Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора в России.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает Закон «О прокуратуре».

Содержание

Введение
1. Понятие, признаки и значения прокурорского надзора
2. Основные направления деятельности прокуратуры
3. Правовое регулирование прокурорского надзора
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 31.87 Кб (Скачать файл)

В ст. 3 Закона о прокуратуре содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие федеральные законы и международные договоры РФ. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ, принятыми в случаях, предусмотренных данным Законом.9

Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В этой же статье Конституции определен порядок  назначения и освобождения от должности  Генерального прокурора РФ, а также  нижестоящих прокуроров. Данным конституционным  положением закреплена независимость  прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование. Кроме того, оно способствует построению вертикали управления в системе  органов прокуратуры таким образом, что надзор за соблюдение законности осуществляется на всех уровнях власти независимо от местнических сепаратистских тенденций.

Однако  специфика федеративного устройства российского государства и сложившиеся  к моменту принятия Конституции  социально-политические условия обусловили тот факт, что в ч. 3 ст. 129 Конституции  закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов РФ назначаются  на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ.10

Однако  органы власти субъектов РФ не имеют  права принимать никаких правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции законодательство и управление прокуратурой относится исключительно к ведению Российской Федерации.

Закон о  прокуратуре состоит из семи разделов, которые включают в себя 54 статьи. В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.

Закон определяет предмет прокурорского надзора  относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора  и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В  нем также содержатся нормы, устанавливающие  порядок прохождения службы в  органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.

Учитывая, что прокурорский надзор охватывает широкую сферу правоотношений, деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися  в иных федеральных законах. Так, ст. 30 Закона о прокуратуре содержит правило, согласно которому полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Например, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД  по требованию прокурора, обеспечивающих ОРД, руководители этих структур обязаны  представить им оперативно-служебные  документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных  мероприятий с использованием оперативно-технических  средств, а также учетно-регистрационную  документацию и ведомственные нормативные  правовые акты, регламентирующие порядок  проведения оперативно-розыскных мероприятий. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность должностных лиц.

Полномочия  прокурора по осуществлению уголовного преследования, а также по надзору  за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия  определены в ст. 37 УПК.

Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, закреплены в КоАП. Например, в его ст. 25.11 содержатся указания на полномочия прокурора, который  вправе:

1) возбуждать  производство по делу об административном  правонарушении;

2) участвовать  в рассмотрении дела об административном  правонарушении, заявлять ходатайства,  давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения  дела;

3) приносить  протест на постановление по  делу об административном правонарушении  независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные  федеральным законом действия.11

Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.

Регламентируют  вопросы деятельности органов прокуратуры  и соответствующие указы Президента РФ. К ним, в частности, можно отнести Указы Президента РФ от 30.06.1997 № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации», от 01.08.2007 № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» и др.

Важную  роль в организации и деятельности прокуратуры играют нормативные  правовые акты, исходящие от Генерального прокурора РФ. Закон о прокуратуре  предоставляет Генеральному прокурору  РФ право издавать обязательные для  исполнения всеми сотрудниками прокуратуры  приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы  организации деятельности органов  прокуратуры, а также реализации мер материального и социального  обеспечения прокурорских работников. Указанные нормативные правовые акты занимают особое место в деятельности органов прокуратуры, поскольку  принимаются в соответствии с  текущей оперативной обстановкой, складывающейся в результате непосредственной работы прокуратуры по реализации своих  полномочий, а также управлению всей системой ее органов.12

Нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным  прокурором РФ, должны соответствовать  следующим требованиям: во-первых, приниматься  уполномоченным на это должностным  лицом прокуратуры (Генеральным  прокурором РФ или его заместителями); во-вторых, не противоречить Конституции  и федеральному законодательству; в-третьих, быть обязательными для исполнения всеми прокурорами и следователями  прокуратуры. Обязательное значение эти  нормативные правовые акты имеют  и для иных должностных лиц  органов, поднадзорных прокуратуре.13

 

 

Заключение

 

Прокурорский  надзор — один из важнейших методов  охранения законности. От его успешного  проведения во многом зависит процесс  построения правового государства, поскольку законность — неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это  отраслью государственной деятельности занимается прокуратура — единая централизованная система органов  государства.

Организация и порядок деятельности органов  прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Законом «О прокуратуре» и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными и межгосударственными  договорами (соглашениями).

На прокуратуру  не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законодательными актами.

В целях  обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, социально - экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Российской Федерации и других республик  в составе Российской Федерации, прав других национально - государственных  и административно - территориальных  образований, местных представительных органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и  движений прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и  контроля, юридическими лицами, общественными  объединениями, должностными лицами, а  также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов.

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009) "О прокуратуре Российской Федерации"
  3. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор. – М.: издательствоВелби Проспект, 2007. – 544 с.
  4. Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2006.- 140 с.
  5. Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.
  6. Прокурорский надзор: Учебник для вузов Под ред. засл. юриста РФ, д. ю. н., проф. А. Я. Сухарева. М.: Норма, 2007. - 480 с.
  7. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. - М.: Юристь, 2008. – 356 с.
  8. Скуратов Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы Российской Федерации // Законность. 1997. № 3.
  9. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Юрайт, 2008. - 400 с.

1 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009) "О прокуратуре Российской Федерации"

2 Прокурорский надзор: Учебник для вузов Под ред. засл. юриста РФ, д. ю. н., проф. А. Я. Сухарева. М.: Норма, 2007. - 480 с.

3 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

4 Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.

5 Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. - М.: Юристь, 2008. – 356 с.

6 Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.

7 Скуратов Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы Российской Федерации // Законность. 1997. № 3. С. 7.

8 Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.

9 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009) "О прокуратуре Российской Федерации"

10 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

11 Прокурорский надзор: Учебник для вузов Под ред. засл. юриста РФ, д. ю. н., проф. А. Я. Сухарева. М.: Норма, 2007. - 480 с.

12 Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2006.- 140 с.

13 Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. — 460 с


Информация о работе Прокурорский надзор