Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:23, контрольная работа
Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью, который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
Введение
Регион и центр: проблемы взаимоотношений
Региональная бюджетно-налоговая система
Регионализация и дезинтеграция
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью, который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
Региональная
политика - это целостное и
Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика – не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.
Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.
Региональная
политика является составной частью
общегосударственной политики в области
экономического и социального развития
страны. Можно считать, что региональная
политика — это система государственных
мер, определяющих взаимоотношения государства
с регионами на различных этапах социально-политического
развития. Так, на этапе планового ведения
хозяйства важнейшей внутриполитической
задачей являлось ускоренное развитие
производительных сил восточных районов.
От ее решения зависело экономическое
могущество страны
Регион и центр: проблемы взаимоотношений
Взаимодействия региональных и центральных органов власти в1992 - 1993 годах определялись в основном стремлением центра к системному реформированию экономики, а регионов - к защите от"негативных" последствий реформ. При этом часть регионов стремилась максимально использовать возникающие в процессе реформ возможности для экономического продвижения, другая часть пыталась скорректировать само направление экономического реформирования. Эти взаимодействия проходят в весьма сложной политической обстановке открытой конфронтации примерно равных по потенциальным возможностям ветвей власти, в условиях ослабленности институтов национальной государственности, высокого уровня социальной направленности, ограниченной лояльности силовых государственных структур. Как разворачивалось это противостояние, какова динамика взаимодействия центра и регионов? Особая острота проблемы в том, что во-первых, качественно видоизменяются экономические отношения, которые находятся в начале длительного этапа становления рынка; во-вторых, качественно обновляются и также находятся на начальном этапе не менее длительного становления федерализм и местное самоуправление. Структуризация власти на федеральном уровне традиционно рассматривалось как производная противоречий между представительной и исполнительной ее ветвями. Администрация Президента. Региональная политика федеральных властей в понимании президентский структур должна включать такие элементы, как:
1)
конституционный процесс (
2)
согласование интересов
Региональная бюджетно-налоговая система
Региональная бюджетно-налоговая система - это обособленная часть соответствующей государственной системы, связанная с последней генетически и структурно. Она составляет именно часть целого (пока существует целостность государства), по-своему отражая соотношение централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных тенденций. Региональная бюджетно-налоговая система - символ и гарант региональной ослабленности, независимости, самостоятельности. Отсюда утверждения типа "сильный (или независимый) бюджет - сильные (или независимые) регионы".Региональные бюджетно-налоговые системы - порождение и результат территориальной организации общества. Бюджетно-налоговые системы регионов Российской Федерации аккумулируют около половины всех бюджетно-налоговых потоков государства, с весьма заметными колебаниями в части расходов и доходов. Так, по данным Госкомстата России в первом полугодии 1993года в общих доходах на долю федерального бюджета приходилось48%, бюджета территорий - 52% (в 1992 г.- соответственно 44 и56%). В расходах федеральный бюджет занимал 53%, бюджет территорий 47% (61 и 39% в 1992 г.).В основе региональной бюджетно-налоговой системы лежит региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации и субвенции, а также региональные финансовые и налоговые отношения с "центром" и реже с другими территориальными уровнями. По элементному составу региональные бюджетно-налоговые системы аналогичны общегосударственным, отличаясь только отношениями. Например: налоги и сборы, дотации и субвенции присутствуют в обоих случаях, но государство их назначает, устанавливает, тогда как регионы с той или иной степенью свободы принимают их к исполнению и использованию. Региональные бюджетно-налоговые системы состоят из нескольких региональных подсистем разного уровня, при иерархическом построении территориальной организации государства (например: если населенный пункт входит в состав района, район - области, и т.д.) между этими подсистемами возникают бюджетно-налоговые отношения, во многом аналогичные отношениям типа "государство-регион".
Региональные
бюджетно-налоговые системы
1) Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков, по уровням территориальной организации государства(направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.
2)
Аккумулирование и
3) Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.
4) Сомообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов).
5) Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли "местного хозяйства", местные дороги и транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.
6) Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.
7)
Стимулирование определенных ценностных
региональных ориентиров населения, создание
условий для его деловой активности, для
структурных преобразований, для инвестиционной
привлекательности и т.д. Это вопрос не
только потенций территориального развития,
но и будущего бюджетно-налогового благополучия.
Региональные бюджетно-налоговые системы
во всех странах традиционный объект всеобщего
недовольства и критики. Основное требование
к бюджетно-налоговой системе - требование
целевой региональной ориентации рассматриваемых
систем, без которой они превращаются
в нижний уровень тоталитарно-государственного
бюджетно-налогового хозяйства. Одно из
существенных направлений развертывания
российских реформ, запущенных с 1993 года,
децентрализация в сфере внутригосударственных
финансовых отношений. началось формирование
некое гооснованного на качественно новых
принципах бюджетного союза Федерации
(ее субъектов и административно-
Особое место в механизме правового регулирования взаимодействия бюджетно-налоговых систем на федеральном и субфедеральном уровнях занимает Закон Российской Федерации "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербург",в котором установлены правовые основы оказания централизованной финансовой помощи регионам - субъектам Федерации. Важнейшие количественные пропорции в бюджетно-налоговых взаимоотношениях "центра" и регионов России определяют ежегодно принимаемые законы Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Проблема взаимоотношения разно уровневых бюджетно- налоговых систем имеет в условиях российской экономики два аспекта. С одной стороны рассматриваются взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. С другой стороны, - финансовые отношения между органами государственного управления Федерации и структурами местного самоуправления. В общем случае организация в России финансовых взаимоотношений между бюджетно-налоговыми системами различных уровней требует решения трех взаимосвязанных вопросов.
1 - по каким принципам должна быть распределена между разно уровневыми органами власти и управления ответственность за осуществлением соответствующих расходов.
2
- как необходимо распределить
источники доходов для
3
- связан с тем, что расходные
статьи бюджетов и финансовые
поступления обычно не совпадают по объему.
Одна из главных причин поддержания и
усугубления остроты ситуации на протяжении
последних 2-х лет - отсутствие единства
взаимоотношений бюджетов разных уровней,
нарастание процесса индивидуализации
бюджетно-налоговых отношений между Федерацией
и субъектами. Проблема в отсутствии ясных,
обоснованных и общепризнанных критериев
и процедур, применяемых в рамках общей
политики внутригосударственной передачи
средств. Это обстоятельство порождало
у регионов постоянное ощущение несправедливости,
заставляло подозревать федеральные органы
в проведении протекционистской политики
в отношении тех или иных регионов, вызывало
обострение межнациональных противоречий
и сепаратистских настроений. Необоснованный
дисбаланс в отношениях российского правительства
с регионами, касающихся налоговых отчислений
в федеральный бюджет и предоставления
из него дотаций территориям, спровоцировал
тезис"о неравноправности субъектов
Федерации". Появились даже различные
их классификации, базируемые на сравнении
регионов по уровню бюджетной обеспеченности,
объемам платежей в федеральный бюджет
и дотациям из него.