Религиозный аспект идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 22:36, реферат

Краткое описание

Религия - это сфера духовной жизни, форма общественного сознания, система духовных представлений, взглядов и убеждений людей, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующе поведение и специфические действия (религиозный культ), основанные на вере в сверхъестественное, на заложенном природой стремлении людей к высшему, идеальному и совершенному.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Религиозный аспект идеологии белорусского государства
Роль христианских ценностей в духовной жизни белорусского общества и человека…………………………………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………………..10

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозные аспекты Бел.гос-ва.docx

— 37.39 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

 

 

Государственное учреждение образования

«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХГОЛОГИЙ»

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

РЕФЕРАТ

по курсу «Основы идеологии белорусского государства»

Тема. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.                 

 Роль христианских ценностей  в духовной жизни белорусского  народа

 

 

 

 

Проверил: старший преподаватель

Шилов В.Д.


 

Выполнил: слушатель группы

Пв1-14 Лог

Молоканова К.О.


 

Минск, 2014

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Религиозный аспект идеологии белорусского государства

Роль христианских ценностей в духовной жизни белорусского общества и человека…………………………………………………………………………..4

Заключение……………………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Религия - это сфера духовной жизни, форма общественного сознания, система духовных представлений, взглядов и убеждений людей, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующе поведение и специфические действия (религиозный культ), основанные на вере в сверхъестественное, на заложенном природой стремлении людей к высшему, идеальному и совершенному.

Христианство является одной из наиболее распространенных и развитых религиозных систем мира. И хотя оно встречается на всех континентах - это прежде всего религия Запада.

Принятие Христианства в качестве официальной религии у большинства народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы приходится на IX - первую половину XI в., то есть на сравнительно короткий исторический период в два - два с половиной столетия. Всемирно-историческое по своему значению событие, христианизация славянских и неславянских народов, населявших государства, которые тогда уже охватывали половину территории Европы, явилась следствием крупных перемен в социально-экономическом и политическом развитии общества и оказала в свою очередь очень серьезное влияние на все сферы жизни, в том числе и на культуру. Целью данного реферата является анализ влияния христианства на европейскую культуру в эпоху раннего Средневековья.

Эта тема является актуальной, потому что учит понимать и уметь объяснить возникновение и развитие христианских мотивов в современной культуре Запада.

Проблема соотношения культуры и религии всегда вызывала большой интерес у мыслителей разных научных школ и мировоззренческих ориентаций.

Цель: Изучить религиозный аспект идеологии белорусского государства, а так же роль христианских ценностей в духовной жизни белорусского общества и человека.

Задачи: 1) Выяснить что же такое религия;

2) Определить  основные функции  религии;

3) Узнать что же такое христианство;

4) Определить религиозный аспект идеологии белорусского государства;

5) Изучить роль христианских ценностей в духовной жизни белорусского общества и человека

 

Часть 1. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.

Роль христианских ценностей в духовной жизни белорусского общества и человека.

 

Понятие «религия» возникло в древнеримской культуре и было употреблено впервые Цицероном (I в. до н. э.), который вывел его от латинского глагола «relegere», что значит «собирать», позднее, этот термин был употреблен раннехристианскими религиозными деятелями Лактанцием (III в.) «связывать, соединять» и Аврелием Августином (IV в.) «воссоединять, вновь связывать», то есть религияопределялась как путь воссоединения (или в христианском контексте «примирения») человека с Богом.

Современная религия представляет собой:

· Отражение объективной реальности;

· Общественную подсистему;

· Выражение глубинных общественных связей;

· Возникающее в процессе становления человека и общества аспекты их взаимодействия и жизнедеятельности;

· Необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий на них непосредственное воздействие;

· Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

· Феномен общественной культурны.

В своем историческом развитии религиозные представления человека выразились в ряд форм религий:

Ранние: тотемизм - вера в родство (происхождение) той или иной группы людей от животного или растительного предка; анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы, имеет более широкий, всеобщий характер, чем тотемизм; магия - комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов; фетишизм - приписывание отдельным предметам магические силы и свойства, способные влиять на ход событий и окружающий мир.

Развитые: политеизм - поклонение развитому пантеону (связанной между собой сверхъестественных сил) божеств, многобожие; монотеизм - поклонение оному единому Богу-творцу. Впрочем, религиозные системы могут и не иметь понятия Творца, а божеств относить к нашему материальному миру и сближаться на философском уровне с атеизмом (различные формы буддизма).

Религия выполняет целый ряд важных социальных функций, реализуемых как на общесоциальном (общество), так и на микросоциальном (личность) уровнях.

