Прокуратура РФ в системе управления государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является изучения истории образования органов прокуратуры России и их место в современной системе государственного управления.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с историей развития органа прокуратуры в XII в., советский и постсоветский период, и ознакомиться с текущим положением органов прокуратуры в системе государственного управления;
2. Раскрыть понятие, правовой статус и функции органов прокуратуры;
3. Определить и раскрыть контрольные (надзорные) функции прокуратуры;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. История российской прокуратуры ……………………………………………5
1.1. Становление органов прокуратуры (XVII в. – 1917 г.) …………………....5
1.2.Органы прокуратуры в советский и постсоветский период ……………….9
2. Место органа прокуратуры в системе современного государственного управления ………………………………………………………………………15
2.1. Понятие, правовой статус, функция органов прокуратуры, их место в системе государственного управления ………………………………………...15
2.2. Система органов прокуратуры в РФ ……………………………………....17
2.3. Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры …………………………………………………………………..…23
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы ………………………..…30
Приложение ……………………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 74.05 Кб (Скачать файл)

Система органов прокуратуры  закреплена в федеральном законе «О прокуратуре РФ» и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных  учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка.

Система органов прокуратуры  строится в соответствии с государственно-федеральным и административно-территориальным устройствам России. Кроме, того при организации военных и иных специализированных прокуратур учитываются приоритетные направления надзора или особенности организации объектов надзора.

Систему органов прокуратуры  РФ составляют13:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  • Прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;
  • Научные и образовательные учреждения.

Система органов прокуратуры  РФ, которую возглавляет Генеральный  прокурор РФ, состоит из трех звеньев (уровней).

Высшим звеном является Генеральная  прокурора РФ во главе с Генеральным  прокурором РФ.

К прокурорам второго звена  относятся прокуроры республик  в составе Российской Федерации, прокуроры краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов и Еврейской автономной области, а также специализированные прокуратуры: Волжская межрегиональная  природоохранная прокуратура ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байкнур», прокуроры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы ФСБ России, Московская городская военная прокуратура.

К прокуратурам третьего (низового) звена органа прокуратуры относятся  прокуратуры районов и городов (в городах без районного деления), а также военные прокуратуры  гарнизонов и приравненные к ним  прокуратуры.

Вопросы совершенствования  структуры органов прокуратуры  и повышения эффективности обеспечения  прокурорского надзора регламентируются Приказами Генерального прокурора  РФ.

  К территориальным  прокуратурам относятся: Генеральная  прокуратура, прокуратуры края, прокуроры  области, прокуратуры г.Москвы и г.Санкт-Петербурга, прокуратура автономной области, прокуратуры автономных округов, прокуратуры городов и районов, иные территориальные (межрайонные) прокуратуры.

Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, создаваемым  в тех случаях, когда существует объективная необходимость обеспечения  законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и  государства.

Военные прокуроры возглавляет  Главная военная прокуратура (ГВП), которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ. Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципом строительства  Вооруженных сил РФ и Военно-Морского Флота РФ и включает в себя:

  • Главную военную прокуратуру;
  • Военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы ФСБ России;
  • Московскую городскую военную прокуратуру и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
  • военные прокуроры гарнизонов, объединений, соединений и другие военные прокуроры, приравненные к прокурорам городов и районов.

Свои полномочия органы военной  прокуратуры осуществляют в Вооруженных  Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных  в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами (п.4 ст.46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Транспортным прокурорам подследственные дела о преступлениях  совершенных на полноте железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, судах, воздушных судах, в аэропортах, поездах, морских и  речных портах системы Министерства путей сообщения и Министерства транспорта РФ, а также о преступлениях, совершенных по службе работниками  государственных предприятий, учреждений и организаций системы Министерства путей сообщения, министерства транспорта РФ, (за изъятием автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной  службы России, Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, органов внутренних дел на транспорте, Федеральной таможенной службы РФ.

Возглавляет систему транспортных прокурор Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генерального прокуратуры Российской Федерации. В настоящее время соответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуроры на правах районных и управлениям железных дорог – транспортные прокуроры на правах прокурора субъектов Федерации.

Природоохранные прокуратуры  осуществляют надзор за исполнением  законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Федерации.

Систему органов прокуратуры  руководит Генеральный прокурор РФ, возглавляющий Генеральную прокуратуру  РФ и назначаемый на должность  Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч.1 ст.12 Федерального закона «О прокуратуре РФ»). В таком же порядке и происходит освобождение Генерального прокурора от должности согласно п. «з» ч.1 ст.102 Конституции РФ.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности  исполнения им своих обязанностей его  обязанности исполняет первый заместитель, а  в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого  заместителя или невозможности  исполнения ими своих обязанностей – один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с  установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочия Генерального прокурора РФ – пять лет. Сообщение  о назначении Генерального прокурора  РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется  в печати.

