Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:25, курсовая работа
История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности»4. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал.
Введение……………………………………………………..3
2. Генезис государства: основные концепции……………….5
Понятие и признаки государства…………………………..18
Суверенитет государства и суверенитет нации…………...22
Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики Татарстан………………………………………25
Заключение…………………………………………………..31
Список литературы…………………………
С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
От негосударственных организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.
Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которое обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям.
Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.
Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.
Неразрывная связь государства и права. Без прав государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
Суверенитет государства и суверенитет нации.
Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средние веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в сфере государственной жизни! – отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.
Государственный суверенитет – «независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела»25.
Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества». Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:
в универсальности – только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решения разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.
Государственная власть расположена на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном и там же государстве. Существования «двоевластия» в некоторые периоды истории, связанного с своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточения в своих руках государственной власти, является исключением отсюда и не меняет этого принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжатся не может, и одна из них непременно сходит со сцены.
Государственный суверенитет – это основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того чтобы присвоит себе «право войны», для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство.
Государственный суверенитет имеет две стороны:
внутреннюю сторону
– исключительное, монопольное право
на законодательство, на управление
и юрисдикцию внутри страны
в пределах всей
внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне кроме ограниченного число случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке. Государство в соответствии с международным правом и своим национальным законодательством может уступать свои суверенные права межгосударственным организациям.
В современном мире «суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое государство внутри страны должно постоянно к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных образований»26. В международных отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не ущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или по всеобщему согласию.
В федеративных государствах суверенитет признается за союзными государством, а по законодательству некоторых стран – также за субъектами федерации. В России по федеративному договору суверенным считаются и республики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституциями некоторых республик в составе России. Например, Конституция РТ «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики»27.
В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что « Суверенитет РФ распространяется на всю территорию»28.
В ней есть также положение о том, что «РФ обладает суверенном правом и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права»29.
В суверенитете государство находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляла руководство обществом.
Государственный суверенитет как особенность государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.
Народный суверенитет – «само содержание демократии, основа народовластия, право народу самому, своей волей определять свою судьбу»30. Аналогичное же значение имеет понятие национального суверенитета; это права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.
Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.
Национальный суверенитет означает «права на само определение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства»31. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое права на самоопределение – путем объединения в союзные государства и путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случаи это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой либо отдельной наций, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.
Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики Татарстан.
Шесть лет, прошедших со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, с точки зрения истории небольшой срок, но он достаточный, чтобы подвести определенные итоги и попытаться проанализировать перспективы развития. За короткий отрезок времени мы сумели продвинуться по пути демократизации общества и развития рыночных отношений и по сути дела живем в совершенно другом обществе. Еще совсем недавно в условиях СССР никто не считался с мнением даже союзных республик, не говоря уже об автономиях. Сегодня голос Татарстана звучит все весомее, с его мнением считаются.
В условиях такого унитарного государства как СССР, где все было централизовано, мы фактически не имели реальных прав. Все делалось только по указанию центра и через строго централизованное планирование. Это находилось в противоречии с правами народов и человека. Поэтому, когда начались процессы демократизации, все республики, в том числе и Татарстан, заговорил о своих правах. Это был закономерный процесс.
Конечно, голос Татарстана звучал сильнее остальных автономных республик. Для этого были свои исторические предпосылки. Вопрос о статусе Татарстана поднимался в 1917 – 1918 гг., затем в 30-е годы, когда принималась первая Конституция СССР, и в последующем, когда принимались другие Конституции.
Первый съезд народов Татарстана, состоявшийся в мае 1992 года, прошел в очень непростое время. Распад СССР, образование новых государств, появление тенденций к изменение общественно-политического строя, переход к рыночной экономики – никогда на огромном пространстве бывшего Союза не было столь крутых поворотов. На фоне этих глобальных перемен происходит спад промышленного производства, усиливаются экономический и финансовый кризисы, ухудшается материальное положение людей. Не обошли все эти процессы и наш регион.
Главная задача в этот период - позаботиться о будущем народов Татарстана, преодолеть накопившиеся в прошлом проблемы.
Как известно, 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарстана единогласно провозгласил Декларацию «О государственном суверенитете Республики Татарстан». Необходимость ее принятия была обусловлена тем, что статус автономной республики давно перестал соответствовать интересам дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа. Кроме того, в рамках автономии невозможно было реализовать неотъемлемое право татарской нации, всех народов республики на самоопределение, создать демократическое правовое государство.
Декларация выдержала испытание временем. В отличие от многих регионов, где суверенизация привела к межнациональным трениям, территориальному делению и даже к гражданским войнам, в республики этот документ стал цементирующим началом в проведении демократических преобразований, сохранении межнационального согласия, соблюдении прав человека.
В течение столетий татарин и русский, чуваш и мордвин, мариец, удмурт и башкир вместе жили под одним небом, трудились на благодатной земле нашего края. Воспитывали в потомках лучшие традиции братства, доброго согласия и взаимной поддержке. Именно эти гуманистические начала стали основой Декларации. Она провозглашалось от имени всего народа Республики Татарстан. Закрепила в качестве основополагающего принципа развития государственности соблюдение интересов всех граждан республики, их прав и свобод независимо от национальной, религиозной или социальной принадлежности. В этом историческая справедливость и своеобразие своевременного этапа реформирования национально-государственного устройства Татарстана.