Прокуратура РФ в системе управления государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является изучения истории образования органов прокуратуры России и их место в современной системе государственного управления.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с историей развития органа прокуратуры в XII в., советский и постсоветский период, и ознакомиться с текущим положением органов прокуратуры в системе государственного управления;
2. Раскрыть понятие, правовой статус и функции органов прокуратуры;
3. Определить и раскрыть контрольные (надзорные) функции прокуратуры;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. История российской прокуратуры ……………………………………………5
1.1. Становление органов прокуратуры (XVII в. – 1917 г.) …………………....5
1.2.Органы прокуратуры в советский и постсоветский период ……………….9
2. Место органа прокуратуры в системе современного государственного управления ………………………………………………………………………15
2.1. Понятие, правовой статус, функция органов прокуратуры, их место в системе государственного управления ………………………………………...15
2.2. Система органов прокуратуры в РФ ……………………………………....17
2.3. Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры …………………………………………………………………..…23
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы ………………………..…30
Приложение ……………………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 74.05 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре  РФ», предметом отрасли надзора  являются:

- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам  правовых актов, издаваемых органами  и должностными лицами, указанными  выше.

Полномочия прокурора  при осуществлении общего надзора  регламентированы ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ». Так, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного  беспрепятственно входить на  территории и в помещения органов,  указанных в п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей  и должностных лиц предоставления  необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений;

- требовать выделения  специалистов для выяснения возникших  вопросов;

- требовать проведения  проверок по поступившим в  органы прокуратуры материалам  и обращениям, ревизий деятельности  подконтрольных или подведомственных  им организаций. Должностные лица  обязаны приступить к выполнению  требований прокурора или его  заместителя о проведении проверок  и ревизий незамедлительно;

- вызывать должностных  лиц и граждан для объяснений  по поводу нарушений законов.

Также прокурор вправе опротестовывать  противоречащие закону правовые акты, вносить представления, предостережения.

Таким образом, деятельность органа прокуратуры направлена на то, чтобы было надежно обеспечена охрана интересов государства, органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, прав и законных интересов граждан. Для того чтобы деятельность органов прокуратуры была в этом направлении эффективна, необходимо, чтобы она осуществлялась в условиях гласности, строжайшем соблюдении законов, демократии. Реагирование прокуратуры должно быть своевременным, оперативным, обоснованным, упреждающим и комплексным.

 

Заключение 

Подводя выводы к курсовой  работе на тему: «Прокуратура в системе государственного управления», сделаем следующие выводы:

Во-первых, в истории России, прокуратура создавалась как орган императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего Сената, других центральных и местных учреждений. Во время революционных и реакционных преобразований прокуратура с ее надзорной функции вообще превращалось в орган не нужный и, более того, мешающий государственному административному механизму.

Во-вторых, прокуратура с уверенностью смотрит в будущее, деятельность ее высоко востребована российским обществом, а основным участком работы данного органа должен стать надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В-третьих, все создаваемые на территории РФ органы прокуратуры непременно должны входить в единую систему органов прокуратуры и действовать на основе Закона «О прокуратуре РФ», приказов и указаний Генерального прокурора РФ.

В-четвертых,  для того чтобы деятельность органов прокуратуры  была в этом направлении эффективна, необходимо, чтобы она осуществлялась в условиях гласности, строжайшем соблюдении законов, демократии. Реагирование прокуратуры  должно быть своевременным, оперативным, обоснованным, упреждающим и комплексным.

В 19 в. Н.В. Муравьев, ставший впоследствии министром юстиции и генерал- прокурором России, оценивая статус прокуратуры того времени писал: «Русская действительность, отражающаяся на законе и еще больше на практике его применения, наложила на русскую прокуратуру настолько своеобразный отпечаток, что в ней быть может, со временем образуется новый, самостоятельный тип этого учреждения»16.

 Вывод о роли прокуратуры РФ в системе органов государственной власти возможно представить словами В.Ю. Шобухина: «Исключительность статуса Российской прокуратуры в системе органов государственной власти очевидна. Будучи важным звеном в системе сдержек и противовесов, она способствует взаимодействию различных ветвей единой государственной власти, их согласованному функционированию как единого государственного механизма»17.

Так, признавая прокуратуру органом государственной власти и соглашаясь с тем, что российская прокуратура столь самобытна и уникальна, что ее приходится признать самостоятельной ветвью государственной власти, высказывает свою настороженность по поводу того, что в современных цивилизованных странах прокуратура является органом исполнительной власти и в большинстве случаев входит в Министерство юстиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литератур

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Приор, 2001. 32с.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 № 4-ФЗ).

Электронный ресурс:

  1. Генеральный прокурор РФ [Электронный ресурс] – URL: http://genproc.gov.ru/ [05 ноября 20013 г.].

Литература:

  1. Баглай, М.В. Коституционное право Российской Федерации. Учеб. пособие/М.: НОРМА-ИНФРА, 2002 г. С.137.
  2. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. М.: Издательство зерцало, 2001. 31 с.
  3. Бессарабов В.Г. Правоохранительные органы. М.: Проспект (ТК Велби), 2010 г. 364-366 с.
  4. Бессарабов В.Г.Советская прокуратура (1922 – 1991 гг.)//Журнал российского права. 2002. № 12. 32 с.
  5. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 1993. 134 с.
  6. Кобзарев Ф.М. Прокуратура России: правовое положение и перспективы развития. М: МПСИ, 2002.
  7. Кожевников О.Л., Кравчук В.В. краткие разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»:Учеб. пособие/Под ред. О.Л.Кожевникова. Екатеринбург, 2006. 32 с.
  8. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. 11 с.
  9. Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорский надзор.  №6. 2002 г.
  10. Серов Д. Прокуратура России: начало пути//Законность. 2005. №12. 5-6 с.

 

Приложение №1

Структура Генеральной прокуратуры  Российской Федерации18.



1 Баглай М.В. Коституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.С. 137. 

2 Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации. Ростов н/Д,: 2000. С. 26.

3 Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. С.11.

4 Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб.: СПб университета, 1993. С.134.

5 Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебное пособие. М.: Издательство зерцало, 2001. С.31.

6 Бессарабов В.Г.Советская прокуратура (1922-1991 гг.)//Журнал российского права. 2002. № 12. С.32.

7 Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебное пособие. М.: Издательство зерцало, 2001. С. 44.

8 Серов Д. Прокуратура России: начало пути//Законность. 2005. №12. С. 5-6.

9 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

10 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

11 Конституция Российской федерации. Научно-практический комментарий (постатейный)/под ред. Ю.А.Дмитриева. М: ЗАО Юстицинформ, 2007. С.348.

12  Кожевников О.Л., Кравчук В.В. краткие разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»:Учебное пособие/Под ред. О.Л.Кожевникова. Екатеринбург, 2006. С. 32.

13 Приложение № 1.

14 Крюков В.Ф. Прокурорский надзор. Учебное пособие. М.: Норма, 2010. 45  с.

15 Бессарабов В.Г. Правоохранительные органы. М.: Проспект (ТК Велби), 2010. 364-366 с.

16 Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности.Т.1 М.: Униф. тип, 1889. С. 26.

17 Шобухин В.Ю. Прокуратура - основа надзорно-контрольной власти в России.// Государство и право. 2007. № 11. С. 89-94.

18


Информация о работе Прокуратура РФ в системе управления государством