Генеральный прокурор РФ ежегодно лично представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской  Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

В Генеральной прокуратуре  РФ образуется коллегия в составе  Генерального прокурора РФ (председатель коллегии), его первого заместителя  и заместителя (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых  Генеральным прокурорам РФ. Коллегия Генерального прокурора является совещательным  органом, необходимым для выработки  решений по наиболее актуальным вопросам организации и деятельности органов  прокуратуры. Заседания коллегии проводится в плановом порядке или по указанию генерального прокурора РФ, но не реже одного раза в два месяца. Структура  Генерального прокурора РФ, так же как и иных прокуратур, не является застывшей, она изменяется в соответствии с изменениями задач, стоящих  перед прокуратурой, функций и  приоритетов в ее деятельности.

Согласно ст.13 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры субъектов РФ назначаются  на должность Генеральным прокурорам РФ по согласованию с органами государственной  власти субъектов РФ, определенными  самими субъектами РФ. Прокуроры субъектов  РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и только им могут освобождены от занимаемого должности.

Иные прокуроры назначаются  Генеральным прокурором РФ. К ним  относятся прокуроры городов  и районов, а также прокуроры  специализированных прокуратур. Они  подчинены и подотчетны вышестоящим  прокуратурам и Генеральному прокурору  РФ.

Таким образом, система органов  прокуратуры закреплена в Законе «О прокуратуре Российской Федерации» и представляет собой разветвленную  сеть территориальных, военных и  иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, взаимосвязанных и взаимообусловленных  единством решаемых задач по обеспечению  режима законности и правопорядка.   Все создаваемые на территории РФ органы прокуратуры должны непременно входить в единую систему органов  прокуратуры и действовать на основе Закона «О прокуратуре РФ», приказов и указаний Генерального прокурора  РФ. То есть, никто не может присваивать  функции прокуратуры на территории РФ.

 

2.3. Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры.

В.Ф. Крюков определяет «функции прокуратуры» как закрепленные Законом  о прокуратуре и вытекающие из установленных им целей и задач  органов прокуратуры основные направления  деятельности органов прокуратуры. Функции прокуратуры или направления  деятельности прокуратуры включают в себя надзорные (отрасли прокурорского надзора) и иные (ненадзорные) направления деятельности органов прокуратуры14.

Прокурорский надзор — это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор.

Специфичностью прокурорского  надзора как ид государственной  деятельности состоит в том, что  он не относится к деятельности одной  ветви власти (представительной, исполнительной, и судебной), но в то же время имеет признаки из этих властей. Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе РФ. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они, тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, продолжает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

Задачи надзора:

1) выявление нарушений  закона;

2) устранение выявленных  нарушений закона;

3) предупреждение нарушений  закона.

Изучая цели и задачи прокурорского надзора, месте прокурорского надзора в системе государственного органа, необходимо исходить из того, что прокурорский надзор – это особый вид государственной деятельности, осуществленными служащими Российской федерации. 

В.Г. Бессарабов выделяет следующие признаки прокурорского надзора:

1. прокурорский надзор  осуществляется от имени государства;

2. прокурорский надзор  – это вид официальной, установленной  государством властной, публичной  деятельности, осуществляемой в  законодательно определенных формах  и пределах, отличающейся от других  видов государственной деятельности прежде всего своей направленностью на обеспечение точного, безусловного и единообразного исполнения законов, относящейся к исключительным полномочиями прокуратуры;

3. прокуратура не уполномочена  надзирать за высшими органами  законодательной и исполнительной  власти и высшими должностными  лицами государства;

4. наличие у прокуратуры  специальных полномочий, включая  возможность использования законодательно  установленных форм реагирования;

5. прокурорский надзор  – это одно из направлений  прокурорской деятельности15.

Обычно принято выделять самостоятельные отрасли прокурорского надзора. Отрасль прокурорского надзора – это вид надзорной деятельности. Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре  РФ" выделяются следующие основные направления (отрасли) прокурорского надзора:

1)  надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ; органами местного самоуправления, военного управления; органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов:

2)  надзор за соблюдением прав и свобод человека госорганами, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами;

3)  надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4)  надзор за исполнением законов судебными приставами;

5)  надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера; администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Информация о работе Прокуратура РФ в системе управления государством