Происхождения и сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности»4. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
2. Генезис государства: основные концепции……………….5
Понятие и признаки государства…………………………..18
Суверенитет государства и суверенитет нации…………...22
Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики Татарстан………………………………………25
Заключение…………………………………………………..31
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Происхождение государства.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

После принятия Декларации о государственном суверенитете республика столкнулась с непониманием ее позиции со стороны российских органов власти, хотя мы говорили только о своем стремлении к равноправным и добровольным отношениям. Мы ставили вопрос не об отделении от России, а о построении подлинной федерации на договорной основе. Такая политика была поддержана населением во время референдума 1992 года и закреплена в Конституции Татарстана.

Одной из центральных проблем развития государственности республики выступает урегулирование ее взаимоотношений с Россией. Татарстан добивается большей политической экономической самостоятельности в решении собственных вопросов. Это правомерное и исторически оправданное стремление региона в условиях экономического спада самому искать и находить ответственные решения назревших социальных проблем не всегда встречает должное понимание в некоторых политических кругах. Наши представления о путях обновления Российской Федерации состоят в том, что составляющим ее субъектам необходимо предоставить тот объем прав и полномочий, который они для себя должны определить. Отсюда объективно встал вопрос о повышение государственного статуса Республики Татарстан. Именно этим руководствовался Верховный Совет Татарстана, принимая решения о провидении референдума.

«21 марта 1992 года состоялся беспрецедентный в истории нашего многонационального народа плебисцит. В день голосования на избирательные участки пришли 82 процента граждан. На поставленный в бюллетене вопрос – «Согласны ли вы, что Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров», - положительный ответ дали 61,4%. Это составило 50,3 процента от общего числа избирателей республики»32.

По итогом голосования большинство населения высказалось в пользу главной идеи референдума о необходимости повышения государственного статуса республики. Народ оказал доверие Президенту, Верховному Совету и Правительству Татарстана, поддержал последовательную и неуклонно проводимую линию руководства республики на достижение самостоятельности, равноправия во взаимоотношениях с Российской Федерацией, государствами Содружества, зарубежными странами.

Состоявший референдум явился свидетелем мудрости и спокойствия представителей всех наций и народностей, проживающих на древней земле Татарстана. Люди не поддались на имевший место пропагандистский прессинг. Народ проголосовал за суверенитет и тем самым подтвердил свое искреннее стремление к поиску новых форм национально-государственного строительства и реформирования федерации.

Положительный результат референдума сохранил в республике политическую стабильность, укрепил дружбу и доверие между людьми различных национальностей. Сегодня уже ни один человек не вправе ревизировать или отрицать Высший Закон государственной жизни – волю народа. Кто-то может не соглашаться с результатами голосования, иметь собственное мнение, но игнорировать итоги референдума никому не дано. Такова реальность развития политического процесса у нас в республики.

Около двух лет идет переговорный процесс между полномочными делегациями Татарстана и России. Каждая из сторон отстаивает определенные цели, собственную концепцию национально-государственного устройства. Хотя делегации и договорились о необходимости установить особые отношения Республики Татарстан с Российской Федерацией при сохранении территориальной целостности последней, однако по некоторым ключевым позициям предложенной модели договора взаимопонимание пока не достигнуто.

Республика выступает за подписание двухстороннего договора, в котором будут прямо признаны наш суверенитет и результаты референдума, за правовые гарантии качественно нового политико-государственного статуса Татарстана. Предложено использовать и закрепить в договорно-конституционной форме принцип ассоциированности Татарстана с Российской Федерацией на основе  взаимного разграничения полномочий. Это позволит не нарушить политические, экономические правовые и культурные связи, исторически сложившиеся между республиками. Силовые методы, ультиматумы могут повредить достижению взаимоприемлемого компромисса в переговорном процессе. Только цивилизованный путь полномасштабных переговоров по всему комплексу социальных проблем, основанный на демократичных началах, явится важным вкладом в дело обновления федерации.

В период подготовки Конституции Российской Федерации мы выступили со своими предложениями, исходя из принятой Конституции Татарстана. К сожалению наши поправки к проекту не были учтены и население Татарстана не приняло новую Конституцию России. На референдуме в целом трети субъектов федерации проголосовало против нее. Это не было случайностью, поскольку Конституция РФ больше соответствует декоративно-федеративному государству. Поэтому сегодня растет число субъектов требующих от центра предписания отдельных договоров и соглашений. Это говорит об уязвимости Основного Закона страны.

В условиях недовольства государственным устройством России у федерального центра оставалось два пути решения вопроса: заключения договоров с республиками и другими регионами или же, используя силовое давление, заставить принять условия центра.

