Процесс формирования правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - раскрыть сущность процесса формирования правовых норм.
Для достижения указанной цели обозначены основные задачи
- дать понятие правотворчеству;
- раскрыть принципы правотворчества и его стадии;
- рассмотреть понятие и виды форм (источников) права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВА 7
2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ЕГО СТАДИИ 12
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Процесс_формирования_парвовых_норм_готово.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Существование последнего источника столь же естественно  и очевидно, сколь закономерно возникновение и развитие самого социально обусловленного права.

В-четвертых, необходимо указать идеальные источники права. Под идеальными источниками права можно понимать философские и другие концепции, правовые воззрения, политические, теории и доктрины учёных и мыслителей, правосознание в купе с моралью и нравственностью, религии, вероучение как идейные организаторы общественных отношений, некоторые другие элементы правовой действительности.

В-пятых, с экономической стороны, с точки зрения восприятия в качестве источника права экономических факторов, существующих в том или ином обществе и оказывающих на процесс правообразования наряду с другими факторами определенное влияние. С учетом природы и характера данного источника права он обычно именуется экономическим источником права.

В отечественной и  зарубежной литературе экономическим факторам традиционно уделялось повышенное внимание. Их роль и влияние на развитие государства и права не только всесторонне изучались и оценивались, но при этом часто переоценивались и даже абсолютизировались.

В-шестых, с материальной стороны. Материальными источниками права можно считать само государство в целом и государственные органы в частности. Это точка зрения ярых позитивистов. Но, с другой стороны, с точки зрения социологической школы права, где влияние государства на право вторично, или, даже, школы естественного права, где роль государства мыслится ничтожной, источникам права может считаться общество, или же (естественно-правовая школа) у права вообще нет источников в материальном смысле оно изначально, абсолютно и первично по отношению к государству. Но эти споры бы были вечны и подобны истории про курицу и яйцо, если бы не появилась ещё одна точка зрения, согласно которой общество можно считать материальным источником права, но не первичным, а вторичным, то есть опосредованно, через государство влияющим на право. Последняя версия представляется наиболее истинной [9, с. 17].

Но материальный источник затрагивает не только проблемы правотворчества.

В-седьмых, наряду с указанными весьма многозначными представлениями  об источнике права последний рассматривается также в философском (философский источник) плане.

При трактовке источника  права с философской точки  зрения в философском плане, основное внимание обращается прежде всего на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой системы, того или иного источника права; на базе каких философских конструкций создается та или иная правовая система и соответственно система права.

В-восьмых, когда речь идет об источнике права, рассматриваемом в юридическом или формальном плане, то основное внимание исследователей концентрируется на совокупности способов возведения в закон воли политических сил, стоящих у власти. Именно здесь выделяют такие разновидности источников права как правовой прецедент, правовой обычай, нормативный договор и нормативно-правовой акт [9, с. 17].

Этот источник права  можно назвать формой права, но не внутренней, то есть не совокупностью  элементов, составляющих содержание данного элемента, другими словам - системой, а внешней, то есть объективным комплексом юридических источников, формально закрепляющим правовые явления и позволяющим адресатам правовых установлений ознакомится с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Следует заметить, что  формально-юридическое представление об источниках права в отечественной и зарубежной юридической литературе является в настоящее время, пожалуй, наиболее распространенным и часто употребляемым. Очевидно, это можно объяснить своеобразной, издавна сложившейся в юридической науке и практике традицией сведения реального (материального, духовного и иного) источника права к формальному. А кроме того (и это, вероятно, главное), сказываются широкая доступность формального понимания источника права, его гораздо большая, по сравнению с другими видами и представлениями об источниках права, определенность и в силу этого огромная возможность его практического применения и его практическая значимость.

И так, можно отметить достаточно большую амплитуду колебания гносеологии определения понятия источник права. Что свидетельствует о широком объеме понимания данной категории науки и, даже, образно выражаясь, некой локсодромности.

Подводя итог рассмотрения настоящего вопроса необходимо констатировать, что к наиболее распространенным видам исторически сложившихся форм (источников) права относятся правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины и религиозные писания.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог вышеизложенному, сделаем краткие выводы.

