Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:28, реферат
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
Введение.
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
Нормативным источником для деятельности органов прокуратуры до 1992 года являлся во всех союзных республиках общесоюзный закон о прокуратуре СССР, в союзных республиках в силу строгой централизации органов прокуратуры не было своих республиканских законов о прокуратуре. С принятием Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив, ранее им не свойственных. Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в условиях катастрофического роста преступности в РФ, в том числе преступности организованной и коррумпированной, а также ухудшающейся её криминогенной характеристики, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства - неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия, как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.
1. Введение
2. Задачи, стоящие перед органами прокуратуры
3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
4. Система, структура и организация органов прокуратуры
5. Компетенция деятельности органов прокуратуры
Принципы не следует смешивать с условиями и порядком выполнения прокурорами своих функций. Условия и порядок выполнения прокурорами своих функций относительно принципов организации и деятельности прокуратуры всегда носят подчиненный характер. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь обеспечат деятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции РФ и других законов государства.
Осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать такие принципы правосудия как независимость судей и подчинение их только закону, право подсудимого на защиту, презумпция невиновности, состязательность, гласность, устность и непосредственность процесса, неизменность состава судей и т.д. Если прокурор не будет соблюдать эти принципы, он допустит нарушение служебного долга как блюститель законности, стоящий на охране прав и законных интересов участников судебного разбирательства.
Основополагающие
принципы организации и
Органы прокуратуры:
Прокуроры республик в составе РФ, краев, областей, городов и районов систематически информируют соответственно Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, правительства республик, местные органы самоуправления, а также трудовые коллективы и общественные организации о состоянии законности и правопорядка и мерах по их укреплению.
Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору РФ.
Весьма существенное
положение относительно
Рядом с этим
принципом стоит принцип
Законом «О прокуратуре РФ» возведено в ранг принципа положение о том, что прокуроры не вправе заниматься по совместительству какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Необходимо подчеркнуть,
что закрепленные в
Закон «О прокуратуре СССР» 1979 г. это положение относил к числу требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, а не к принципам организации и деятельности прокуратуры.
Система, структура
и организация органов
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом «О прокуратуре РФ» (ст. 10) органы прокуратуры составляют единую, строго централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе взятые - Генеральному прокурору РФ. Прокуратура как государственный орган строится в соответствии с административным и федеративно-государственным устройством страны, установленным Конституцией РФ. Возглавляет систему органов прокуратуры, с присущими только ему полномочиями, Генеральный прокурор РФ, назначаемый на эту должность Советом Федерации по постановлению президента Российской Федерации. Его полномочия определены Конституцией РФ, Законом «О прокуратуре РФ», а также законодательством по различным отраслям права (уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, исправительно-трудовым и т.д.).
В целях оперативного
руководства деятельностью
В соответствии со ст.10 Закона «О прокуратуре РФ» систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ составляют прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга, действующих на правах областных прокуратур, прокуратуры автономной области, автономных округов, городов и районов.
Генеральный прокурор может создавать прокуратуры районов с подчинением их прокурору города. В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Ростов, Екатеринбург и другие есть по несколько районов, в каждом из которых имеется прокуратура. Прокуратура этих городов как самостоятельное подразделение входит структурно в прокуратуру края, области или города. Прокурор города главным образом осуществляет организационные функции, не подменяя при этом прокурора области или края по осуществлению ими функций процессуального характера.
В систему органов
прокуратуры входят также
Переходя к
рассмотрению структуры
В Генеральной
прокуратуре образуется
В Генеральной
прокуратуре РФ имеются
Весьма существенные преобразования произведены Генеральным прокурором в структуре управления общего надзора. Приказом Генерального прокурора № 166-111 от 21 февраля 1992 года определена не только штатная численность этого управления, но и созданы отделы в управлении, что определяет главные направления в обще надзорной деятельности. В Управлении созданы: организационно-аналитический отдел; отдел по надзору за законностью правовых актов, издаваемых органами государственной власти и управления, а также должностными лицами; отдел по надзору за исполнением законов субъектами хозяйственной деятельности, политическими организациями и движениями; отдел по надзору за исполнением природоохранного законодательства; отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних.
Начальники управлений
и отделов Генеральной
Генеральный прокурор имеет помощников по особым поручениям. В управлениях и отделах есть старшие прокуроры и прокуроры, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Указанные должностные лица назначаются на должность и освобождаются от неё приказом Генерального прокурора РФ.
При Генеральной
прокуратуре РФ состоит Научно-
В целях повышения
квалификации следственных
При Генеральной
прокуратуре РФ состоит
В соответствии со ст. 14 Закона «О прокуратуре РФ» прокуратуру республики в составе РФ, прокуратуру края, области, городов Москвы и Санкт- Петербурга, автономной области, автономного округа, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
В прокуратуре республики в составе РФ, прокуратуре края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других работников органов прокуратуры. Коллегии могут быть образованы в прокуратурах автономных округов. Персональный состав коллегий утверждается соответствующими прокурорами.
В прокуратуре республики в составе РФ, прокуратуре края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономного округа, приравненных к ним прокуратурах образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками. В названных прокуратурах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следователи, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры республик в составе РФ, городов Москвы и Санкт- Петербурга могут иметь помощников по особым поручениям.
Прокуратуру города и района, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В прокуратуре имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи, а в прокуратурах городов - следователи по особо важным делам, назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурорами соответствующих республик в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа (ст. 15 Закона о прокуратуре).
Как было указано выше, к числу специализированных прокуратур относятся: органы военной прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, природоохранные прокуратуры и прокуратуры воинских частей. Генеральному прокурору РФ предоставлено Законом право создавать специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей и районов (ст. 10). В этих целях Генеральный прокурор использует имеющийся в его распоряжении специальный резерв штатной численности и средств материального и технического обеспечения.