В течение двух с половиной лет официальные делегации Российской Федерации и Республики Татарстан вели сложные переговоры, которые требовали огромные терпения, немалых интеллектуальных усилий и доброй воли с обоих сторон. Желание исключить силовые методы, построить цивилизованные отношения было столь велико, что, в конце концов, решение было найдено. Мы тогда заявили, что если речь идет о создании новой федерации в условиях цивилизованного общества, она должна создаваться снизу в соответствие с волей народа. Татарстан предложил заключить Договор о взаимном делегировании полномочий. Сейчас в прессе пишут о разграничении полномочий, умалчивая о принципиальной особенности нашего подхода: Договор органов государственной власти Татарстана с Российской Федерацией был подписан именно о взаимном делегировании полномочий. И по своему политическому содержанию до сегодняшнего дня он остается единственным в своем роде договором.

Договор снял конфликтную ситуацию и внес стабильность в общество. Он позволил расширить базу развития подлинной государственности Татарстана.

Договор России с Татарстаном – благо не только для Татарстана. Это благо и для самой России. Не было бы этого Договора, трудно было бы сегодня сказать по какому пути развивалось государства.

После спада волны суверенизации многим показалось, что требования народов удовлетворить свои права было случайным явлением, что можно и дальше строить политику, игнорируя их интересы. В результате мы имеем трагическую войну в Чечне, чье последствия еще долгие годы будут отравлять политическую обстановку. Пример Чечни показывает насколько губителен путь силового  решения вопроса разделения полномочий. 

Время от времени в Москве слышатся голоса о приведении Конституции Татарстана в соответствии с Конституцией России. Действительно, по принципиальным вопросам у нас конституции не совпадают, хотя мы достигли согласия и в Договоре признали обе Конституции. У нас хватило разума спокойно отнестись к этому процессу, выиграть время и тем самым удовлетворить запросы многих политических сил и с той, и с другой стороны. Но ведь нельзя к таким жизненно важным вопросам подходить односторонне. Конституция Российской Федерации далека от совершенства, она не может служить эталоном. Более того федеральные органы уже подписали договоры со многими субъектами РФ и она уже фактически стала федерацией договорной. Конституция РФ должна соответствовать реалиям политической жизни.

Суверенитет для Татарстана не был политической игрой. Он связан с глубокими историческими процессами, с требованиями народов. Народы помнят свое прошлое, они хотят достойной жизни, в которой не было бы угрозы их существованию и была возможность развивать свою культуру. В конце концов, речь идет об элементарных правах человека.

Всем нам уже понятно, что строить демократическое общество не просто. Его легко провозгласить, но строить и управлять в условиях демократии и рынка намного сложнее. Но наш выбор сделан и это исторический выбор. Он, действительно, ведет нас к новой цивилизации.

«Декларация о государственном суверенитете, заключение Договора между Республикой Татарстан и Российской Федерацией явились основой для проведения республикой более самостоятельной экономической политики, реализации альтернативной экономической политической модели, заключающегося в мягком и эволюционном реформировании всех отраслей народного хозяйства с углубленным вниманием к поддержанию жизненного уровня населения»33.

Президент, Верховный Совет, Правительство Татарстана  решительно выступают за национальное самоопределение народов, право республики на государственный суверенитет. И дело, в конечном счете, не в повышении государственного статуса как такового, ибо это не самоцель. Это средство, позволяющее быстро выйти из социально-экономического кризиса, обеспечить  приоритет прав личности, достойные условия и качество жизни большинства населения. Речь идет о народах населяющих республику, развитии их языков, культур, национальных традиций. «Каждый народ уникален сам по себе, как уникальна каждая культура. Пока мы все не поймем этого, - не выбраться из плена отживших стереотипов мышления в понимания сути межнациональных отношений»34.      

Заключение.

Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Однако из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.

В этой связи небесспорно мнение С. С. Алексеева о том, что в «развитие государства может быть отмечен и ряд других тенденций: «уход» государства от экономически, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника»35. Практика показала , что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С. С. Алексеева может быть применимо только в нашей стране, где разгосударствление общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации роли государства во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствие этого наше общество оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад.

Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства появилось новая закономерность -–сближение различных государств, их взаимообогащение  в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.

Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняются узкопартийным  целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым. 

  

      

 

 

    

                           

 

 

 

                             Список литературы.

    1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
    2. Конституция Республики Татарстан с изменениями и дополнениями на 13 декабря 1994 г.
    3. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997.
    4. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред.                                                                                                                                                 

Информация о работе Происхождения и сущность государства