядка.  
2.Необходимость его поддержания.  
3.Оформление товарно-денежных отношений.  
4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.

 1.3 Основные пути возникновения права 
Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н.  выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

К первому относятся государства, в которых приоритетным является государственная собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются в сборниках (Коран в мусульманских странах, законы Ману в Индии); ко второму — страны, в которых приоритетным является частная собственность, обеспечивающая равные права собственников.         Восточный путь происхождения права       Восточный путь происхождения права характерен для стран, в которых господствующее положение занимали государственная собственность.11 
Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Право  возникает и развивается  под воздействием  религии и  нравственности, а  основными его источниками  становятся  религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д.12 Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.             Западный путь происхождения права 
Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости13. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы14. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Необходимость  руководить ими и держать в повиновении потребовалось создание новых актов.15 Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс. 

 

        

      

                               2.ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА    Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

- теологическую (божественную) теорию,

- теорию  естественного права,

- договорную теорию,

- историческую,

- нормативистскую  теория,

- психологическую,

- марксистскую теорию

2.1 Теологическая или божественная теория

     Теологическая теория является одной из самых ранних теорий происхождения права. Зародилась в глубокой   древности,  но наибольшее развитие получила в период средневековья.16 В настоящие время эта концепция представляет  официальную доктрину  Ватикана.17 Самым известным ее представителем считается  средневековый ученный-богослов Фома Аквинский.  Теологическая теория исходит из божественного происхождения  права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления.  Согласно теологической теории  творец  всего сущего на Земле, в том числе государства и права, Бог18. Правовые нормы  -  это нравственные  правила  жизни , которые исходят от Бога и указывают  человечеству  правильное направление жизни .  Понятие права связывалось  со справедливостью , а  в последствии с правосудием. Именно Богом устанавливается  в обществе  вечный  естественно-божественный порядок  справедливости.  Право вечно как и сам Бог.  Все люди равны и наделены   Богом  равными  возможностями. Следовательно, нарушение этого  равенства  в  человеческих  отношениях  есть отступление  от божественного закона.   Она не отрицает наличия в праве природных  и человеческих (гуманистических) начал. Большинство религиозных мыслителей  утверждали, что право -  Богом данное искусство добра и справедливости. Она обосновывала свои  свои  утверждения  о существовании  высшего божественного закона на основе  толкования  Библии и других  религиозных книг.19

      Наибольшее распространение  теологические учения получили в  период  утверждения феодальных отношений.  В этот  период  появляется учение  известного ученого-богослова Фомы Аквинского. Согласно его учению  миром управляет  Божественный разум. Право  есть действие  справедливости в божественном  порядке  человеческого  общежития, а сама  справедливость  выражает  отношения  человека  не к самому  себе, а к другим людям и стоит  в воздании  каждому ему принадлежащего.20   В эпоху капитализма  теологическая теория  нашла выражение в виде неотомизма, который исходит  из  божественной природы права. Наиболее ярким представителем  этой теории был  Жак Маритен (1882-1973).  По его мнению, существуют  два мира:  мир  сущностей, духовный,  нематериальный мир  и производный  от  него  мир  материальный.  Их единство  определяется  духовным  началом – Богом.  Право представляет собой  результат действия  духовных  начал,  отражение  божественного  разума в общественном порядке.  Ж. Маритен  связывал  нормативное регулирование  поведения и поступков человека   с так называемыми  нормами-пилотами, которые  воспроизводят  вечный  божественный  закон и ориентируют  человека на выполнение  нравственного долга, умножения блага   и  помогают избегать зла.

   Главное несомненное достоинство теологической теории является то что она одна из первых связало право с добром и справедливостью. Рассматриваемая теория не опирается на  научные доказательства и аргументы,  она опирается на веру.

2.2 Теория естественного права. Вопрос  о естественном праве и его  теории, писал еще в  начале двадцатого века известный  российский юрист Е.Н. Трубецкой, «есть центральный, жизненный  вопрос философии права», о котором  философы  и ученные  спорят с самого  момента  его  зарождения.21 Таким же значительным вопрос остается и по ныне.22 Представители этой теории Г. Гроций и Б.Спиноза, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, П.Гольбах, Ш. Л Монтескье. Они отказались от  идеи  божественного происхождения естественного права и обратились к воле  народов, наций, отдельного человека. Согласно этой теории наряду с позитивным правом, созданным  государством, существует высшее право,  свойственное человеку от природы, - естественное право. Оно служит  критерием  позитивного права  с  точки зрения  его соответствия  справедливости . Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Виднейший представитель этой теории Г. Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из не изменой природы человека. Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. Естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству.23  Их не кто человеку не дарует. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано  в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как идеал, эталон всеобщей справедливости.24  Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. В  естественно – правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Естественное право, как совокупность естественных прав и свобод человека, воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право не должно противоречить ему.  Различие «естественного права» и « позитивного права» присуще и современной юридической науке, оно так же  нашло свое закрепление в действующей Конституции Российской Федерации, где  в ч 2, ст. 17 записано: «основные права и свободы человека  неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».25   Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек.

Информация о работе Происхождение права