Формирование правовых норм происходит на основе возникновения  сложившихся условий жизни общества и деятельности государства, возникающих  при этом потребностей, целей и  т.д.

По сути своей формирование правовых норм определяется процессом  нормотворчества, представляющим собой условиям создания и закрепления социальных и правовых основ, правил поведения в обществе и государстве, с последующим их санкционированием в законодательных актах государства и принятием некоторых из этих основ в качестве, официально незакрепленных, но действующих, имеющих важное место во внутригосударственной общественной жизни.

Познание, анализ, научный  подход к формированию правовых норм несомненно необходимы для правотворчества государства. Но эти важные средства деятельности государства не следует отождествлять с самим социальным процессом формирования норм права. Государственное правотворчество лишь завершает и отражает воздействие на формирование норм права экономики, политики, конкретных интересов и представлений о праве, конкретных условий и сложившегося образа жизни, которые будут впоследствии закреплены в законе, нормативно-правовом акте.

Основными функциями  формирования правовых норм являются обоснование и совершенствование  правовых и социальных основ общества, развитие демократизма, законности в обществе и государстве, развитие социальной инженерии (создание с помощью права новых общественных отношений, его творческая роль), поддержание и развитие основных принципов нормотворчества, решение насущных проблем социальной и политической жизни.

Стремление государства  на создание правовых норм, способных  должным образом регулировать отношения  в обществе - основной вектор современного социального и политического  развития любого общества. В связи  с этим легко находит объяснение того, что социальное пространство заполняется договорами, конвенциями и иными нынешними социальными и политическими формами общежития государства и общества в целом. Не случайно и то, что юридическое образование, формирование юридически и социально грамотных граждан становится неотъемлемой частью современной жизни.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексеев С.С. Государство и право. - М., 2007. – 341 с.
  2. Бабаев В.К. Теория государства и права. - М., 2008.- 420 с.
  3. Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства: учебник. - М.: Юридическая литература, 2008. – 123 с.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2008. – 410 с.
  5. Вишневский А.Ф. и др. Общая теория государства и права / Под общ ред. А.Ф. Вишневского, 2-е изд., исправ. и доп. - Мн.: Тесей, 1999. – 560 с.
  6. Глущенко В.В. Теория государства и права. - М., 2010. – 420 с.
  7. Даль В. Толковый словарь. - М.: Терра., 2008. – 1014 с.
  8. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. - М., 1961. – С. 14-20.
  9. Калинин А.Ю. Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права. // Известие ВУЗов: Правоведение. - 2000. - №6. – С. 12-17.
  10. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 224 с.
  11. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2007. – 348 с.
  12. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1993 // НРПА.-199, №1. – 1/0;2004. - №188. – 1/6032.
  13. Кутафин О.Е. Основы государства и права. - М., 2006. – 421 с.
  14. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М., 2009. – 420 с.
  15. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение. - М.:ПИТЕР, 2007. - 267 с.
  16. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М., 2008. - 334 с.
  17. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: ЮРИСТЪ, 2004. – 194 с.
  18. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М., 2010. – 210 с.
  19. Общая теория права: Курс лекций./ Под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 2007. - 277 с.
  20. Общая теория права: Учебник для юридических вузов \\ Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под редакцией А.С. Пиколкина М., 2005 - 410 с.
  21. Рассолов М.М., Лучина В.О., Эбзеева Б.С. Теория государства и права. - М., 2009. – 178 с.
  22. Теория государства и права. / Под. Ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: ИНФА-М-НОРМА, 2007. – 218 с.
  23. Философский энциклопедический словарь. - М., 2009. - 860 с.
  24. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - 145 с.
  25. Чащин Ю.П. Правоведение. Учебное пособие. - Мн., 2005. – 301 с.
  26. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М., 2005. – 231 с.
  27. Щепаньковский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 2008. – 110 с.
  28. Юридический энциклопедический словарь. / Под ред. А.Я.Сухарева. - М., 2004. – 612 с.



Информация о работе Процесс формирования правовых норм