Общесоциальные функции религии:

Компенсаторная - восполнение человеческих слабостей (незнания) перед лицом природных или общественных сил, что имеет определенное позитивное значение;

Регулятивная - регулирует поведение людей, основываясь на догматической символике и других конфессиональных требованиях;

Интегрирующая - способствует консолидации общества, конфессиональному единству, другим формам сплочения людей;

Микросоциальные функции:

Мировоззренческая - удовлетворяет познавательные потребности, наделяет определенными жизненными ориентирами и установками, вытекающими из религиозного объяснения мира, символов и догматов той или иной религии;

Функция нравственного воспитания - несет общечеловеческие нормы морали, утверждая, что нравственные законы должны соблюдаться потому, что они есть веление Бога. Способствует нравственному совершенствованию, моральному оздоровлению человека и общества в целом;

Культурно-воспитательная и культуротворческая функции - в них реализуется собственная природа религии, и ее роль в жизни общества и личности.

Политическая - оправдание и/или обожествление власти.

Именно религия выполняла в древних и средневековых обществах и государствах роль идеологии, а в некоторых государствах играет роль идеологии и в настоящее время: Саудовская Аравия (вахаббитский ислам), Иран (шиитский ислам). Только с наступлением Нового времени в истории Европы в результате секуляризации (от лат. Secularis - «светский»), превращения церковного имущества в светское, проводившегося с целью ослабления экономического могущества и политической роли церкви в государстве, происходит окончательное становление светского государства. И все равно, даже во многих светских государствах религия и религиозные организации оказывают значительное влияние и на общество, и на политику, и на идеологию. Например, католические страны Европы - Италия, Испания, Португалия, православная Греция. Существуют и активно действуют различные политические партии, идеологией которых является непосредственно та или иная религия или религиозное направление (например, Христианско-демократический Союз в Германии или же христианско-демократическое движение в целом; в странах Восточной Европы религиозные организации выполняют функцию проводников радикальных социал-демократических идей социальной справедливости).

Являясь сложной системой, религия имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозная деятельность, религиозные организации.

Главным специфическим признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное сознание имеет также два относительно самостоятельных уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная психология - это совокупность несистематизированных представлений, идей, чувств, образов, настроений, переживаний, привычек, установок, потребностей, через призму которых человек воспринимает и оценивает окружающий мир в иллюзорной и фантастической форме (следствием религиозной психологии является мифологическое сознание - наиболее характерное для современного общества, когда человек получает такое количество информации, которое просто не в состоянии «обработать»).

Религиозная идеология - это стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются специально подготовленные люди, служители культа, богословы.

Как автономная система, религия тесно связана с этнокультурной традицией, причем именно эта связь в значительной степени определяет незыблемость ее авторитета. Опираясь на традицию, религия придает ее нормам сакральный характер, и тем превращает их в жесткий стандарт, в обязательный для всех стереотип поведения. Будучи включенной, вместе с собственно религиозными идеями и институтами в единую систему (религию в широком смысле), традиция создает своего рода непробиваемый защитный панцирь, предохраняющий структуру от разрушения под воздействием внешних сил. Именно в этом - обратное воздействие религии на жизнь общества, на характер культуры, на ход истории.

В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» провозглашается свобода совести. В статье 31 Конституции каждому человеку предоставлено право определять свое отношение к религии, т. е. исповедовать любую религию, лично или совместно с другими, или не исповедовать никакой. В статье 7 Конституции говорится, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Статья 5 запрещает создание организаций, ведущих пропаганду религиозной вражды. А в статье 16 прямо говорится о запрете деятельности религиозных организаций и их представителей, деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя или связана с нарушением прав и свобод граждан, угрожает их здоровью и моральности. Статьи 14 и 15 говорят о том, что государство регулирует отношения между этническими и социальными группами и обеспечивает сохранение и развитие их духовно-культурного наследия (в состав которого, естественно, входит и религия). Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования в Республике Беларусь носит светский характер (статья 9 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Законодательство Республики Беларусь о свободе совести находится в контексте Всеобщей декларацией прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений без различия расы, пола, языка, национальности, политических взглядов, происхождения и социального положения.

 

 

Христианство (от греческого christos - помазанник), зародившись первоначально в Восточном Средиземноморье в еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу, но решительно порвало с этой материальной основой, вступив с ней в противоречие. Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило необыкновенную силу экспансии. В I в. н.э. оно распространилось среди рабов-вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны земного шара.

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей Европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем нашла себе практическое поле для воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим вниманием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога.

В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций древнего Рима и прежних варварских племен возникла романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды - театр, музыка, скульптура, живопись. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система средневековья - схоластика.

Информация о работе Религиозный аспект идеологии белорусского государства